- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Американские эксперты о ситуации в регионе Африканского Рога. Часть 2

Президент Сомали вместо сотрудничества с федеральными штатами выбрал тактику их подчинения. Он стал осуществлять этот план путем избрания на должности глав штатов своих ставленников и доверенных лиц. Этот процесс начался с Юго-Западного Штата, где был арестован вероятный победитель на выборах, а на его место поставлен «карманный» кандидат Могадишо. Эти шаги вызвали противодействие в Байдоа, где в декабре 2018 года Сомалийская национальная армия (СНА) вместе с эфиопскими подразделениями жестоко подавила волну протестов. Специальный представитель ООН в Сомали Николас Хайсом призвал к расследованию данного инцидента, чтобы виновные в убийствах местных жителей не ушли от ответственности.  Федеральное сомалийское правительство также «протолкнуло» своих кандидатов на выборах в штатах Гальмудуг и Хиршабелле. Однако в Пунтленде эта политика потерпела провал. В Джубаленде произошли столкновения между кенийскими и эфиопскими подразделениями из состава АМИСОМ. Причем последние защищали интересы Формаджо, являющегося дальним родственником бывшего диктатора Сомали Мохаммеда Сиада Барре.

В наиболее бедственном положении, по мнению американского эксперта, находится столица страны Могадишо, расположенная в регионе Бенадир. 25% ее населения составляют внутренне перемещенные лица, живущие в нечеловеческих условиях. Многие из них спят на открытом воздухе. Федеральное правительство парализовало экономику Могадишо. Жители столицы платят налоги государству, но не имеют своего представительства в Сенате, так как Могадишо не образует отдельный штат.

Экономическая ситуация Сомали за время президентства Мохаммеда Абуллахи Формаджо демонстрирует неуклонное ухудшение. За четыре года были фактически утеряны достижения в области экономики и безопасности его предшественника, бывшего президента Хасан Шейха. За время его президентства рост ВВП страны достиг 4%, однако сейчас он составляет менее 2% (1). Экспортные доходы упали на 70% и сравнимы с показателями 1980-х годов. Прямые иностранные инвестиции уменьшились по сравнению с 2016 годом. Правительство страны манипулирует со статистикой, выдавая помощь иностранных доноров за внутренние доходы государства. Это было сделано для того, чтобы улучшить имидж страны за рубежом и удовлетворить условия предоставления международной финансовой помощи.   Основными финансовыми донорами Сомали являются МВФ, Всемирный банк и Катар. Несмотря на отсутствие в Сомали достоверной финансовой отчетности и незаконное повышение налогов, МВФ и Всемирный Банк включили это беднейшее африканское государство в список стран, удовлетворяющих требованиям повышения финансовой помощи.

Еще одним крупным финансовым донором Сомали является Катар. По мнению А.Гуледа, предоставление катарской помощи сопровождается политическими требованиями и поддержкой экстремистских организаций. При этом он ссылается на телефонный звонок, опубликованный газетой New York Times, в котором посол Катара в Сомали якобы признается в том, что террористический акт в Босасо якобы был осуществлен в катарских интересах. Исходя из этого, можно предположить, что сам Ахмед Гулед является сторонником укрепления позиций Саудовской Аравии и ОАЭ в регионе и противником Катара и Турции. Автор также упоминает о том, что руководитель разведки Сомали Фахад Ясин Хаджи Дахир, сыгравший важную роль в приходе к власти президента Формаджо является бывшим активистом «Аль-Каиды».

А.Гулед только мельком касается ситуации в Эритрее. По его мнению, «Несмотря на то, что мирным соглашением с Эфиопией президент Исайяс Афверки попытался улучшить свой имидж в глазах Евросоюза и США, он остается безжалостным диктатором, в течение 20 лет обрекающим свой народ на голод». По информации американского эксперта, в Эритрее широко распространен принудительный труд.

Далее автор выражает беспокойство усилением позиций Китая и России в регионе Африканского Рога. Признаком усиления российской экспансии в Африке он считает саммит Россия-Африка, состоявшийся в ноябре 2019 года. Россия стремится экспортировать в Африку оружие и ядерные технологии (строительство АЭС), получая взамен золото, уран и редкоземельные металлы. Последние приобретают чрезвычайно важное значение в связи с их применением в производстве электромобилей, мобильных телефонов и высокотехнологичного военного оборудования. Россия занимает по производству редкоземельных металлов четвертое место, обогнав США.

Автор упоминает о визите президента Судана Омара аль-Башира в Москву, состоявшемся в ноябре 2017 года, в ходе которого были достигнуты договоренности о строительстве российской военно-морской базы на побережье Красного моря, а также о модернизации суданской армии. Необходимо отметить, что визит был совершен после того как администрация Д.Трампа сняла с Судана санкции, связанные с поддержкой терроризма, и изъяла его из списка стран, въезд гражданам которых на территорию США запрещен. Таким образом, две великие державы соревнуются за влияние   в этом важном африканском государстве.

