- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Американские эксперты о процессе нормализации отношений Израиля с арабскими и мусульманскими странами при администрации президента США Дж.Байдена

Два американских чиновника заявили, что уходящей администрации Трампа элементарно «не хватило время» для того, чтобы обеспечить соглашения с Индонезией и Мавританией для нормализации отношений с Израилем. Официальные лица, которые говорили с израильской газетой  Times of Israel, заявили, что президент США Дональд Трамп обеспечил бы сделку, если бы он находился на своем посту еще месяц или два. «Мавритания и Индонезия занимают первое место в списке, но он меняется в зависимости от различных обстоятельств. Вы можете включить в список все страны, вплоть до того, что Иран в конечном итоге присоединится к соглашениям Авраама», — заявил в этой связи один высокопоставленный американский чиновник. Мавританию, по-видимому, при этом отделяли только «недели» от завершения этой сделки, заявили официальные лица после того, как зять и советник Трампа Джаред Кушнер определил эту северо-западную африканскую страну в качестве еще одного возможного кандидата на нормализацию отношений с Израилем. Это не совсем так, По более объективным данным, еще летом этого года ОАЭ активно обрабатывали в этом ключе Нуакшот, стремясь выйти на официальную нормализацию отношений с Израилем в тандеме, но это не удалось. Тогда был задействован «марокканский вариант», поскольку Рабат был больше восприимчив с инициативам Дж,Кушнера с учетом уступок по теме Западной Сахары. Еще один американский чиновник также утверждал, что Трамп вел «промежуточные» переговоры с Оманом для нормализации отношений с Израилем и «менее» продвинутые переговоры с Саудовской Аравией, которые заняли бы больше времени. В прошлом году Джакарта опровергла сообщения о нормализации отношений с Израилем после того, как высокопоставленный американский чиновник сообщил агентству Bloomberg, что Индонезия может получить от США помощь в целях развития в размере 2 млрд долларов. Президент Индонезии Джоко Видодо заявил главе ПНА Махмуду Аббасу, что он не подпишет соглашение о признании Израиля до тех пор, пока не будет создано жизнеспособное палестинское государство. Таким образом, возможный будущий прогресс в этой сделке теперь неопределенен при президента Дж.Байдене. Индонезия закупила израильскую оборонную технику в 1970-х годах, но значительная оппозиция среди индонезийских исламистов оказалась препятствием для дальнейшего углубления отношений этой страны с Израилем.
Между тем избранный президент США Джо Байден во время своей предвыборной кампании заявил, что поддерживает «соглашения Авраама». При этом новый госсекретарь Энтони Блинкен также заявил, что признание арабскими странами Израиля — это то, что он поддержит, но это направление не будет приоритетным. В этой связи американские эксперты полагают, что без энергичной поддержки бывшим президентом США Дональдом Трампом дипломатического признания Израиля в мусульманском мире бремя новых сделок по нормализации, скорее всего, ляжет на сам Израиль, что либо замедлит этот процесс, либо сместит его фокус на более скрытые или конкретные отношения. 20 января президент США Джо Байден пришел к власти, принеся с собой многочисленные кадровые и политические изменения, в том числе в американо-израильских отношениях. Подтверждением этого является тот факт, что на сегодня нет четких назначений от администрации Байдена, которые, по-видимому, готовы заменить команду, возглавляемую зятем и советником бывшего президента Трампа Джаредом Кушнером, возглавлявшую усилия по нормализации. Администрация Байдена не проявляет большой заинтересованности в нормализации арабо-израильских отношений, и с философской точки зрения она вряд ли будет использовать транзакционные средства, которые помогли ее предшественнику облегчить сделки с такими странами, как Судан и Марокко. Уникальные тесные отношения Трампа (а вернее – его зятя) с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху в значительной степени определяли решения США, принятые от имени Израиля в течение последних четырех лет. Байден, однако, вряд ли продолжит столь очевидную произраильскую политику Трампа. Байден проявляет больший интерес к другим региональным делам, которые ограничат возможности его администрации решать вопросы нормализации отношений Израиля с арабскими и мусульманскими странами. А точнее – Вашингтон не готов теперь давать деньги и делать политические уступки мусульманским странам «без разбора» за восстановление официальных отношений с Израилем. Нормализация отношений не упоминается в официальной внешнеполитической повестке Байдена. В отличие от реанимации ядерной сделки с Ираном Ближневосточные приоритеты администрации Байдена также включают перестройку отношений с Турцией в рамках решения спорных вопросов (прежде всего, ВТС с Россией и политика Анкары в Средиземноморье), а также решение более широких проблем в области прав человека в регионе. Более того, в ходе своей предвыборной кампании 2020 года Байден пообещал выступить против дальнейшей израильской аннексии палестинской территории на Западном берегу реки Иордан. Он также пообещал восстановить дипломатические и гуманитарные связи с ПНА, которые были ограничены администрацией Трампа. Поскольку Байден вряд ли будет решительно выступать за «соглашения Авраама», процесс нормализации перейдет к локальным соображениям, движимым в большей степени стимулами, которые Израиль может предложить, а также взаимными стратегическими интересами. Израиль сохранит влияние на продажу оружия США арабским странам. Это означает, что Израиль может предложить таким странам, как Саудовская Аравия, перспективу лоббирования Израилем от имени Эр-Рияда будущих продаж оружия США королевству в обмен на нормализацию отношений. Израильский технологический сектор, высшие учебные заведения, разведывательный потенциал и оборонное оборудование также будут продолжать подтягивать страны к нормализации, особенно те, которые сталкиваются с взаимными экономическими вызовами и/или угрозами национальной безопасности. Теперь, когда давление США на присоединение к «соглашениям Авраама» ослабло, арабские и мусульманские страны, где внутреннее мнение по-прежнему выступает против дипломатических отношений с Израилем, скорее всего, сосредоточатся на том, чтобы превратить свои израильские отношения в конкретные торговые, технологические, оборонные или разведывательные операции. ОАЭ смогли в последнюю минуту пребывания администрации Трампа 20 января заключить контракт на покупку американских самолетов F-35 и беспилотных летательных аппаратов Reaper. Это в значительной степени стало возможным благодаря том, что Израиль отказался от своей так называемой политики качественного военного превосходства (QME), которая выступает против расширенной продажи оружия даже дружественным арабским государствам Персидского залива из-за страха попадания оружия в чужие руки в рамках своей сделки по нормализации отношений с Абу-Даби. Поскольку король Сальман выступает против нормализации отношений без решения вопроса о создании палестинского государства, Саудовская Аравия предпочла использовать тайные разведывательные связи в качестве замены открытым дипломатическим и оборонным связям. Наследный принц Мухаммед бен Сальман также, как сообщается, проводил тайные встречи с Б.Нетаньяху. Но, без давления США эта ситуация вряд ли изменится.