- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль готовит варианты противостояния ядерной угрозе Ирана

Ведущие израильские СМИ сообщили в пятничных выпусках, что Армия обороны Израиля (АОИ, на иврите ЦАХАЛ) возобновила подготовку к возможному военному удару, направленному на уничтожение иранских ядерных объектов.  По утверждениям СМИ, Израиль готовится к трем вариантам противостояния ядерной угрозе Ирана. По всей видимости, неслучайно информация о таких  действиях силовиков появилась  одновременно в нескольких израильских СМИ. Это дает основание предполагать, что она исходит от израильских служб безопасности. Возможно, таким образом Израиль хотел бы дать понять новой американской администрации избранного президента Джо Байдена, что, если он захочет  достижения компромисса по ядерной программе  ИРИ  и будет реально действовать на этом направлении, Израиль будет реагировать  в одиночку и  самостоятельно, защищая свою безопасность.

Как написали СМИ, начальник Генштаба ЦАХАЛа генерал Авив Кохави дал указание армейскому руководству разработать  несколько различных вариантов  возможной атаки, направленной на выведение из строя ядерной инфраструктуры Исламской Республики Иран.  Хорошо известно, что ЦАХАЛ обычно разрабатывает всевозможные альтернативные сценарии, чтобы потом действовать сообразно реальной обстановке.  Нынешняя ситуация предполагает такое же развитие событий, нацеливаясь, по сути, на создание военного сдерживания, которое может удержать иранцев от опрометчивых шагов по как можно быстрому овладению атомной бомбой. Именно в этом, написала самая крупнотиражная израильская газета «Исраэль гайом» («Израиль сегодня») состоит сущность действий, продвигаемых министром обороны Бени Ганцем.

Еще один шаг Израиля, предпринятый накануне вступления в должность Байдена, заключается в создании комиссии по изучению реалий политики  новой американской администрации на иранском направлении. В Израиле хотели бы определенным образом изучить, как будут осуществляться шаги по сближению и примирению с иранским режимом, о которых уже не раз высказывался новый глава Белого дома. Это нужно для того, чтобы понять, как Израиль способен повлиять на этот процесс. Во главе комиссии стоит Йоси Коэн, директор службы внешней разведки Израиля (Моссад). Уже скоро члены комиссии намерены отбыть в США, чтобы провести серию предварительных консультаций с высокопоставленными американскими функционерами.

В Израиле с тревогой наблюдают над интенсифицировавшимися в последнее время в Иране попытками ускорить развитие своей национальной ядерной программы, в которой в Израиле видят военный аспект. 14 января Израиль призвал Совет Безопасности ООН оказать давление на Тегеран, чтобы тот воздержался от наращивания ядерной деятельности и нарушения своих предыдущих обязательств, изложенных в подписанном в июле 2015 г. атомном соглашении – СВПД.  В своем письме постоянный представитель Израиля в ООН Гилад Эрдан написал, что его страна будет решительно защищать свою безопасность и жизни своих граждан». Г.Эрдан напомнил, что иранский режим приступил с начала этого года к обогащению урана до 20% и приближается к созданию ядерной бомбы. Хотя США и некоторые европейские страны подвергли критике действия Тегерана, никаких мер по их  предотвращению предпринято не было. Видя отсутствие реакции мирового сообщества, Иран идет  на другие нарушения режима СВПД, в частности, на производство плутония на реакторе на тяжелой воде в Араке, запуск новых центрифуг в Натанзе. 14 января стало известно о новом «достижении» иранских атомщиков, приблизившихся к стадии сборки ядерных боеголовок. Комментируя такую политику ИРИ, ее министр иностранных дел Мохаммад-Джавад Зариф мотивирует ее легитимность тем, что директиву об усилении ядерной активности выпустил верховный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи и поэтому она «имеет обязательную силу». Израиль призвал международное сообщество положить конец этому процессу, который, несомненно, приближает иранский режим к созданию атомной бомбы.

Игнорирование мировым сообществом таких  шагов ИРИ, отчасти, связано с тем, что мир стоит перед крупными глобальными вызовами типа пандемии коронавируса и вытекающими из нее экономическими неурядицами. По всей видимости, в США, занятых сейчас вопросами переходного периода, также ослабло внимание к реалиям иранской атомной политики. В этой связи постоянный представитель Израиля в ООН Г.Эрдан представил Совету Безопасности ООН комплексный план по проблемам безопасности, который призывает к сдерживанию вызовов, исходящих в том числе от иранского режима.

Возможная военная акция, о которой сообщили 15 января израильские СМИ, является крайней мерой, на которую Израиль гипотетически  может пойти, защищая свое суверенное право на существование. В течение последних десятилетий этот вопрос не раз дискутировался в еврейском государстве. В 2019 г. эту актуальную для Израиля  и Ирана тему подняла книга известного публициста, журналиста и писателя Илана Кфира ««Суфа» по пути в Иран». Лежащие в ее основе документы говорят о том, что трижды в период с 2009 по 2012 г. Израиль находился на грани воздушного нападения на иранские ядерные объекты. Руководство страны не раз заявляло, что если не будет достаточного международного давления, способного обуздать иранскую ядерную программу, то еврейское государство способно собственными силами положить ей конец. Ряд последних по времени публикаций показывают, что Израиль был очень близок в реализации этой цели. Операция должны была быть проведена при помощи самолетов израильских ВВС F-16 «Суфа».

Последняя по времени попытка такой операции была намечена на октябрь 2012 г. Ее следы были обнаружены американскими разведывательными спутниками примерно в середине октября 2012 г. Как сообщила в те дни газета Wall Street Journal, расшифрованные фотографии однозначно доказывали, что это были F-16 «Суфа», принадлежащие ВВС Израиля. Аналитики из ЦРУ и Министерства обороны США пришли к однозначному и ясному выводу: в Израиле принято решение атаковать ядерные объекты Ирана. Была определена и дата: третья неделя октября 2012 г., то есть всего за две недели до президентских выборов в США. Как и в эти дни, активным и настойчивым сторонниками такого шага выступал премьер-министр Б. Нетаньяху, ряд других политиков правого лагеря. В оппозицию такому решению встали бывший и тогдашний начальники Генерального штаба ЦАХАЛа Г. Ашкенази и Б. Ганц. Не согласны были с таким решением  и главы Моссада М.Даган  и Т.Пардо. Разными были тогда и подходы лидеров Израиля и США к силовому решению иранской ядерной программы. В итоге, тогда акция не была реализована. На сегодня это означает, что иранская ядерная угроза сохраняется, и стабильность в регионе постоянно находится в состоянии неустойчивого равновесия.