- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливия: о реакции стран ЕС на результаты работы Консультативного комитета на фоне нормализации отношений с Турцией

Министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас заявил во время своего визита в Анкару 18 января, что  «налицо, положительные признаки улучшения отношений между Турцией и Европейским союзом после месяцев напряженности».

«Мы очень хотели совершить этот визит в последний момент, потому что есть много положительных признаков изменения в обстановке», — сказал он во время пресс-конференции со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу.

Немецкий министр посчитал необходимым «сопровождать» Анкару в ее инициативах по оживлению отношений с Евросоюзом, чтобы избежать возобновления напряженности. «В прошлом году военные корабли некоторых союзных стран встретились в восточном Средиземноморье», — сказал  он, добавив: «Мы не хотим больше так жить. Поэтому, важно идти в ногу с этим прогрессом и положительными признаками».

Х.Маас отметил, что вывод Турции геологоразведочных судов из спорных районов с Грецией и Кипром в Восточном Средиземноморье и объявление о возобновлении переговоров между Афинами и Анкарой являются частью «позитивных инициатив», предпринятых турецким руководством. Геологоразведочные работы, проводимые Турцией в морских районах, оспариваемых с Грецией и Кипром, уже несколько месяцев находятся в центре пристального международного внимания.

Турецкие официальные лица в последнее время активизировали призывы к диалогу с ЕС для урегулирования вопросов, вызывающих напряженность, которые, помимо греко-турецкого морского спора в Восточном Средиземноморье, связаны с ролью Турции в конфликте в Сирии, Ливии и, наконец, в Нагорном Карабахе.

В декабре прошлого года лидеры Евросоюза, которые провели саммит в Брюсселе, решили наказать Турцию за «незаконные и агрессивные» меры в Средиземноморье против Греции и Кипра. «Я надеюсь, что отношения между Турцией и Европейским союзом улучшатся», — сказал Маас, высоко оценив «недостаточно признанные» усилия Турции по приему сирийских беженцев.

Со своей стороны М.Чавушоглу заявил, что Турция «готова сделать то, что от нее требуется» для поддержания «позитивной атмосферы» между Анкарой и Брюсселем.

Визит главы МИД ФРГ в Анкару сам по себе достаточно показателен. Мы предположим, что можно вести речь о закреплении сложившегося «статуса-кво» и признании ЕС возросшей региональной мощи Турции. Собственно говоря, у Брюсселя и не было принципиальных разногласий с Анкарой, а вся история с проведением геологоразведочных работ на шельфе и разными документами о разграничении экономических зон на море была ничем иным, как демонстрацией Турцией своих намерений относительно давних исторических проблем, дележа наследства бывшей Османской Империи, осуществленного с грубейшими нарушениями интересов не только турок, но и греков, армян, курдов – подданных империи и соседних стран. Весь архипелаг Эгейского моря принадлежит Греции, находящейся на другом его берегу, и, как известно, столкновения между самолетами ВВС Греции и Турции регулярно происходили и в 1970-е и в 1980-е гг. Это и понятно, как не взлетай и не старайся, есть места, где ты не можешь не нарушить на какие-то пару миль или минут воздушное пространство соседа, что с учетом «трепетной приязни» к друг другу греков и турок, приводило к регулярным стычкам. Разумеется, никто не собирается требовать от Греции отдать близлежащие к турецкому берегу острова, эти вопросы, как и все шельфовые морские переделы, являются компетенцией ООН и очень долгоиграющие. Тем не менее, Турция продемонстрировала, у нее есть политические и экономические интересы в Восточном Средиземноморье и примерно их обозначила, что необходимо учитывать. Что касается турецкой позиции по Ливии, то по ней, у Берлина и Анкары нет разногласий. Мы уже упоминали, что в Ливии все иностранные государства, сотрудничающие с Триполи, в целом, не выходят за рамки своих интересов, а отдельные разногласия решаются в конструктивном ключе. В Европе никому не нужна полутора тысячемильная зона нестабильности у ее южных границ, откуда на нее волнами накатывали бы беженцы, наркотики и экстремисты. Все на Западе прекрасно поняли за прошедшие десять лет, что процесс демонтажа Джамахирии, как бы не относились к М.Каддафи, был стратегической ошибкой. Которую настало время исправить. По сути, все вернуть на свои места, с немного перелицованной оболочкой и, желательно, без одного, а с двумя лидерами, президентом и премьер-министром, например. В этом отношении США и ЕС заблуждаются: такие страны, как Ливия и Ирак по определению не способны полноценно существовать в условиях двое- или многовластия, но, слишком свежи воспоминания о М.Каддафи и С.Хусейне и тех проблемах, которые с ними были связаны. Ну и фетиш демократии никуда не делся, многие на Западе в него верят всерьез.

