- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Продовольственный кризис и положение в странах Ближнего Востока и Северной Африки

Дефицит продовольствия, который обещает стать беспрецедентным и с которым в последнее время сталкиваются страны мира, начинает диктовать новые правила миропорядка. Их основное значение состоит в соблюдении собственных интересов в решении насущных проблем. Большинство аналитиков утверждают, что мы находимся в преддверии серьезного и долгосрочного продовольственного кризиса.

В начале июня с.г. в Риме на саммите, посвященном продовольственной проблеме, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун подчеркнул, что цены на продовольствие достигли чрезвычайно высокого уровня впервые за последние 30 лет. Он призвал лидеров государств мира способствовать уменьшению широкого диапазона экспортных ограничений и снижению тарифов на импорт.

Задолго до этой встречи на высшем уровне многие страны в одностороннем порядке увеличили собственные запасы продовольствия в рамках программы по обеспечению продовольственной безопасности. Эта программа включает не только увеличение объемов запасов, но и решение вопросов о непосредственном производстве продовольствия. В рамках этого направления многие государства Африки и Азии планируют приобрести в собственность или арендовать участки земли для выращивания различных культур за рубежом. Китай, чье население является самым большим в мире, намеревается арендовать землю в Танзании, Лаосе, Казахстане, Бразилии и других государствах. Индия обратила внимание на Уругвай и Парагвай, Южная Корея рассматривает возможность ведения сельского хозяйства в Судане и России, Ливия и Египет пытаются договориться об аренде земельных участков в Украине. Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия также планируют крупные капиталовложения в покупку и развитие сельскохозяйственных территорий других стран.

По данным ООН, значительно увеличивающиеся цены на рис и другие злаковые могут затронуть приблизительно 100 млн человек в беднейших странах мира. За последний год в Азии цена на рис, являющийся одним из главных продуктов потребления в странах данного региона, выросла в три раза.

Цена на зерно (доллар на 1 тонну)

21 июля с.г. в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке прошли двухдневные дебаты, посвященные проблеме продовольствия. В том числе обсуждался вопрос: способно ли снижение субсидий и снятие торговых барьеров помочь развитию фермерства мелкого и среднего звена. В дебатах принимали участие представители 192 стран, включая государства Ближнего Востока и Северной Африки. Было отмечено, что ситуация с ростом цен при значительном уровне ввозимых продуктов настолько остра, что только радикальные меры способны уменьшить последствия данного кризиса. Причинами возникновения продовольственного кризиса были названы:

*нехватка продуктов сельскохозяйственного назначения на мировых рынках за счет резкого увеличении потребления некоторыми государствами (в частности, Китаем);

*плохие погодные и естественные условия для возделывания сельскохозяйственных культур (засухи; нехватка пресных водных ресурсов и т.д.);

*повышение цен на энергоресурсы;

*значительное увеличение производства биологического топлива;

*недавно наложенные некоторыми странами ограничения на ведение торговли продуктами питания на международном уровне.

Изменения существующей ситуации потребуют многомиллиардных инвестиций в различные сектора экономики, а также в покупку или аренду сельскохозяйственных угодий за рубежом.

Страны Ближнего Востока и Северной Африки являются одними из крупнейших импортеров продовольствия в мире: за счет импорта они восполняют приблизительно 50% собственных потребностей в продовольствии. Приблизительно 5-10% всего объема импортируемого продовольствия приходится на долю пшеницы — одного из основных продовольственных продуктов в регионе.

В соответствии с данными о доходах на душу населения, страны Ближнего Востока и Северной Африки делятся на две группы. Группа 1: в нее входят Кувейт, Ливия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и некоторые другие страны Персидского залива, экономика которых базируется на добыче и продаже таких природных ресурсов, как нефть и газ. Так, в 1999 г. доход на душу населения в этих странах варьировался от 10 до 20 тыс. амер. долл. За счет значительного увеличения цен на нефть в 2007-2008 гг. доход на душу населения здесь увеличился. Помимо зависимости от энергетической составляющей (имеется в виду уровень общемировых цен на нефть), экономики этих государств характеризуются высоким объемом импорта, включая продукты сельскохозяйственного производства.

