- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

«Взятие Капитолия» и турецко-американские отношения. Часть 2

Инцидент на Капитолийском холме, когда сторонники действующего президента Дональда Трампа ворвались в здание Конгресса, стал тяжелым ударом по репутации США, как «светоча демократии и прав человека».

Равно как и все то, что ему предшествовало, включая выборы президента США, которые с учетом всех сопутствующих обстоятельств, иначе как «позорными» назвать нельзя. Американская избирательная система показала, что она мало чем отличается от таковых не только в «развивающихся демократиях», но и местами в странах третьего мира.

Пресс-релиз, опубликованный Министерством иностранных дел Турции по событиям на Капитолийском холме, в свою очередь, иначе как «издевательским» охарактеризовать нельзя. Использованные там фразы про «сдержанность и осмотрительность», а, равно как, и надежды на «зрелое преодоление кризиса» выглядят как калька таких же заявлений самих американцев в адрес, допустим, стран «оранжевых революций». Нередко подобные слова звучали и в адрес самой Турции.

Не менее критично были выдержаны публикации, появившиеся в эти дни в турецких средствах массовой информации.

Сразу, по следам событий в Конгрессе, в ведущем англоязычном издании Турции, газете Daily Sabah появляется статья под заголовком «Когда американская мечта становится американским кошмаром» (автор – колумнист Мерве Шебнем Оруч).

В своей статье она называет события в Вашингтоне, как демонстрации, «переросшие в жестокие беспорядки и потрясшие весь мир».

Цитируем турецкого автора: «Толпа, которая слушала поп-песни, танцевала и подбадривала Трампа во время организованной акции протеста, позже ворвалась в здание, взбесилась в Сенате и скандировала в зале, привыкшем к более тихим сессиям. Развевались флаги как Конфедерации, так и Америки. Глядя на фотографии, Капитолий США больше походил на сумасшедший дом. Американскую мечту внезапно сменила американская бойня».

И далее:

«Все согласны с тем, что президентская гонка 2020 года была одним из самых напряженных выборов в истории США. Некоторые даже сравнивают это с президентскими выборами 1864 года, когда действующий президент Авраам Линкольн из Партии национального союза победил кандидата от демократов, бывшего генерала Джорджа Б. Макклеллана, в разгар Гражданской войны в США. Тот факт, что проводятся параллели между выборами, проходящими в 21-м веке в демократической стране, и выборами в эпоху гражданской войны, показывает, насколько далеко США оказались на грани».

Далее автор вспоминает историю 200-летней давности, когда Капитолий США был захвачен и сожжен британцами в 1814 году во время войны 1812-1814 года. Сейчас же, как она отмечает, Капитолий «снова был оккупирован, но, на этот раз его, уже его собственными гражданами».

Цитируем: «В очередной раз мы наблюдали за развитием событий, осознавая тот факт, что мы были свидетелями исторического поворотного момента в американской демократии».

И далее:

«Кандидаты дошли до клеветы, нападок и оскорблений сторонников своего соперника. Вину на рост партийности и поляризации в США сегодня во многом можно списать на язык, используемый политиками. Соперничающие партии поляризуют общество. Это не происходит само по себе. К сожалению, партийность усиливается только тогда, когда одна партия считает себя патриотом, а своих оппонентов — предателями. Когда конечной целью становится уничтожение другой стороны, справедливо будет сказать, что демократия находится на грани краха».

Переходя непосредственно к тому, что касается самой Турции, автор задается вполне себе логичным вопросом:

«Представьте себе, если бы то же самое произошло в другой стране, например, в Турции. Вашингтон, несомненно, сделал бы заявление, в котором выразил бы свою глубокую озабоченность по поводу демократии в стране и подчеркнул бы, что поляризация достигла опасного уровня.

Если бы у Турции были аналогичные результаты выборов, США бы призвали страну попытаться понять другую половину населения. Что еще более важно, если бы были заявления о фальсификации выборов, они бы предупредили нацию уважать верховенство закона.

Представьте, если бы беспорядки 6 января произошли в другом месте в мире. По иронии судьбы, почти каждая страна предоставила Вашингтону тот же совет, который они ожидали бы получить, если бы все было бы наоборот. Это должен был быть неловкий момент для гордых американских политиков, которые пристрастились к проповеди демократии всему миру и, обычно, именно те решают, считать протест мирным или нет, призывая народы уважать права человека независимо от того, насколько обострилась ситуация».

Совершенно неудивительно, что турки, оценивая события в Вашингтоне сравнивают их с попыткой переворота в своей стране в ночь с 15 на 16 июля 2016 года. Когда, вплоть до последнего момента, когда ситуация стала понятна – тот факт, что Р.Т.Эрдоган и его Партия справедливости и развития остаются у власти, США и ЕС, к слову сказать, тоже никак на происходящие события с официальными оценками не реагировали.

Цитируем:

«Было ли это попыткой государственного переворота, как сказали демократы? Было ли это нападением на демократию в США? Было странно читать твиты тех же американцев, которые аплодировали попытке государственного переворота Гюленистской террористической группы (FETÖ) 15 июля 2016 года, скандируя во время бомбардировки турецкого парламента».

