- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Прогнозы относительно ближневосточной политики ФРГ в свете смены председателя партии ХДС

По результатам цифрового съезда старшей коалиционной партии ФРГ ХДС ее новым председателем становится министр-президент одной из крупнейших германских земель Северный Рейн – Вестфалия А.Лашет. Данное событие повышает шансы политика занять пост федерального канцлера в рамках намеченных на текущий год выборов. Уже сейчас большинство обозревателей сходятся во мнении, что ключевой в ходе избирательной кампании окажется внутриполитическая ситуация, что обусловлено эпидемиологической обстановкой в стране, а также экономическим кризисом, связанным с серией локдаунов, введенных для борьбы с коронавирусом. Впрочем, названные обстоятельства не умаляют значения внешнеполитической проблематики для будущего кабинета министров, который имеет шанс возглавить А.Лашет.

Наибольшие позитивные ожидания на фоне прихода нового председателя ХДС вполне справедливо могут сформироваться в Израиле, интерес к которому политик проявил как глава земли Северный Рейн – Вестфалия. Весной прошлого года, уже выдвинув свою кандидатуру на пост главы партии, А.Лашет посетил ближневосточное государство, где в беседах с первыми лицами сосредоточился на двух важных, с его точки зрения, обстоятельствах. Первое из них – необходимость более решительного противодействия антисемитизму и правому экстремизму. По словам А.Лашета, прозвучавшим тогда в беседе с израильским президентом Р.Ривлиным: «Смысл существования Германии – обеспечивать безопасность государства Израиль… Но смысл существования также и в том, чтобы гарантировать безопасность евреев Германии».

Сказанное имеет два важных следствия. Во-первых, в том, что касается Израиля, страна получает в лице А.Лашета некие гарантии, что ультраправые партии будут дистанцированы от власти. Так, согласно обнародованной ранее позиции германского политика, ни на федеральном, ни на земельном уровне такие политические силы не должны приобретать реальный вес в процессе принятия решений, при этом речь идет не об их сознательной изоляции, что, скорее становится козырем, а о фактическом перевесе в борьбе за голоса электората. Во-вторых, риторика А.Лашета явно способна найти отклик у еврейских организаций ФРГ, руководством которых неоднократно за последнее время подчеркивалась угроза для еврейской жизни в Германии, причем не только общественной, но и частной.

Еще один важный момент для Израиля заключается в склонности А.Лашета укреплять экономический и инновационный компонент сотрудничества с ближневосточным государством. Будучи во главе Северного Рейна – Вестфалии он пытался развивать привлекательность вверенной ему земли, что способствовало установлению прямых контактов представителей предпринимательских сообществ двух стран. В марте 2020 г. начало работу  экономическое представительство земли в Израиле, что Р.Ривлин назвал заслугой А.Лашета. В случае занятия им ключевого поста, тенденция может развиться и на общегосударственном уровне, однако, политический эффект от торгово-экономического взаимодействия остается под вопросом. Так, бизнес-офис Северного Рейна – Вестфалии был все же открыт в Тель-Авиве, хотя здесь все же имело значение не только мнение земельных властей, но и официальная государственная позиция.

По другим важным направлениям активности на Большом Ближнем Востоке приоритеты А.Лашета не столь очевидны, хотя некие основные их контуры определить можно. Более того, связаны они не столько с собственно германскими интересами в регионе, сколько с характером взаимодействия по этой проблематике внутри ЕС. Если изучить заявления министра-президента Северного Рейна – Вестфалии по внешнеполитическим вопросам, количество которых заметно возросло по мере приближения даты выборов нового председателя ХДС, то становится очевидным стремление политика превратить ФРГ в главного игрока при формулировании единого курса Европы на ближневосточном треке. В частности, А.Лашет подчеркивает, что Берлину необходимо позиционировать себя как «источник импульсов», а не отвечать на инициативы, звучащие из Парижа. Любопытно, однако, что ряд СМИ при этом считают нового председателя старшей коалиционной партии кандидатурой близкой к Франции, нежели политической фигурой, склонной к солидаризации с США и Великобританией. Впрочем, последнее весьма спорно, поскольку А.Лашет сумел наладить некий диалог даже с экс-послом Соединенных Штатов в Берлине Р.Гренеллом. Последнего власти принимающего государства не раз критиковали за попытки давать им указания, особенно в том, что касается контактов с Ираном.

Германские обозреватели отмечают, что А.Лашет в прошлом был склонен к серьезной критике ближневосточного курса А.Крамп-Карренбауэр, ранее считавшейся преемницей А.Меркель. Отмечая, что проблема ФРГ заключается не в недостаточной международной ответственности, которую берет на себя страна, а в излишней зависимости от чужих инициатив, часть вины на эти просчеты он возлагал именно на правящую коалицию, а особенно старшую партию, которая и должна, по его мнению, быть генератором идей. Впрочем, нельзя не отметить, что в своих высказываниях по вопросу размещения Бундесвера за рубежом новый председатель ХДС крайне осторожен, что может быть обусловлено сильной поляризацией общественного мнения в ФРГ по данной проблематике.

Если говорить о наиболее конфликтных точках региона, то в связи с именем А.Лашета сегодня вспоминают, пожалуй, главным образом Сирию, что объясняется несколькими группами причин. С одной стороны, политика считают умеренным в отношении России. Более того, в 2014 г. он критиковал поддержку сирийской оппозиции, что, создало для него образ политика, который, как минимум, не оспаривает легитимность президента Б.Асада. С другой стороны, именно на примере идеи создания международной зоны безопасности в САР А.Лашет осуждал курс, предложенный А.Крамп-Карренбауэр.

А вот в отношении Берлинского процесса по Ливии А.Лашет, скорее, немногословен. Комментируя этот трек, он старается ограничиваться общими одобрительными высказываниями, что во многом можно считать следствием внутриполитического противостояния. Интересно, что в заявлениях 2019 г. политик выступал за сближение с Турцией, при этом, однако, не соглашаясь с практикой излишнего увязывания религиозных и политических вопросов, характерной не только для самой турецкой стороны, но и для Германии, куда эта тенденция привносится близкими к Анкаре организациями, работающим  на территории ФРГ.

В целом в силу предыдущего опыта работы в Европарламенте, А.Лашету ближе европейское направление внешнеполитической активности, и, как следствие, вытекающие из него контуры ближневосточной политики. Кроме того, необходимо учитывать, что часть из его последних заявлений характеризуются большей умеренностью, нежели слова, сказанные по наиболее острым вопросам несколько лет назад, что продиктовано соображениями аккумулировать максимальное количество голосов электората ХДС, а для этого необходимо показать значительную долю преемственности с политикой уходящей в отставку А.Меркель. В случае успеха в борьбе за ключевой пост, не исключено, что А.Лашет вернется к свойственным для него более ранним взглядам, также на формулирование политики на внешнеполитическом направлении окажет воздействие то, кого новый председатель ХДС станет рассматривать как возможных партнеров для создания правительственной коалиции.