- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Американские эксперты о ситуации в регионе Африканского Рога. Часть 1

Последнее десятилетие продемонстрировало возвращение региона Африканского Рога в повестку мировой политики. В 70-е-80-е годы прошлого века этот стратегически важный регион был ареной соперничества двух сверхдержав — СССР и США. После распада Советского Союза и образования монополярной системы международных отношений во главе с США этот регион надолго исчез с первых полос СМИ и телевизионных репортажей. Начиная с 2011-2012 годов государства Африканского Рога – Эфиопия, Судан, Сомали и Эритрея вновь стали привлекать внимание мировых политиков, руководителей спецслужб и экспертов. Это обусловлено несколькими факторами.

Во-первых, обозначившейся угрозой судоходству в Красном море в связи с конфликтом в Йемене и ирано-саудовским соперничеством. Между тем, данный морской бассейн чрезвычайно важен с точки зрения транспортировки ближневосточной нефти в Европу.

Во-вторых, в связи с угрозой международного терроризма, учитывая то, что влиятельная в Сомали исламистская организация «Аш-Шабаб» является филиалом «Аль-Каиды».

В-третьих, в связи с экономической и военной экспансией КНР в этой части Африки, учитывая набирающее обороты противостояние между Китаем и США. В связи с этим становится понятным пристальное внимание, уделяемое этому региону американскими аналитиками.

На сайте базирующегося в Вашингтоне Института Ближнего Востока (Middle East Institute) была опубликована статья Ахмеда Гуледа «Новые угрозы и вызовы в регионе Африканского Рога». Автор обращает внимание на то, что ситуация в государствах региона – Эфиопии, Сомали и Эритрее является хрупкой и подвержена циклическим кризисам в связи как с конфликтами на этнической и религиозной почве, так и с экономическими кризисами, вызванными, в том числе и природными влияниями (засуха и налеты саранчи).

Разбор ситуации в регионе Ахмед Гулед начинает с Эфиопии. Он  в целом довольно негативно оценивает итоги пребывания у власти в этой стране нынешнего премьер-министра Абия Ахмеда, несмотря на то, что последний заключил в 2018 году мирный договор с Эритреей и получил за это Нобелевскую премию мира. Абий Ахмед, выступивший как инициатор нескольких международных проектов, не смог справиться с внутриполитическими кризисами у себя дома и поставил Эфиопию на грань гражданской войны. С 1991 по 2018 годы правящей партией в этой африканской стране был Революционный демократический фронт народов Эфиопии (РФДН), основной частью которого являлся Народный фронт освобождения Тыграй (НФОТ), сыгравший решающую роль в падении коммунистического режима. Лидер данной партии Мелес Зенауи занимал пост премьер-министра Эфиопии в 1995-2012 годах. Это обусловило доминирование этноса тыграй, составляющего 6% населения Эфиопии в армии и правительстве. Для того, чтобы другие этносы не роптали против такого положения дел, Эфиопия трансформировалась в федерацию из восьми штатов. При этом субъекты федерации имели довольно большие права и полномочия. Несмотря на самостоятельность штатов, Эфиопия в 2000-2018 годах, довольно успешно развивалась экономически, демонстрируя темпы роста ВВП, сравнимые с китайскими (7-8% в год).

Новый премьер-министр Абий Ахмед, представитель народа оромо, пришедший к власти в 2018 году, стал укреплять «вертикаль власти» в Эфиопии, ликвидируя самостоятельность штатов. Причем, по мнению автора, он делал это довольно неуклюже. Летом 2020 года Абий Ахмед запретил проведение выборов в законодательное собрание штата Тыграй под предлогом борьбы с эпидемией коронавируса. Когда же 3 ноября 2020 года эти выборы все равно были проведены, он отменил их результаты и ввел в мятежный штат войска. Большая часть провинции перешла под контроль вооруженных формирований НФОТ, которые без боя взяли под контроль значительные склады оружия и боеприпасов в столице штата Тыграй. Это неудивительно, учитывая наличие  среди офицерского корпуса эфиопской армии большого количества представителей данного этноса. 20 ноября правительство Эфиопии отрапортовало о том, что мятеж подавлен, и столица штата Тыграй Мекелле взята под контроль. По мнению Ахмеда Гуледа, на самом деле бои в провинции продолжаются. Особенно негативную реакцию у представителей народа тыграй вызывает то, что Абий Ахмед пригласил для участия в подавлении восстания армию Эритреи, с которой офицеры-тыграйцы храбро сражались во время войны 1998-2000 годов. Одновременно начались беспорядки и в штате Оромия, где мусульмане-оромо напали на христиан. Некоторые арабские СМИ выдвигают предположение о том, что с эфиопскими мятежниками в обоих штатах плотно работают египетские спецслужбы, недовольные активностью правительства Эфиопии по строительству плотины «Возрождение». Результатом межэтнических конфликтов стало появление в Эфиопии миллиона восьмисот тысяч внутренне перемещенных лиц.

Межэтнические конфликты усугубляются экономическим кризисом, охватившим Эфиопию. Процесс укрепления центральной власти при Абии Ахмеде сопровождался экономической либерализацией:  приватизацией и девальвацией национальной валюты. Эфиопский бирр утратил 35% стоимости против американского доллара. Одновременно увеличилась долговая зависимость Эфиопии. Отчасти это связано с мегапроектом по строительству плотины «Возрождение» на китайские кредиты. В результате долгов перед Китаем и МВФ сумма национального долга Эфиопии составляет 50% от ВВП. На его обслуживание идет до миллиарда долларов в год, что является непосильным бременем для такой бедной страны. Инфляция в Эфиопии составила в 2020 году 20,16%.

Еще тяжелее ситуация в соседнем Сомали, правительство которого А.Гулед также подверг суровой критике. В феврале 2017 года к власти в этой стране в результате непрямых выборов, осуществленных племенными и клановыми  вождями, пришел президент Мохаммад Абдуллахи Формаджо. Несмотря на то, что он обещал в ходе предвыборной кампании искоренить коррупцию, Сомали остается одной из трех наиболее коррумпированных стран в мире. Г.Ахмед упоминает о том, что новый президент Сомали стал союзником эфиопского лидера Абия Ахмеда и присоединился к нему в рамках интеграционного проекта «Экономического сообщества Великого Африканского Рога». Данные инициативы поддерживались США. По мнению автора, «В 21 веке Евросоюз и США подталкивали страны Африканского Рога к интеграции в трех ключевых сферах: политике, экономике и безопасности. Это одобрение со стороны Запада стало важнейшей причиной, почему региональные лидеры устремились к созданию такого интеграционного объединения. Тем не менее, данные инициативы с самого начала оказались мертворожденными». Сомалийский президент и эфиопский премьер оба являются сторонниками сильных централизованных государств, несмотря на то, что в Сомали правительство Формаджо контролирует только часть столицы Могадишо и то с помощью африканских миротворческих сил АМИСОМ и финансовой помощи со стороны доноров.