- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Проблемы рынка производства биткоинов в Иране

Волна антикитайской критики вспыхнула сейчас в Иране после того, как высокопоставленные чиновники страны напрямую обвинили китайскую ферму по производству криптовалют в повторяющихся отключениях электричества в стране, а также в ракетном загрязнении. После крупных отключений электроэнергии в Тегеране в начале января ряд СМИ с подачи ряда официальных лиц начали прямую компрометацию крупной китайской крипто-фермы недалеко от города Рафсанджан. Ферма является крупнейшим авторизованным сайтом для добычи биткоинов в стране (90 машин для производства биткоинов), использующей 175 мегаватт-часов электроэнергии. Руководство этой компании Iran-China Investment Development Group уже отвергла эти обвинения, обвинив в веерных отключениях электричества неэффективность иранской электроэнергетики. Однако после публичного протеста губернатор Рафсанджана Фасихи Харанди, объявил, что ферма добровольно прекратила свою деятельность. «Чиновники этой [биткоин-майнинговой фермы] сказали [нам], что цель остановки деятельности блока состоит в том, чтобы обеспечить электроэнергией людей в жилых районах и предотвратить [дополнительные] отключения электроэнергии», — сказал он. Затем было объявлено, что все биткоин-майнинговые фермы в стране прекратили свою деятельность на две недели.
Этот спор не только поднял вопросы о жизнеспособности дальнейшей добычи криптовалют в Иране, но и высветил значительные разногласия внутри политического истеблишмента страны по поводу отношений Ирана с Китаем, причем некоторые прокитайские деятели напрямую обвинили проамериканских политиков в попытке очернить Пекин на фоне этого дела. Хосейн Канани-Могаддам, консервативный иранский аналитик, сказал в этой связи, что он считает, что фурор произошел из-за попыток маргинализировать китайское влияние в Иране. В конце прошлого года сообщалось, что иранское правительство одобрило проект 25-летнего соглашения с Китаем об экономическом и политическом сотрудничестве. Критики этого соглашения утверждали, что Тегеран согласился на «колониальную сделку», которая позволила бы Китаю разграбить природные ресурсы и нефтяные запасы страны. «После утечки сообщения о 25-летнем соглашении Ирана с Китаем в СМИ была развернута активная негативная пропаганда против Пекина в Иране, с некоторыми интервью против него. Я думаю, что за этой пропагандой стоят люди, близкие к Западу», — сказал Канани-Могаддам. Более, чем прозрачный намек на реформаторов и президента Х.Роухани. В этой связи рискнем предположить, что речь идет не о борьбе с китайским влиянием как таковым, а именно с борьбой между самими иранскими элитами за контроль за новым и очень перспективным финансовым ресурсом. На этом фоне появились сообщения и о другой китайской ферме, работающей в свободной зоне Арас на северо-западе Ирана, что позже подтвердил заместитель министра связи Ирана Амир Наземи. Однако чиновники от электроэнергетики в свободной зоне Арас затем заявили, что там не работает ни одна китайская ферма. Вся эта кампания происходит, несмотря на комментарии Мохаммада Резы Шарафи, главы Ассоциации криптовалютных ферм страны, утверждающего, что 90% людей, активно занимающихся добычей крипто-валют, работают в свободных и экономических особых зонах. Отвечая на вопрос о странах, вовлеченных в майнинг ферм в Иране, Сепехр Мохаммади, председатель правления Blockchain Association of Iran, сказал, что: «у нас были китайские и индийские майнинг фермы». Упомянув об исследовании, проведенном около двух лет назад, Шарафи сказал, что на сегодня в Иране было 500 000 производящих криптовалюту машин.
Али Шариати, высокопоставленный член иранской торговой палаты и реформистский деятель сказал, что «внутри Ирана существует течение, которое стремится создать антикитайскую атмосферу в Иране с единственной целью урегулирования [внутренних] споров». Мустафа Раджаби Мешхади, пресс-секретарь национальной электросети Ирана, сказал, что основная проблема дефицита электроэнергии связана с несанкционированной добычей криптовалют. 8 января он сказал, что «более 300 мегаватт несанкционированной электроэнергии потребляется криптовалютными майнерами. Рост цены биткоина, которая когда-то составляла 8000 долларов, а сейчас достигла более 30 000 долларов, увеличил количество майнеров». При этом сами руководители майнинг-ферм уже в Иране выразили свою озабоченность по поводу атмосферы, создаваемой против них в результате отключений электроэнергии. «К сожалению, что бы ни случилось, чиновники обвиняют в этом майнеров, в то время как все эти вещи являются следствием их собственного бесхозяйственного управления. Объем электроэнергии, потребляемой майнерами в Иране, невелик. Вся эта шумиха — просто своего рода мистификация», — сказал Мохаммади. Шарафи заявил, что некоторые СМИ хотят «сделать нереальные вопросы реальными, ведя пропаганду, и хотят лишить страну возможности майнинга криптовалют. При этом четыре процента от общего объема добычи криптовалют в мире производится в Иране. Подсчитано, что каждый час на майнинг биткоина тратится 12 000 мегаватт. Если рассматривать пятипроцентную долю для Ирана, то можно сказать, что каждый час потребляется примерно 600 мегаватт электроэнергии, на что Минэнерго выдало разрешение на потребление 310 мегаватт». Шарафи предупредил, что подобные негативные настроения могут привести к тому, что Иран потеряет шанс получить прибыль в этой отрасли.