Поэтому то, чем занимается Турция в Ливии, поскольку это не мешает интересам других стран-членов ЕС, кроме вечно всем недовольных французов, в Брюсселе воспринимают спокойно, о чем и сообщил глава МИД ФРГ. Отдельные технические эксцессы случившиеся в ходе операции IRINI, не должны повториться, хотя, все прекрасно понимают, что эти вещи условны. Если вы устанавливаете блокаду, распространяйте ее и на воздушное пространство, по которому в Ливию почти ежедневно прибывают транспортные Ил-76 непонятных компаний из ОАЭ, и те же российские военные борты, из Сирии. И турецкие военно-транспортные самолеты. Но те, хотя бы, действуют в рамках межправительственного соглашения. Ну а российские, пусть поупражняются, если хотят. Их присутствие в Ливии никак не мешает идущему процессу, наступит время, и их от лица нового единого правительства вежливо попросят «на выход с вещами». Как когда-то, американцев и британцев. И ничего, те собрались и ушли. Новой единой Ливии, если она все-таки состоится, никакие иностранные военные на своей территории, непонятно чем занимающиеся, не нужны. Собственно, об этом говорилось и говорится все время, но, видимо, в Москве предпочитают пропускать это мимо ушей, «нас же там нет». К тому же, ОАЭ, пока что, платят за все, амбиции воплощаются, личный состав тренируется, геополитическое присутствие обеспечивается. То, что подобная практика заканчивается цугцвангами, подобным сирийскому, или тем, что произошло с Нагорным Карабахом будет неизменно выставляться, как выдающиеся победы российского оружия и дипломатии. .

Завершая переговоры в Анкаре, Х.Маас и М.Чавушоглу приветствовали работу Консультативного комитета Форума ливийского политического диалога в Женеве, выразив ему свою полную поддержку.

Италия согласно, сообщению на странице посольства республики в Ливии в Twitter, присоединилась к списку зарубежных стран, приветствующих прогресс, достигнутый Консультативным комитетом, сочтя его «новым шагом на пути к единой исполнительной власти, готовящейся к выборам в Ливии в декабре 2021 года».

В посольстве добавили: «Все стороны приглашены воспользоваться этой возможностью и работать во имя стабильности в стране».

Об итальянской позиции стало известно через день после того, как посол Великобритании в Ливии Николас Хоптон приветствовал «прогресс, достигнутый Консультативным комитетом». Н.Хоптон написал в Twitter, что этот прогресс является «важным шагом к формированию единого национального правительства и подготовке к выборам в Ливии в декабре следующего — 2021 года». Посол Европейского союза в Ливии Хосе Сабадель также похвалил работу Комитета, опубликовав в Twitter следующее сообщение: «Поздравляю членов Консультативного комитета с их работой и с поступлением предложения. Хорошая работа и прогресс».

Х.Сабадель подчеркнул необходимость претворения в жизнь выводов комиссии, добавив: «Всем пора продолжить усилия временного правительства, ведущие к выборам в Ливии».

И, возвращаясь к Германии, отметим, что 18 января Высшая национальная избирательная комиссия Ливии подписала соглашение с правительством ФРГ и Программой развития Организации Объединенных Наций о поддержке проекта «Народ» с целью оказания технической и консультативной поддержки, которую курирует Миссия ООН.

Церемония подписания прошла в присутствии председателя Совета Высшей национальной избирательной комиссии Ливии, Имада аль-Сайеха, посла ФРГ в Ливии Оливера Овтша, директора Программы развития Организации Объединенных Наций в Ливии Херардо Ното и члена Совета директоров Высшей национальной избирательной комиссии Абдель Хакима аль-Шааба.

Высшая избирательная комиссия заявила на своем веб-сайте, что соглашение направлено на использование поддержки, оказываемой проектом «Народ», осуществление которого контролируется Программой развития Организации Объединенных Наций, в отношении обслуживания некоторых помещений и зданий в штаб-квартире Комиссии и преодоления препятствий, с которыми может возникнуть процесс подготовки, а также инвестирования возможностей, доступных всем партиям, для успеха выборов, запланированных на декабрь этого года.

В рамках подготовки к выборам власти в Триполи объявили о создании Управления по поддержке стабильности, которое было создано после встреч, последняя из которых  состоялась 17 января, на военно-морской базе «Бу Ситта», в которой участвовали председатель Президентского совета Фаиз Саррадж, министр обороны Салах ад-Дин аль-Нимруш, начальник Генерального штаба генерал-майор Мухаммед аль-Хаддад и некоторые руководители вооруженных формирований, в первую очередь, командующий Центральной управления безопасности в Абу-Слиме и командующий 16-й бригадой Центральной службы безопасности, а также командир бригады «Наваси».

Участники встречи договорились назначить главой Центрального управления безопасности в Абу-Слиме Абдул Гани аль-Кикли, а его тремя заместителями — командиров Триполийской революционной бригады Аюба Абу Раса, Хасана Абу Зариба и Мусу Абу аль-Касима.

Жители столичного района Абу-Слим вышли на стихийный митинг в поддержку этого решения, а мы отметим: на встрече отсутствовал Фатхи Башага, глава МВД ПНС в котором очень недовольны созданием Управления, поскольку оно является аппаратом безопасности, параллельным органам внутренних дел, в дополнение к тому, что этот аппарат не подчиняется МВД.

Повышение роли Триполийских революционных бригад на основе формирований Абу-Слима в преддверии важных политических процессов и подготовки к выборам призвано уравновесить роль МВД, чрезмерно усилившегося в последнее время, а также создать противовес мисуратской партии, занимающей на сегодня доминирующие позиции в политическом пространстве Триполитании. Сразу два ее представителя, Ф. Башага и Абдель Хамид аль-Дубейба претендуют на пост будущего премьер-министра.