На самом деле, события, произошедшие на Капитолийском холме и реакция на них со стороны Турции, четко показали, что в турецко-американских отношениях присутствует немалая травма. Которая, прежде всего, заключается в очевидных двойных стандартах США по отношению к событиям внутри своей стороны и по отношению к событиям во внешнем мире. И заключается в том, что эти стандарты США применяют не просто к странам третьего мира, а к Турции, которая ещё где-то рассматривается в качестве союзника как в двустороннем, так и в многостороннем (НАТО) форматах.

Вдобавок к этой ситуации есть и ещё один аспект: в Вашингтоне, все последние годы, наглядно дают понять Анкаре, что её нынешняя власть является для американцев «нежелательной» и «лучше бы её сменить в результате демократического волеизъявления». Причем, что характерно, эта позиция, в общем и целом, иррелевантна по отношению к хозяину Белого дома. Её можно было усмотреть в заявлениях и в действиях республиканца Дональда Трампа. Её наглядно продемонстрировал и демократ Джо Байден на этапе своей предвыборной гонки, когда заявил о необходимости поддержки турецкой оппозиции, чтобы «придать её смелости победить Эрдогана».

Все это не может оставаться незамеченным в современном «прозрачном мире». И не может не проходить бесследно для двусторонних отношений. Тем более, когда речь идет об отношениях с такой страной, как Турция, которая является весьма чувствительной к разного рода сигналам, и об отношениях с таким самолюбивым и памятливым политиком, коим является президент Реджеп Тайип Эрдоган.

Продолжаем цитирование турецкого издания:

«За последний год основные средства массовой информации США и социальные сети, поддерживающие Байдена, по праву предоставили платформу протестующим, борющимся с расовой несправедливостью и жестокостью полиции, в основном игнорируя беспорядки и насилие. Но при этом они использовали эти демонстрации как инструмент, чтобы изобразить сторонников Трампа как расистских, неграмотных и нетерпимых людей».

И далее:

«Теперь у них есть лицензия называть тех, кто вошел в Капитолий, фашистами и преступниками. Но как же быть с теми остальные из 74 миллионов американцев, которые не пришли поддержать Трампа. Они расисты? Отнесение всех к категории сторонников превосходства белой расы показывает, что демократы не заботятся о тех, кто, возможно, голосовал за Трампа по другим причинам, в том числе о тех, кто не имеет университетского образования и которые более восприимчивы к превращению в винтики в глобальной машине.

Рабочие в США ежедневно теряют работу и не имеют специальных навыков, необходимых для подачи заявок на дополнительные технические должности. Лозунг Трампа «Сделаем Америку снова великой» вызывает у них отклик, равно как и его позиция против переноса производства за границу в такие страны, как Китай.

Когда демократы говорят об «изменении климата», они крадут сердца экологов, но теряют «синих воротничков», таких как шахтеры. Когда их спрашивают, эти рабочие отвечают: «Демократы хотят сделать мир лучше, превращая нашу жизнь в беспорядок». На что защитники окружающей среды шокирующе возражают: «Невозможно приготовить омлет, не разбив яйца».

Если этот «демократический деспотизм» не изменится, обещания Байдена стать президентом для всех американцев — просто пустые слова. Трампизм никуда не денется, хотя Трамп признал, что пора уступать.

С другой стороны, если Трамп продолжит борьбу, США ожидает только более темное будущее. Фактически, он, возможно, уже оставил намек: «Хотя это означает конец величайшего первого срока в истории президента, это всего лишь начало нашей борьбы за то, чтобы снова сделать Америку великой».

Завершается публикация выводом: «Мы продолжим с глубокой озабоченностью следить за событиями в США».

Приведенные выше рассуждения по поводу раскола в США вполне подошли бы к любой другой стороне мира, однако, на протяжении долгих лет американцам удалось преподносить свою систему «сдержек и противовесов», как самую устойчивую к различным потрясениям и способную их демпфировать.

Сегодня речь идет о том, что, по мнению турецких наблюдателей, США находится в позиции цугцванга. Администрация Джо Байдена провозгласила «расистами и фашистами» 74 млн сторонников Дональда Трампа. А это означает физическую невозможность для Джо Байдена стать признанным президентом для всех американцев.

Ну, а Дональд Трамп, вне зависимости от того, будет ли он пожизненно отлучен от большой политики или нет, уже оставил настолько глубокий след в американской политической жизни, что совершенно непонятно, к чему он приведет в дальнейшем. Даже если он «попадет в бан» не только в смысле социальных сетей, но и перестанет быть действующим политиком, он породил спрос (!) на политика соответствующего толка и вопросом является лишь то, кем этот флаг будет подхвачен и когда. 74 млн сторонников трампизма, сами по себе, никуда не денутся.

Так что, самое время, туркам «выражать свою обеспокоенность», что они делают с нескрываемым удовлетворением тем, что американский снобизм будет несколько поумерен последними событиями. Хотя, совершенно очевидно, что «нестабильная Америка» никому не нужна. И опять же, что ни скажи про выборы в США — это будет из какой-то «другой реальности». В данном случае, напоминает риторику мирового сообщества периода распада Советского Союза.