В Иране до сих пор ведутся дебаты о том, кто в первую очередь несет ответственность за отключения электроэнергии. По словам Абузара Салехи, генерального директора по международным делам иранской электроэнергетики, «одним из факторов, увеличивших потребление электроэнергии, является несанкционированная добыча криптовалют, и на сегодняшний день мы выявили около 1600 несанкционированных ферм. Их устройства были конфискованы, и у них было отобрано потребление электроэнергии». Позже Министерство энергетики назначило вознаграждение за информацию о несанкционированных фермах. В результате в рамках крупнейшей общенациональной программы по борьбе с несанкционированными фермами на сегодня было выявлено и закрыто 45 000 несанкционированных структур. «К сожалению, из-за санкций и последующей рецессии многие промышленные и производственные парки, которые получают более дешевую электроэнергию от правительства, обратились к незаконной добыче виртуальной валюты», — сказал Сахриати, призвав государство прояснить свою позицию в отношении несанкционированных майнеров. Были также вопросы вокруг правительственных и государственных организаций, использующих несанкционированные майнинговые фермы. В 2019 году Фатеме Золкадр, член парламента Ирана, сообщила, что две студии, принадлежащие государственному телевидению, были вовлечены в добычу криптовалют. В ответ на эти обвинения Махмуд Ваези, глава администрации президента Ирана Хасана Роухани, опроверг эти сообщения, заявив, что у правительства нет таких ферм. При этом он никак не прокомментировал сообщения о наличии таких ферм на гостелевидении.
Таким образом, в итоге остается развернувшаяся между иранским элитами именно внутренняя борьба за право контроля на рынком производства биткоинов, который в условиях санкций становится универсальным средством выхода на финансовые международные рынки. С соответствующими ударами по международным спонсорам той или иной группы влияния. При этом канал биткоинов становится фактически внесанкционным средством материально-технической поддержки иранских прокси за рубежом.
Например, еще год назад появились данные о том, что вооруженное крыло ХАМАСа использует все более сложные методы привлечения средств через биткоин, что вызывает трудности, с которыми сталкиваются регуляторы при отслеживании финансирования криптовалют. «Бригады Изз ад-Дина аль-Кассама», в частности, призывали своих сторонников пожертвовать деньги с помощью криптовалюты в рамках кампании по сбору средств. Двухминутное видео на их веб-сайте содержало пошаговые инструкции на арабском языке о том, как сторонники могут избежать традиционной финансовой системы и пожертвовать криптовалюту. С отточенной графикой и английскими субтитрами объясняется, как отправить биткоин напрямую, через пункт обмена денег или через криптовалютную биржу. Первоначально ХАМАС просил доноров отправлять биткоин на один цифровой адрес или кошелек. Однако, согласно исследованию блокчейн-аналитическаой фирмы Elliptic, он быстро изменил этот алгоритм, а веб-сайт группы генерирует новый цифровой кошелек с каждой транзакцией. Это затрудняет по всему миру слежку за криптовалютным финансированием ХАМАСа, говорят исследователи. Единый цифровой кошелек может быть помечен красным флагом для криптовалютных бирж, теоретически позволяя им предотвращать перемещение средств через свои системы к этому месту назначения. Но другой кошелек для каждого пожертвования делает эту так называемую маркировку гораздо более сложной. В период с 26 марта по 16 апреля прошлого года на созданные таким образом веб-сайтом кошельки вооруженного крыла ХАМАС было отправлено 0,6 биткоина — стоимостью около 3300 доллара, показало исследование Elliptic. В целом, четырехмесячная кампания по сбору средств собрала около 7400 долларов, сообщила фирма. Представитель ХАМАСа, который управляет осажденным сектором Газа с 2007 года, отказался комментировать исследование Elliptic. Такие фонды составляют лишь часть тех десятков миллионов долларов ежегодного финансирования, которые, как утверждают Израиль и США, ХАМАС получает от Ирана. При этом никто из экспертов пока не может привести никаких доказательств того, что именно иранцы стоят за созданием этого канала, но совершенно очевидно, что сама эта кампания в начале прошлого года была «пробным камнем». «Они все еще находятся на стадии экспериментов — пробуют его, видят, сколько они могут поднять, и работает ли он»,- сказал в этой связи тогда соучредитель Elliptic Том Робинсон. Возросшая сейчас рыночная цена биткомина и внутренняя борьба в Иране говорит о том, что этот эксперимент был признан успешным. Иран публично не раскрывал подробностей своего финансирования ХАМАСа, хотя и не отрицал своей поддержки этой группы. При этом само руководство ХАМАСа заявило недавно, что именно Тегеран является крупнейшим сторонником и спонсором «Бригад Изз ад-Дина аль-Кассама». Одновременно активное участие в этом процессе китайцев и индусов придает всей этой истории отдельный контекст. Особенно с учетом непрозрачности иранского рынка производства биткоинов.