- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в зоне Сахеля: декабрь 2020 г.

1 декабря достаточно мутная история приключилась вокруг переходного президента Мали Ба Ндау. В тот день предполагалось распространить по телеканалам его заранее записанное заявление о новых мерах против коронавируса. Об этом заявлении заранее сообщила канцелярия президента, в социальных сетях даже появился с подачи выше указанного ведомства, но затем был удален его текст. В назначенный час Ба Ндау, назначенный главой государства военными после путча 18 августа, не появился на телеэкранах.

Канцелярия президента никак не прокомментировала случившееся, что породило всевозможные слухи в стране, и так живущей в условиях комплексного кризиса.

В заранее распространенном тексте несостоявшегося выступления Ба Ндау говорил об «экспоненте» распространения коронавируса в Мали. Он должен был объявить о восстановлении ночного комендантского часа, ограничении времени работы рынков и закрытии школ на 4 недели.

Ранее похожие меры предпринимались в Мали с конца марта до начала мая 2020 г. Считается, что они, особенно ограничение времени работы торговцев, заметно поспособствовали тому, что в августе 2020 г. военные убрали президента Ибрагима Бубакара Кейту.

Ба Ндау объявился лишь 7 декабря, когда он принял участие в заседании административного совета Smart Africa, проходившего в режиме видеоконференции. Соответствующие фотографии распространила в соцсетях канцелярия президента. 15 декабря он опроверг слухи об его грядущей отставке.

1 декабря стало очевидным, что район города Менака на северо-востоке Мали близ границы с Нигером благодаря запущенной в сентябре операции «Менака без оружия» стал жить в условиях относительного мира. Он был достигнут благодаря взаимодействию малийских и присутствующих в стране иностранных военных, а также нескольких вооруженных групп, ранее враждовавших между собой. До этого контроль над городом оспаривали вооруженные группы сторонников независимости районов с преимущественно с туарегским населением и проправительственные милиции. Менака несколько раз переходила под контроль то тех, то других. Эту ситуацию использовали джихадистские группировки, связанные с «Аль-Каидой» и «Исламским государством» (обе запрещены в РФ).

В то время район Менаки патрулировали малийские военные и  «голубые каски» ООН. Туарегские и проправительственные группировки контролировали десяток блок-постов вокруг города.

3 декабря стало известно, что Великобритания выделила в состав Миссии ООН в Мали (Minusma) 300 человек. Британский контингент будет дислоцироваться в Гао. В его составе 250 военных и 50 человек обслуживающего персонала. Британские военные также поддерживают французский контингент «Бархан» вертолетным подразделением, в составе которого 100 военных и 3 вертолета «Чинук».

Также 3 декабря малийские власти объявили состав будущего переходного законодательного органа. В тот день стали известны имена 121 члена Национального переходного совета (НПС), среди которых 22 места получили военные. В него также вошли представители политических партий, гражданского общества, лидеры бывших повстанческих группировок и профсоюзов. 5 декабря НПС собрался на свое первое заседание. В тот же день спикером НПС был избран полковник Малик Диав, второе лицо в хунте, правившей в Мали после военного переворота 18 августа. За него проголосовали 111 депутатов.

10 декабря в Мали прибыл с 2-хдневным визитом начальник Генштаба французской армии генерал Франсуа Леконтр. Объявленными целями визита была оценка антиджихадистских операций французских военных и встречи с представителями новых малийских властей. Этот визит должен был состояться еще в октябре, но тогда он был перенесен по причинам, связанным с пандемией. В частности Леконтр встречался с переходным президентом Ба Ндау и вице-президентом, бывшим главой хунты полковником Ассими Гойта, министром обороны и начальником Генштаба.

14 декабря генерал Леконтр заявил в эфире радиостанции RFI, что принципиальный отказ Франции от переговоров с джихадистами не исключает обсуждения «однажды» с врагами неких вопросов, придав тем самым определенную двусмысленность известной позиции Парижа. «Это — не выбор военных, это – выбор политиков, начиная с малийских», — пояснил он.

Эта позиция Парижа была подтверждена 21 декабря, когда канцелярия президента Франции допустила возможность переговоров местных властей с некоторыми джихадистскими группировками, действующими в Сахеле. При этом исключалась возможность переговоров с группировками, связанными с «Аль-Каидой» и «Исламским государством» (обе запрещены в РФ). Разъяснялось, что в части возможных переговоров речь идет о некоторых формированиях, входящих в «Группу поддержки ислама и мусульман» (ГПИМ). Известно, что последняя также допустила возможность переговоров с малийскими властями при условии вывода из региона контингента «Бархан».