В 2018 году министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров анонсировал создание на территории Эритреи российского логистического центра, но детали этого проекта не были раскрыты. Впрочем, автор сомневается в возможности организации такого центра, так как правительство Эритреи в последнее время основательно сблизилось с Саудовской Аравией и ОАЭ, а эти государства будут возражать против российского военного присутствия на Красном море.  В Сомали Россия, по мнению автора, ведет экспансию через энергетические компании, в том числе Som Oil and Gas. Ее соучредителями являются бывший премьер-министр этой африканской страны Хасан Али Хайре и некий «российский олигарх Георгий Джапаридзе, близкий к Кремлю». Неизвестно действительно ли так могуществен полумифический Джапаридзе, но тревожные упоминания о российской активности в Сомали являются индикатором беспокойства американцев усилением позиций России в этом регионе. По информации А.Гуледа, в ноябре 2020 года Хасан Али Хайре встречался с министром иностранных дел Российской Федерации Сергеем Лавровым для того, чтобы обеспечить себе российскую поддержку на следующих президентских выборах.

Автор останавливается на попытках политической и экономической интеграции в регионе Африканского Рога, продвигаемых премьер-министром Эфиопии и президентом Сомали. По его словам, главными причинами провала этих попыток до сих пор были слабые экономические связи между странами региона и  стремление нескольких государств сделать интеграцию инструментом для своего регионального доминирования. Например, Эфиопия стремится, по его мнению, фактически оккупировать Сомали, ликвидировав независимость этого государства и посадив там марионеточный режим. Это подтверждается эфиопской интервенцией 2006 года под предлогом борьбы с экстремистской организацией «Совет исламских судов» (позднее трансформировалась в «Аш-Шабаб») и откровенной поддержкой, которую оказывало правительство Эритреи той же «Аш-Шабаб» в своих целях. При этом аналитик не снимает ответственности с США. Вашингтон в течение долгого времени поддерживал активность Эфиопии в Сомали, делая ставку на Аддис-Абебу как на регионального союзника. Ахмед Гулед призывает новую администрацию Джозефа Байдена уделять больше внимания региону Африканского Рога, так как в противном случае разрастание конфликтов в этом регионе послужит созданию африканских и глобальных кризисов.

Проблемам региональной безопасности посвящена статья экспертов Американского института мира Пэйтона Кнопфа и Джеффри Фельтмана «Разрастающийся кризис в Эфиопии грозит подорвать безопасность Ближнего Востока». Авторы отмечают, что было бы неправильно рассматривать конфликт в эфиопском штате Тыграй как «восстановление правительством конституционного порядка». Это подтверждается теми простыми факторами, что в ходе подавления правительством мятежа была задействована военная авиация, использовалась помощь со стороны армии Эритреи и этнических вооруженных формирований. В результате сотни мирных жителей погибли, десятки тысяч стали беженцами. Эритрейские подразделения жестоко расправлялись с беженцами из этой страны, живущими на территории провинции. Показателем тяжелой гуманитарной ситуации в регионе является то, что в 2018-2019 годах, несмотря на войну в Йемене, 300 тысяч граждан Эфиопии и Эритреи бежали в эту страну. Нынешний конфликт в штате Тыграй привел к появлению на территории Судана 56 тысяч беженцев.

Эфиопский кризис разрастается и грозит дестабилизировать весь регион. Вооруженные формирования народа амхара, участвовавшие на стороне правительства в подавлении мятежа, заняли западную часть провинции Тыграй и вступили в конфликт с вооруженными силами Судана в штате Бенишангул-Гумуз. Дополнительно авторы упоминают о вооруженных столкновениях на территории проживания этноса оромо. Они также пишут о напряженных отношениях Эфиопии с Египтом и Суданом, недовольными строительством плотины «Возрождение» без учета интересов арабских государств. Авторы убеждены, что Эфиопии пока рано конфликтовать с соседями, так как внутриполитическая ситуация в этой стране далека от стабильности и подвержена влиянию центробежных сил. Вместе с тем распад этой большой африканской страны способен привести к «гуманитарному кризису невиданного масштаба». В частности возможен приток миллионов беженцев в страны Европы и Аравийского полуострова.

По мнению американских экспертов, в Эр-Рияде и Абу-Даби хорошо понимают, что государства Африканского Рога являются интегральной частью Большого Ближнего Востока и все события, происходящие там, влияют на безопасность региона (2). Кнопф и Фельтман позитивно оценивают активность аравийских монархий на Африканском Роге. В качестве примера они приводят экономическую помощь, оказываемую Саудовской Аравией Египту, Судану и Эфиопии и миротворческие усилия Эр-Рияда в этих странах, а также партнерские отношения, сложившиеся между ОАЭ и Эритреей. Эксперты перечисляют возможные угрозы в том случае, если пустить события в этой части Африки на самотек: гуманитарная катастрофа и наплыв беженцев, подрыв стабильности соседних африканских и аравийских государств, экспансию террористических и экстремистских организаций. В случае распада Эфиопии, по их мнению «Аль-Каида», «Исламское государство» и «Аш-Шабаб» попытаются создать базы в эфиопском штате Огаден, населенном сомалийцами, а также в мусульманской Оромии. В связи с этим они призывают правительство США вести более активную политику в регионе.

Таким образом, ряд американских экспертов пристально изучают ситуацию в регионе и рекомендуют новой администрации США вести в этом регионе более активную политику, координируя ее со своими аравийскими союзниками. Поводами для этого являются угрозы терроризма и экстремизма, межэтнические конфликты, грозящие вызвать наплыв беженцев и опасения за укрепление позиций американских стратегических противников – России и Китая.

 

  1. https://www.mei.edu/publications/emboldened-horn-africa-axis-and-unfolding-humanitarian-crisis-await-biden [1]
  2. https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2021/01/ethiopia-crisis-mideast-security-gulf-eritrea-uae-tigray.html#ixzz6kGJea6DN [2]