Группа 2: ее представляют остальные арабские страны со средним и низким уровнем дохода на душу населения, составляющим 700-6000 амер. долл. Этим странам присущ высокий уровень экспорта (в особенности нефти, газа и фосфатов), а также импорта продуктов питания (от 11 до 34% всего объема). Для всех стран второй группы в той или иной степени характерна также проблема нехватки воды и связанные с нею проблемы опреснения, очистки, разработки новых источников и т.п. Число стран Ближнего Востока и Северной Африки, нуждающихся в воде, увеличилось с трех в 1955 г. (Бахрейн, Иордания и Кувейт) до 11 в 1990 г. (включая Алжир, Сомали, Тунис, Объединенные Арабские Эмираты и Йемен). Ожидается, что с этой проблемой к 2025 г. столкнутся еще семь стран (Египет, Эфиопия, Иран, Ливия, Марокко, Оман и Сирия).

Страны, представляющие первую группу, импортируют до 100% основных продуктов питания, осуществляя закупки за счет высоких доходов от продажи нефти. Так, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) тратят на импорт товаров приблизительно 3 млрд долл. (по данным на 2007 г). Но не все страны этого региона могут “похвастаться” готовностью оплачивать закупки продовольствия, поскольку не обладают достаточными финансовыми и природными ресурсами, средства от продажи которых можно было бы направить на субсидирование закупок продовольствия или различные компенсации населению. К этим странам можно отнести Египет, Иорданию, Йемен и ряд других. Так, Йемен импортирует приблизительно 80% злаковых при значительных проблемах в экономике государства. В этом государстве цены на пшеницу и хлеб за год (2007-2008 гг.) выросли в два раза, что привело к увеличению бедности на 6% за тот же период. Естественно, что подобное развитие событий не могло не отразиться на общественно-политическом положении в большинстве стран региона. В рамках предотвращения массовых выступлений протеста такие страны, как Египет и Ливан, пошли на повышение заработной платы большинству государственных служащих. Это отчасти снизило накал страстей, но не решило проблему. В северной части Египта прошли массовые акции протеста, которые сопровождались человеческими жертвами. Многие страны Ближнего Востока и Северной Африки решают вопрос об уменьшении социально-политических последствий за счет выплат субсидий на основные продукты потребления. Данная практика была введена после Второй мировой войны, и с тех пор предпринимались неоднократные попытки ее реформирования, однако до настоящего момента существенных изменений не наблюдается. Субсидии на продовольствие варьируются от 0,04% ВВП (например, в Ливане) до 2,1% (в Сирии). В целом, на субсидии (включая субсидии на энергоносители) было затрачено от 5% ВВП (в Марокко) до 10% (в Йемене). В конце июля с.г. правительство Кувейта заявило об увеличении субсидий на продовольствие, в особенности на такие продукты, как детское молоко и зерно. Министр промышленности и торговли Кувейта Ахмад Бакир заметил, что его ведомство будет тщательно отслеживать факты “необоснованного” увеличения цен на любые изделия и продукты питания.

В целом, правительства данного региона решали продовольственную проблему, используя следующие меры: увеличение субсидий на продовольствие; введение контроля и жесткого ограничения на увеличение цен; сокращение пошлин на импорт продовольствия. Так, в Марокко ввозная пошлина на пшеницу была сведена практически до нуля, а импортеры субсидировались из особого фонда вплоть до 31 мая с.г. В Египте было разрешено импортировать пшеницу на льготных условиях.

Существующее положение вещей и перспектива ухудшения ситуации ставит правительства стран региона перед необходимостью отложить разработку теоретических планов и приступить к пошаговому решению проблемы.

Считается, что “не было бы счастья, да несчастье помогло”. Речь идет о том, что в долгосрочной перспективе увеличение цен на продовольствие могло бы способствовать оживлению сельскохозяйственного производства в некоторых странах региона, в которых существуют благоприятные условия для земледелия. Однако эта возможность находится в жесткой привязке с эффективным использованием существующих водных ресурсов, а также реализацией проектов по сохранению существующих источников воды в регионе и разработке новых.

Увеличение внутреннего производства способно снизить уровень импорта, но совсем отказаться от него страны Ближнего Востока и Северной Африки в ближайшем будущем не смогут. Надо еще помнить о постоянном приросте населения в регионе. Так, только в странах Персидского залива ожидается значительное увеличение численности населения — к 2030 г. до 60 млн человек.