15 декабря в связи с распространением коронавируса малийские власти приняли решение приостановить на 15 дней занятия в высших учебных заведениях страны. На тот момент в стране по официальным данным были зафиксированы 5836 заболевших, 201 из них скончались. 16 декабря на месяц были приостановлены публичные слушания дел в судах первой и второй инстанций. 18 декабря были закрыты школы, бары, рестораны, некоторые торговые точки. 19 декабря в стране был введен режим чрезвычайного санитарного положения и чрезвычайного положения.

22 декабря учрежденная ООН Международная комиссия по Мали передала в Совет Безопасности доклад, в котором утверждалось, что в ходе боевых действий в Мали национальная армия совершала «военные преступления», а ряд вооруженных групп, включая джихадистские – «преступления против человечности». В докладе объемом в 350 страниц были отражены события 2012 – 2018 гг. В нем приводились многочисленные примеры подобных деяний.

23 декабря Бубу Сиссе — последний премьер-министр при экс-президенте Мали Ибрагиме Бубакаре Кейте – опроверг любое свое участие в планах по дестабилизации переходных властей страны. Ранее в связи с появлением в социальных сетях подобного рода публикаций службы безопасности арестовали несколько человек. Б.Сиссе утверждал, что не был «ни прямо, ни косвенно связан с каким-либо проектом дестабилизации институтов» (власти). 24 декабря неизвестные вооруженные лица устроили обыск в доме Б.Сиссе в Бамако.

Арестованный в ходе путча 18 августа, Б.Сиссе никак не проявлял себя после освобождения в октябре. Однако некоторые из его сторонников рассчитывают, что он примет участие в президентских выборах, которые должны состояться по истечении 18-месячного переходного периода.

31 декабря малийская юстиция обвинила 6 гражданских лиц, включая Б.Сиссе, в «заговоре против правительства, создании преступного сообщества, попытке покушения на главу государства». Она предписала арестовать их, однако к тому дню Б.Сиссе исчез.

25 декабря стало известно, что во Франции скончался от коронавируса лидер малийской оппозиции 71-летний Сумайла Сиссе. Незадолго до кончины он в течение шести месяцев удерживался в качестве заложника джихадистами. Он был похищен 25 марта в районе Томбукту в ходе избирательной кампании перед парламентскими выборами. Джихадисты  освободили его вместе с француженкой Софи Петронин и двумя итальянцами в обмен на освобождение из малийских тюрем 200 боевиков и выплату выкупа. На трех президентских выборах С.Сиссе занимал второе место.

С.Сиссе по образованию был инженером-программистом. До возвращения в Мали работал во Франции в таких крупных компаниях, как IBM, Pechiney, Thomson.

28 декабря канцелярия президента Франции сообщила о гибели в Мали 3-х французских солдат. Их бронемашина подорвалась на самодельном взрывном устройстве в районе Хомбури на севере страны. С их гибелью число французов, погибших с момента начала операции в Сахеле в январе 2013 г. достигло 47.

30 декабря в центральной части Мали в районе Конна в засаду попала группа малийских военных, эскортировавших перевозчиков денег. В ходе завязавшегося боя солдатам удалось отстоять груз инкассаторов. Тем не менее 2 военных погибли, 5 получили ранения.

3 декабря в Ниамее спохватился командующий по факту недееспособными коалиционными силами «Г5 Сахель» генерал из Нигера Умару Намата Газама. Он назвал рискованным сокращение численности французского контингента «Бархан», предусмотренное Францией в условиях, когда действия французских военных то и дело подвергаются критике в странах Сахеля. В настоящее время численность французского контингента составляет 5200 человек.

Контингент «Г5 Сахель» был создан в 2017 г. Его численность — 5 тысяч человек, сведенных в 7 национальных батальонов от стран – участниц. Пока этот контингент ничем себя особо не проявил. По оценке экспертов, одна из причин этого – регулярные вмешательства командований национальных армий в дела переданных в состав «Г5 Сахель» подразделений.

24 декабря стало известно о боях в Нигере в районе Тиллабери близ границы с Мали, в ходе которых 21 декабря погибли 7 солдат и 11 джихадистов. Последние атаковали армейский патруль из засады. Атака была совершена за несколько дней до президентских и парламентских выборов 27 декабря. Особенностью первых было то, что президент Махамаду Иссуфу заранее объявил, что отказывается от борьбы за власть по истечении двух президентских мандатов. С момента достижения независимости в 1960 г. Нигер ни разу не знал случая, чтобы один президент передал власть другому. До этого всегда власть менялась в результате военных переворотов. Фаворитом выборов считался «правая рука» президента М.Иссуфу, бывший глава МВД Нигера 60-летний Мухаммед Базум.

В целом, с учетом того, насколько плотно военные в Мали обосновались в переходных структурах власти, есть опасения, что в феврале 2022 года, когда теоретически должен завершиться переходный период, в стране что-либо изменится.