- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О военной ситуации на северо-востоке Сирии

Первое в 2021 году совместное патрулирование провели 8 января российские и турецкие военнослужащие в провинции Хасеке на северо-востоке Сирии. Оно прошло без каких-либо происшествий, сообщил журналистам старший колонны Вооруженных сил Российской Федерации майор Сергей Замай.
«Сегодня впервые в 2021 году проведено совместное российско-турецкое патрулирование. Патрулированию предшествовала тщательная подготовка вооружения и военной техники, личного состава, работа координационного центра. Патрулирование прошло в штатном режиме, без происшествий2, — сказал он.
В ходе патрулирования военнослужащие двух стран прошли маршрут в 50 километров и провели мониторинг пяти населенных пунктов, а также нефтяных полей провинции. До войны провинция Хасеке была одним из самых перспективных промышленных районов страны. Сейчас вышки остановлены и объем добычи нефти упал в 20 раз по сравнению с довоенным.
В совместном патрулировании приняли участие 80 российских и турецких военнослужащих. Колонна включала в себя бронеавтомобили «Тигр», «Рысь», «Тайфун» и турецкие Kirpi II. С воздуха их прикрывали вертолеты Ми-8АМТШ и Ми-35 армейской авиации ВКС России.
Маршруты совместного патрулирования российская и турецкая стороны составляют совместно. Во взаимодействии военнослужащим помогают военные переводчики. Несмотря на возобновление совместного патрулирования и отсутствие широкомасштабных боев, французские эксперты сходятся во мнении, что основные международные спонсоры сирийского конфликта находятся сейчас в тупике на северо-востоке Сирии. Особенно непростая ситуация сложилась для Турции в районе города Айн-Исса. Сирийские протурецкие прокси при активной поддержке сотрудников турецкой разведки МIТ ежедневно с середины декабря обстреливают позиции курдских «Сил демократической Сирии» (СДС) в северо-восточном сирийском городе Айн-Исса. Но при этом масштабного наступления, которого практически все наблюдатели ожидали с конца прошлого года, не произошло. В качестве одной из главных причин этого те же французы называют различные повестки дня основных международных игроков, что объективно ограничило их желание идти на какие-то решительные действия и привело к нынешнему крайне напряженному статус-кво. Анкара не скрывает своего желания оспорить соглашение о прекращении огня, достигнутого в октябре 2019 года и вытеснить курдские силы на северо-востоке Сирии, но она понимает все риски начала новой серьезной военной операции в этот ключевой переходный период в США. Неминуемое возвращение чиновников администрации Б.Обамы, таких как Бретт Макгурк, который был одним из главных архитекторов создания СДС в 2015 году, предвещает вероятное продолжение прокурдской линии администрации Джо Байдена, и президент Турции Р.Т.Эрдоган не хотел бы поощрять сейчас напряжение в двусторонних отношениях, развязывая новые военные действия против курдов. На этом фоне у турок к тому же начались проблемы с рекрутированием в рамках ротации сирийских боевиков для ливийского фронта. В то время как МIТ продолжает мобилизовывать с этой целью своих доверенных лиц в Сирии, несмотря на соглашение о прекращении огня, подписанное в Женеве в октябре, нанятые сирийские боевики все громче жалуются на то, что им не платят согласно подписанным контрактам. В беспрецедентной демонстрации неповиновения некоторые из них даже дошли до демонстрации в январе на территории военной полицейской академии к югу от Триполи. Боевики группировок, дислоцированных в Ливии – «Дивизия Султан Мурад», «Бригада «Аль-Хамза» и «Аль-Мутассем» – напрямую обратились к главе MIT Хакану Фидану с требованием платить им напрямую, а не отдавать их жалованье их командирам, которые затем распределяют его. Некоторые боевики утверждают, что командиры групп намеренно удерживают деньги, вызывая тем самым задержки выплаты зарплат. Протесты начались, когда различные группы сирийских наемников, которые понесли тяжелые потери с тех пор, как год назад вступили в бой с ЛНА, стали испытывать серьезный кризис доверия к своему командованию. Эта ситуация напрямую негативно влияет на моральный дух оставшихся в Сирии боевиков и их готовность участвовать в зарубежных проектах МIТ.
Между тем Россия, установившая в декабре в Айн-Иссе три новых поста военной полиции, сейчас старается использовать военное давление на курдов со стороны Анкары для того, чтобы вынудить их передать Айн-Иссу под контроль правительственной сирийской армии.. Россия вела переговоры с местными командирами СДС в надежде доказать им, что США не в состоянии защитить своих курдских доверенных лиц и тем самым удержать их на своей стороне. Однако этого сделать не удалось, командиры СДС предпочли прервать эти переговоры в конце декабря. Пресс-секретарь СДС Кино Габриэль объявил в этой связи, что группа отказалась переходить под контроль Москвы и Дамаска, несмотря на усиление военного давления со стороны протурецких боевиков. Такая позиция курдов была обусловлена сохранением соответствующей поддержки со стороны США. На этом фоне
Командование специальных операций США (USSOCOM) продолжают оказывать поддержку СДС в рамках сдерживания возможной экспансии турецких или сирийских сил на северо-востоке. Эта поддержка была сохранена Пентагоном, несмотря на попытки президента Д.Трампа прекратить или сократить ее в преддверии инаугурации Дж.Байдена.
В этой связи особую озабоченность Москвы вызывает возросшая активность организации «Хуррас ад-Дин» на севоро-востоке Сирии. 1 января сирийское отделение «Аль – Каиды» (запрещена в России) «Хуррас ад-Дин» («Хранители религии») взяло на себя ответственность за взрыв заминированного автомобиля на российском посту к югу от города Айн-Исса. Позже российский спецназ ликвидировал в этом районе 11 боевиков этой группы. До этого нападения «Хуррас ад-Дин», созданная в 2018 году, действовала только в районе Идлиба, и ее экспансия в Восточную Сирию вызывает беспокойство не только российских и сирийских военных, но и курдов. Присутствие «Хуррас-ад-Дин» за пределами ее обычной зоны действия говорит о том, что она стала располагать серьезными финансовыми средствами и смогла восстановить свой боевой потенциал, несмотря на неоднократные воздушные удары ВВС США. Американские разведисточники даже говорят о том, что «Хуррас ад-Дин» смогла заключить альянс с оставшимися боевиками «Исламского государства»  (ИГ, запрещено в России). До этого, ИГ и «Аль-Каида», представленная в Сирии «Джебхат ан-Нусрой» до ее роспуска в 2016 году, никогда не объединяли свои силы с момента их раскола в 2013 году.