На данный момент существующие государственные запасы продовольствия, долгосрочные контракты на поставки, системы субсидирования, основанные на государственной закупке продовольствия, “защитили” страны региона от роста цен. К тому же чрезвычайно высокие цены на нефть и природный газ стали для некоторых государств своеобразным “щитом” от проблем, связанных с продовольствием.

Для борьбы с последствиями продовольственного кризиса правительства некоторых стран региона обратились к международным организациям с просьбой оказать гуманитарную и финансовую помощь. Так, правительство Йемена обратилось в правление Всемирного банка и получило одобрение на предоставление ему первоначальной ссуды в размере 10 млн. амер. долл. Этот факт отчасти отражает надежду многих стран мира на помощь гуманитарных организаций. Одной из таких организаций является Всемирная продовольственная программа. Эта структура обеспечивает продовольствием 80 млн человек в год. Однако существуют опасения, что данная цифра, кажущаяся уже сейчас значительной, в ближайшем будущем увеличится в несколько раз.

Интересно, что в данных условиях практически единственной страной, которая пытается выстоять самостоятельно, является Сирия. Результатом данных попыток стало реформирование сельского хозяйства, которое предпринимается в этой стране — одном из ведущих экспортеров продуктов сельскохозяйственного производства в регионе (25% ВВП государства приходится на долю сельского хозяйства). Подобное внимание к развитию сельскохозяйственной сферы можно считать в определенной степени исключительным, т.к. большинство стран предпочитают импортировать продовольствие, а не принимать меры к развитию собственного производства продуктов питания.

Серьезным шагом в решении продовольственной проблемы в долгосрочной перспективе является реализация шагов по созданию собственной производственной базы внутри каждого из государств региона. Многие страны Ближневосточного региона страдают от высокого уровня безработицы, особенно среди молодежи. Эти людские ресурсы могли бы найти свое применение в аграрном и связанных с ним секторах экономики. Необходимо развивать и те сектора государственной экономики, которые не нацелены только на добычу, транспортировку и переработку нефти — главного источника поступления средств. Агентство по энергии (IEA) заявило о необходимости инвестиций в размере 45 трлн амер. долл. в создание и развитие не нефтяных источников энергии с тем, чтобы к 2050 г. уменьшить выбросы углекислого газа на 50%. Внести значительный вклад в решение этой проблемы будет предложено нефтедобывающим компаниям. Конечно, для нефтяного сектора это послужит дополнительным бременем, однако таким образом он сможет внести вклад в долгосрочное развитие и безопасность стран региона.

Стабильность, которая присуща некоторым странам данной части мира, и перемирие, которое наблюдается в некоторых из них, могут быть нарушены в связи с продовольственной проблемой. Различные по своему характеру политические силы пытаются использовать эту ситуацию в своих целях. К их числу относятся и различные экстремистские группировки, подобные “Братьям-мусульманам”. Их представители в Иордании, к примеру, не скрывают, что готовы использовать все возможности, в том числе и продовольственную проблему, для укрепления своих позиций и достижения власти.

Говоря о долгосрочных планах решения продовольственной проблемы, предлагаются различные варианты. В частности, приводится пример Брунея, который в 1970-х годах столкнулся с подобной проблемой и решил ее за счет покупки и освоения значительных по своему масштабу земельных участков в Австралии. Снижение зависимости от иностранных рынков позволило Брунею ослабить зависимость от колебаний цен на продовольствие на мировом рынке.

В настоящее время Саудовская Аравия и Кувейт намерены предпринять схожие меры по решению данной проблемы, исследуя возможность приобретения в долгосрочную аренду участков земли в Судане и на Украине. Однако подобная перспектива не очень радует местных жителей, которые уже выступают против этих мер. На данный момент саудовцы и кувейтцы сконцентрировались на покупке продуктов потребления местного производства, предоставляя местным властям самим урегулировать проблемы с населением.