Обратимся в этом смысле к словам одного из самых влиятельных турецких политологов – генерального координатора Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции Бурханеттина Дурана в его статье «США после штурма: банановая республика и будущее трампизма».

Цитируем:

«Страх, ужас, беспокойство и стыд — этими словами многие американцы описали то, что произошло на Конгрессе США, где на прошлой неделе погибли пять человек.

Хотя госсекретарь США Майк Помпео заявил, что Америка не является «банановой республикой», о чем говорят сторонники президента Дональда Трампа, кризис демократии в США был очевиден правительствам всего мира. Заявление Вашингтона о лидерстве в сфере демократии больше не имеет силы. Напротив, Соединенные Штаты кажутся «слабой демократией», в которой насилие невозможно остановить».

Согласимся, что эти слова, имеющие под собой все основания, звучат поистине революционно от турок, равно как и дальнейшие характеристики ситуации, в которой оказалась Америка и американский народ.

«Американцы сейчас испытывают смесь стыда и беспокойства по поводу отсутствия средства от «белой ярости». Многие считают, что сама демократия находится под угрозой, и говорят, что нужно срочно что-то делать. Между тем во всем мире люди все больше верят, что сверхдержава, продвигающая демократию во всем мире, не может навести порядок в своем собственном доме.

Все, кто наблюдает за американским обществом, знают, что проблема не ограничивается популизмом Трампа за последние четыре года. Многие западные демократии сталкиваются с проблемой, когда ультраправые утверждают, что захватывают господствующую политику. Если белые с низкими доходами не будут реинтегрированы, правый популизм может породить гораздо больше козырей в США и Европе».

На самом деле, заметим, достаточно интересную точку зрения на происходящее в США со стороны турецкого политолога: он говорит о «белой ярости» и о «правом популизме», предпочитая видеть эту сторону вопроса. На самом деле речь идет чуть о другом: «гнев белого населения» является лишь следствием, а проблемой является власть транснациональных корпораций, выводящих свои предприятия и, следовательно, рабочие места за пределы страны. И «белый популизм» и рост правых движений здесь не при чем. Однако, в Турции, которая продвигает свою тему «нетерпимости» и «исламофобии», видится, в первую очередь, эта сторона вопроса.

Цитируем:

«Таким образом, политика избранного президента США Джо Байдена в ближайшие два года окажет не менее значительное влияние на будущее западных демократий, чем популизм Трампа.

Американский народ сталкивается с беспрецедентной проблемой: отстранить от должности действующего президента, срок полномочий которого истечет через девять дней, из Белого дома. Хотя многие считают, что безуспешное восстание Трампа положило конец его политической карьере, они все же ожидают, что власти покажут пример президенту США, чтобы воспрепятствовать подобным действиям в будущем.

На столе есть два варианта: ссылаясь на 25-ю поправку, вице-президент Майк Пенс может заставить большинство членов кабинета отстранить Трампа от должности.

В качестве альтернативы Конгресс может объявить президенту импичмент. Чтобы было ясно, ни одно действие не будет легкой прогулкой. Первый курс действий означал бы конец карьеры многих республиканцев.

Таким образом, прямое противодействие феномену Трампа не отвечает их интересам. Между тем на второй вариант пока не проходит. Трамп также может предоставить себе иммунитет, чтобы избежать судебного разбирательства по делу о нападении».

Впрочем, как тут же оговаривается турецкий политолог, «Трамп никак не может избежать ответственности за свою причастность (к произошедшему — И.С.)». По его словам, у администрации Байдена нет в эти дни другого выбора, кроме как положить конец политической карьере Трампа, поскольку новый президент обвиняет своего предшественника в тотальной атаке на демократию. Однако, как признает турецкий автор, «это легче сказать, чем сделать».

Цитируем:

«В то время как нынешний президент может быть наказан за разжигание беспорядков, есть более серьезные вопросы, на которые необходимо ответить: как миллионы белых американцев, которые в подавляющем большинстве поддерживают Трампа, изменят свое мнение о том, что они считают гибелью своей страны? Есть ли способ убедить их, что выборы не были сфальсифицированы? Как власти США будут препятствовать тому, чтобы Трамп стал в их глазах мучеником? Как американцы помешают фигуре, похожей на Трампа, распространять более радикальные взгляды

Как указывает турецкий автор, такие люди, как Помпео, испытывают необычайный стыд из-за случившегося в Вашингтоне. Их убивает то, что США изображают «банановой республикой». Они не выносят мысли, что репортеры теперь сравнивают Капитолийский холм с площадями арабского мира и улицами Венесуэлы. Цитируем: «Тот факт, что президент России Владимир Путин или президент Китая Си Цзиньпин, возможно, с удовольствием наблюдал за атакой на Конгресс США, сводит их с ума».

Однако, как указывается турецким автором, ответы на вышеупомянутые вопросы имеют гораздо большее значение, чем попытки восстановить имидж Америки в глазах мировой общественности.