- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О новой внутриполитической ситуации в Ливии

Консультативный комитет Форума ливийского политического диалога (ФЛПД), сформированный в начале января, собрался в среду на четырехдневное заседание в женевском Дворце наций. Его задача состоит в обсуждении вопросов, касающихся механизма формирования единых исполнительных органов в Ливии, сообщила пресс-служба Отделения ООН в Женеве. Комитет учрежден «для обсуждения нерешенных вопросов, касающихся выборного механизма единых исполнительных органов, и внесения конкретных и практических рекомендаций, на основе которых пленарное заседание ФЛПД должно будет принимать решения», пояснили в пресс-службе. Подчеркивается, что намеченная ранее дата общенациональных выборов в стране — 24 декабря 2021 года — является «руководящим принципом». Миссия ООН в Ливии сообщила 3 января об избрании с участием Форума ливийского политического диалога 18 представителей в консультативный комитет. Она подчеркнула, что «мандат комитета будет строго ограничен по времени», напомнив, что «главной целью остается проведение в Ливии национальных выборов 24 декабря 2021 года». Уже долгое время в стране существуют два органа исполнительной власти — Правительство национального согласия (ПНС) Фаиза Сарраджа в Триполи вместе с возглавляемым им же Президентским советом (исполняет роль главы государства) и происламистским Высшим государственным советом (ВГС, исполняет исключительно консультативную роль) и восточный кабмин, поддерживаемый Палатой представителей (ПП, постоянный избранный парламент) и Ливийской национальной армией (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара. Отметим в этой связи несколько моментов.

  1. На фоне всех этих официальных усилий под эгидой ООН продолжается активность и на поле неформальной дипломатии. Министр иностранных дел ПНС Мухаммед Сиала был приглашен посетить Каир в ближайшие несколько недель, чтобы встретиться со своим египетским коллегой Самехом Шукри. Этот визит должен состояться в рамках оттепели в дипломатических отношениях с правительством президента АРЕ А.Ф.ас-Сиси, которую инициировал министр внутренних дел ПНС Фатхи Башага. Сам Башага на этом фоне теперь открыто претендует на пост премьер-министра будущего коалиционного правительства. Улучшение дипломатических отношений между Каиром и Триполи началось две недели назад, когда 27 декабря египетская делегация прибыла в Триполи. Этот визит стал первым визитом официальной египетской делегации в ливийскую столицу с 2014 года, когда началась гражданская война между Восточной и Западной Ливией. Башага и Сиала тогда встретились с Айманом Бади, «вторым номером» египетской разведки, и Мухаммедом Абу Бакром, помощником египетского министра иностранных дел по ливийским делам. Они обсудили соглашение о прекращении огня от 23 октября 2020 г. и резолюции, принятые в тот же день Совместной военной комиссией «5+5». Известно, что президент АРЕ А.Ф.ас-Сиси поддержал обе инициативы, рассматривая их как способ обеспечения безопасности западной границы Египта. Премьер-министр ПНС Фаиз Саррадж, который больше склонен разговаривать с правительством в Анкаре, остался на периферии этого улучшения отношений между Триполи и Каиром, как и его министр обороны Салахеддин Намруш, который также находится под сильным влиянием Турции. Тем не менее, Саррадж позволил Башаге продолжить этот процесс. В этом контексте Фатхи Башага может рассчитывать на поддержку второго человека в структуре Президентского совета Ахмеда Миитига. Этот мисуратовский бизнесмен зарекомендовал себя как знаковая фигура ПНС, который выступает за последовательное улучшение отношений с Киренаикой после того, как ему удалось заключить соглашение с Хафтаром 18 сентября, которое позволило возобновить добычу нефти.
    Ливия и Египет также надеются возродить свои экономические отношения. В феврале Мухаммед Райед, бизнесмен из Мисураты, возглавляющий группу пищевой промышленности «Аль-Насим» и председательствующий в совместном Союзе торговых палат Ливии, планирует принять делегацию ливийских бизнесменов в Каире. Этот дипломатический успех мог бы способствовать реализации властных амбиций министра внутренних дел ПНС, который 9 января подтвердил свое намерение заменить Сарраджа на посту премьер-министра после завершения работы спонсируемого Организацией Объединенных Наций Форума ливийского политического диалога. Он также прямо связал нынешний прогресс с победой Джо Байдена на президентских выборах в США. В этой связи французские эксперты указывают на то, что появление новой администрации в Соединенных Штатах подталкивает стороны ливийского конфликта к изменению позиции, и особенно Египет, который может оказаться под жесткой критикой из Вашингтона из-за своих тесных отношений с командующим Ливийской национальной армией Х.Хафтаром, который в свое время получил открытую поддержку от Дональда Трампа, но теперь Вашингтон, вероятно, займет в отношении него более жесткую позицию после назначения Энтони Блинкена на пост госсекретаря. В этом контексте отметим, что Трамп так и не предоставил Хафтару иммунитета от судебных преследований, что уже вызвало отток из его команды нескольких американских адвокатов. Прежде всего, это Дункан Левин. Это очень ясный симптом того, что в самом скором времени в отношении Хафтара возобновятся в полной мере судебные расследования по обвинению в совершении военных преступлений во время гражданской войны в Ливии. В частности, в Тархуне, где найдены массовые захоронения.
  2. Эта новая внутриливийская политическая ситуация по факту означает резкое ослабление политического влияния спикера Палаты представителей в Тобруке Акилы Салеха. После провала попытки организовать союз с министром внутренних дел ПНС Фатхи Башагой, Акила Салех стремится восстановить свою дипломатическую поддержку, начиная с Франции. 11 января он срочно прибыл в Париж. Бизнес-джет Air Libya Gulfstream G300, на котором он летел из Эль-Бейды, приземлился в парижском аэропорту Ле-Бурже около 3.30 вечера по местному времени Президент французского Сената Жерар Ларше, который был готов принять его в 8 утра, смог встретиться с ним только в конце дня. Вместе с Акилой Салехом прибыли председатель комитета по иностранным делам Палаты представителей Юсеф аль-Аури и заместитель Саад Могхаиб. Акила Салех не сделал никаких заявлений относительно причин своего визита, в ходе которого он также планирует провести переговоры с председателем Национального собрания Ришаром Ферраном и встречи в Министерстве иностранных дел Франции. Глава Палаты представителей остро нуждается в восстановлении своей дипломатической поддержки после провала его альянса с Башагой. 19 ноября Башагу со всеми почестями приняли в Париже, а в декабре прошлого года пригласили посетить Москву. Он также сделал реверанс в сторону ЕС, подписав в декабре меморандум о взаимопонимании с женевским Центром по управлению сектором безопасности в целях реформирования ливийских институтов и нефтяных объектов. Нефтяные объекты страны находятся в самом центре политических и геополитических проблем, стоящих на кону в конфликте. Башага также активизировал свои контакты с Египтом: 28 декабря принял делегацию из Каира в Триполи. Позиции Акилы Салеха также были ослаблены внутри страны. Ряд членов Палаты представителей, которые поддержали власти в Триполи, оспаривают его легитимность в качестве главы парламента и пытаются сократить его мандат. В качестве ответной меры в конце декабря он попытался исключить 35 членов Палаты представителей, но его решение было немедленно оспорено и заблокировано. Более того, депутат от Сормана Фаузи аль-Нувайри пытается максимально использовать ослабленные политические позиции Акилы Салеха, чтобы досрочно избрать нового спикера Палаты представителей.