Одним из крупнейших инвесторов, действующих на рынке Ближнего Востока по покупке и долгосрочной аренде земельных участков, является холдинг “Аль-Кудра”, штаб-квартира которого расположена в Абу-Даби (ОАЭ). Представители холдинга заявили о готовности приобрести 400 тыс. гектаров земли, расположенных в Пакистане, Сирии, Вьетнаме, Таиланде, Судане, Индии, Марокко и Алжире. В ответ на это Организацией по продовольствию и сельскому хозяйству (ОПС) ООН (FAO) была собрана группа специалистов, цель которой состоит в том, чтобы выяснить вероятные последствия подобных инвестиций для обеих сторон сделок. Эта группа провела исследование, результаты которого прокомментировал доктор Жак Дюф, генеральный директор ОПС ООН (FAO), который заявил, что подобные инвестиции могут привести к “неоколониализму”. Давид Халлам, возглавляющий подразделение по торговой политике ОПС, выразил обеспокоенность тем, получат ли развивающиеся страны выгоду от вложений государств Персидского залива в их экономику в виде покупки их сельскохозяйственных угодий. Основную опасность будет представлять собой ситуация, когда на подобных территориях будут использоваться:

высокомеханизированные методы обработки земли и сбора урожая (препятствие для увеличения занятости местного населения);

ввезенные семена и удобрения (проблема для развития соответствующих собственных производственных направлений экономики);

крупномасштабное производство, что препятствует развитию мелкого и среднего фермерского хозяйства.

Представители холдинга отвергают подозрения в пропаганде и продвижении планов “неоколониализма по-арабски”. В качестве главной цели еще раз были заявлены приобретение сельскохозяйственных угодий и обеспечение низкостоимостного и долгосрочного производства злаковых культур и мясомолочной продукции. Правительство Абу-Даби уже утвердило план покупки 29 тыс. 400 гектаров земли в северной части Судана, которая должна быть осуществлена до конца текущего года.

Недостатками, с которыми придется столкнуться странам Персидского залива и другим государствам, желающим приобрести или арендовать новые территории, являются плохие дороги, неразвитые судоходство и портовая инфраструктура в развивающихся странах. На данный момент многие страны арабского мира не в состоянии решить в полной мере все эти проблемы. Им либо придется объединиться “перед лицом голода”, а значит, идея арабского единства будет вновь актуальна и востребована, либо прибегнуть к участию в продовольственных проектах внешних сил, в том числе и западных, которые будут готовы участвовать в них при соблюдении собственных интересов.

В краткосрочной перспективе увеличение цен на продовольствие будет способствовать увеличению бедности в странах региона. К существующей в этих государствах бедноте могут присоединиться мелкоземельные собственники и фермеры, которые не в состоянии выстоять в условиях увеличения налогового бремени, роста цен на минеральные и другие виды удобрений, усложнения ситуации с нехваткой воды и т.д.

Значительную обеспокоенность представляет также тот факт, что те страны региона, которые могут себе позволить дополнительные запасы продовольствия, в скором времени не смогут оказывать помощь слаборазвитым государствам в дополнительном импорте или даже в рамках той гуманитарной продовольственной помощи, которая оказывается на данный момент. А это значит, что большинство стран, уже столкнувшихся с проблемой продовольствия, будут предоставлены сами себе как на региональном, так и на международном уровне. Все это может привести к возникновению значительных по своим размерам очагов противостояния, вплоть до военных, что сведет на нет надежды на развитие мирного процесса в некоторых государствах Ближнего Востока и Северной Африки и поставит под удар стабильность в тех из них, кто сохранял ее до недавнего времени.

Примечательным и внушающим опасение является и тот факт, что страны — производители продовольствия идут на увеличение его объемов за счет выращивания модифицированного зерна и других сельскохозяйственных культур. Первым среди подобных арабских производителей стал Египет. Все это вызывает значительные опасения врачей и экологов относительно безопасности производимого продовольствия.

Перепады мировых цен на нефть, нестабильность фондовых рынков, а также внутриполитической ситуации в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки, нерешенные проблемы развития и многие другие проблемы делают регион взрывоопасным и притягательным для многих сил, реализующих собственные политические и экономические цели. Понимание серьезности ситуации, которое отчасти выразилось в созыве саммита по продовольственной безопасности (Саудовская Аравия, Эр-Рияд, 25 октября с.г.), не гарантирует разработки мер по решению этой проблемы, но дает надежду на преодоление некоторых разногласий, имеющихся на региональном уровне.