- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Африка как залог развития и процветания…..

«Имеющий ухо, да услышит…..» Евангелие от Матвея

«В 2020 году мировая экономика и торговля столкнулись с беспрецедентным в мирное время экзогенным шоком, особенностью которого является то, что государства сами накладывают серьезные ограничения на экономическую активность и трансграничный поток товаров, услуг и рабочей силы……» (из предисловия доклада Министерства экономического развития РФ).

Анализ данных ВВП России и ее внешнеторгового оборота за последние 10 лет показывает, что их текущие показатели далеки от запланированных. И причиной этого является не кризис мировой экономики, вызванный вирусом COVID-19, а неустойчивость самой экономической модели в целом и структуры внешнеэкономической деятельности в частности.

 

Таблица 1. Валовый внутренний продукт России в 2011-2020 гг, млрд долл. США

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 (прогн.)
Внешнеторговый оборот 2044,6 2202,7 2289,2 2056,6 1363,7 1282,7 1578,4 1630,7 1610,4 1460

По оценке МВФ (World Economic Outlook)

 

Таблица 2. Внешнеторговый баланс России в 2011-2020 гг, млрд долл. США

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

(янв.-сент.)

Внешнеторговый оборот 821,3 837,2 844,2 782,9 530,4 471,2 584,0 693,1 672,8 408,1
Экспорт 516,0 524,7 532,6 496,9 345,9 285,5 357,1 444,0 418,8 237,8
Импорт 305,3 312,5 317,8 286,0 184,5 185,7 226,9 249,1 254,1 170,3

По данным ФТС, Росстат

 

«Российский товарный экспорт слабо трансформировался за прошедшее десятилетие, сохраняя выраженную сырьевую направленность и низкий уровень диверсификации» (МинЭк РФ). В 2011-2020 гг. практически не изменилась ни структура экспорта, ни основные партнеры. Особенно важно обратить внимание не на традиционные экспортные сырьевые товары, на которые практически всегда есть спрос (в большинстве случаев вопрос стоит не как продать, а за сколько), а на продукцию с высокой добавленной стоимостью, которая показывает развитость промышленности и экономики страны: машины и оборудование, доля которых в общем экспорте не превышала за последние десять лет и 10%. А если из общей статистки убрать экспорт вооружения, то результат будет удручающим.

Товарная структура экспорта РФ  (в процентах)

 

2018 2019
[1] [2]

[3]

Источник: Федеральная служба государственной статистики

 

В дополнение к этому, за последние годы практически не меняется структура внешнеторговых партнеров России.

Структура внешнеторгового оборота по группам стран в январе-декабре 2019 года (январь-декабрь 2018 года)

[4]

Источник: Министерство экономического развития  РФ (по данным таможенной статистики)

Российская внешняя торговля является крайне нестабильной и подвержена постоянным колебаниям. Стабилизация кризисных периодов происходила не за счет расширения продуктовой линейки, а за счет перераспределения потоков с европейского направления на азиатское при отсутствии динамики развития новых рынков сбыта.

 

 «Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество»

Конфуций

Уже несколько десятилетий экспортная ориентация является важным императивом для большинства успешных мировых экономик. Чаще всего именно «Азиатские тигры» выступают примером эффективной промышленной политики, основанной на принципах активного вмешательства государства в высокотехнологичные сферы производства. При этом поддержка предприятий осуществляется исключительно на конкурентной основе и только в случае, если они успешно конкурируют на внутреннем и внешнем рынках.

Российские товары с высокой добавленной стоимостью слабо локализованы и содержат значительную импортную составляющую, а экспорт  демонстрирует несовершенство текущей политики и неспособность создать необходимые стимулы для выхода продукции российских предприятий с высокими степенями передела на внешние рынки. Все это говорит о необходимости изменения не только структуры внешнеэкономической деятельности России, но и ориентации на новые рынки сбыта, в частности Африку.

Африка сегодня — это не просто богатый разнообразными ресурсами континент, но и один из наиболее быстроразвивающихся регионов мира. Население африканского континента составляет более 1,3 млрд чел. (2019 г.) с медианным возрастом в 19,7 лет. В 2019 г. совокупный ВВП стран Африки достиг 2,4 трлн долларов, увеличившись за год на 4 %. При этом источником роста является внутренний динамичный экономический рост. Из-за спада мировой экономики, вызванного пандемией Covid-19, ожидается спад экономики Африканского союза на 1,4% в 2020 г.

Основными торговыми партнерами Африканского союза являются ЕС, Китай и Индия.

[5]

Именно Китай и Индия в последние годы становятся все более важными торговыми партнерами Африканского континента, товарооборот с которыми составил соответственно 208 млрд долларов и порядка 100 млрд долларов соответственно. Причем Индия из года в год увеличивает сотрудничество с континентом, используя различные варианты. Так в последнее время с целью усиления конкурентного преимущества с Китаем Индия для продвижения собственной продукции использует Коридор Роста Индия-Япония-Африка (India-Japan-Africa Growth Corridor).

Что касается России, то, к сожалению, в постсоветские годы она практически ушла из Африки. В настоящий момент товарооборот между РФ и африканским континентом по различным данным составляет около 20 млрд долларов. Наше слабое присутствие объясняется не только отсутствием информации и представительств (на территории Африки осталось 4 Торгпредства), но и разнонаправленностью действий, а также взаимоисключающей конкуренции со стороны российских корпораций, призванных улучшать торговый климат. Тогда как для продвижения национальных интересов в США, Китае, ЕС и т.д. работают специализированные компании по налаживанию сотрудничества с Африканским континентом.

В настоящее время продвижением российских экономических интересов в Африке в основном занимаются несколько учреждений:

 

Кроме того, было создано несколько некоммерческих объединений, таких как:

 

И, наконец, пытаются участвовать в данном процессе также «Деловая Россия», «Опора России», РСПП.

 

С одной стороны, даже столь укороченный список вызывает уважение и должен вселять оптимизм, что интересы российского бизнеса активно продвигаются и защищаются. Однако в реальности дела обстоят иначе.

 

«Недостаточно только получить знания, надо найти им приложение».

И. Гёте

 

Сегодня российская международная торгово-экономическая система, как никакая другая, требует реорганизации и структурирования. Необходимо разработать единый унифицированный подход в работе всех структур, которые в той или иной степени занимаются поддержкой внешнеторговой деятельности. Реструктуризация и, возможно, ликвидация множества, зачастую дублирующих друг друга административных единиц, поможет российским компаниям не только успешно конкурировать на мировом рынке, но и, с учетом глобализированности мировой экономики, повысить собственную эффективность, в т.ч. через модернизацию производств в обход международных санкций.

Исключительно актуальными оказались положения организации внешней торговли, изложенные в 1920-х годах прошлого столетия  М.Кауфманом в книге «Организация экспортной торговли СССР», в которой он писал, что «развивающиеся экономические отношения ….и необходимость широких операций на внешних рынках в условиях изоляции и жесткой конкуренции требуют особой гибкости организационных форм внешней торговли, способных, с одной стороны, охранить интересы народного хозяйства путем завоевания наиболее выгодных позиций и, с другой, обеспечивающих достаточно свободное развитие деятельности торгово-промышленных органов по экспорту и импорту».

В этом году весь мир отмечает 60-ю годовщину независимости Африки, вклад СССР в процесс деколонизации которой общепризнан как значительный. И именно этот удивительный континент может и должен стать драйвером роста экономики России, который поможет преодолеть отставание нашей промышленности, позволив провести ее быстрое перевооружение и, как итог, идти в ногу с вызовами XXI в. (N.B. На дворе 2021 год!)

Сегодня, как никогда, остро стоит вопрос создания специализированной ГОСУДАРСТВЕННОЙ компании по Африке и Ближнему Востоку (Российско-Африканской Компании), а также новой должности Представителя Президента по экономическим вопросам со странами Африки. Их исключительные полномочия позволят не только навести порядок в работе ведомств, но и выработать единую стратегию, прежде всего с Министерством иностранных дел и Минпромторгом, чтобы совместно продвигать цели и интересы России на мировой рынок, что в конечном итоге будет способствовать процветанию нашей страны.

 

*Игнатьев Валентин Сергеевич

Директор Центра стратегического сотрудничества

со странами Африки и Ближнего Востока ТПП РФ

Доктор экономических наук, MBA

Член-корр. РАЕН