- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О плане реформирования нефтегазового сектора Ирака

28 января на сайте The Washington Institute (FIKRA forum) появилась статья Мохамеда Риада Исхака Реформы «Белого листа» (можно перевести также как «Чистого листа») для нефтегазового сектора Ирака: прокладывая путь к более эффективному использованию ресурсов страны?» (“White Paper” Reforms for the Oil and Gas Sectors: Paving the Way for Better Use of Iraq’s Resources?), в которой он подробно рассказывает об инициативе «Белый лист» («The White Paper или الورقه البيضاء ), которая включает в себя ряд мер по развитию и реформированию нефтегазовой промышленности страны. Эти шаги помогут повысить эффективность и объем производства, изучить неиспользуемые ресурсы и диверсифицировать иракскую промышленность ископаемого топлива в сторону использования природного газа. Цель инициативы «Белый лист», запущенной в октябре 2020 года, состоит в том, чтобы решить проблему дефицита государственного бюджета, реструктурировать экономику, улучшить работу финансовых институтов и разработать системные программы и планы для решения сложных экономических условий, с которыми сталкивается страна[i] [1]. Для того чтобы инициатива «Белая книга» достигла этих целей, она включила в себя значительные реформы в нефтегазовом секторе Ирака.

Для справки:

Растущий дефицит госбюджета Ирака был усугублен негативным воздействием COVID-19 на цены на нефть и доходы от продажи нефти, которые являются основным источником дохода Ирака, получаемого в долларах. 90% своих доходов иракские власти получают от нефти, которая становится пассивом, а не активом: как известно, в 2020 году наблюдалось глобальное снижение спроса на энергоносители. Иракские валютные резервы (без учета золота) упали до 51 млрд долларов к концу сентября по последним имеющимся данным Центрального банка Ирака, по сравнению с 62 млрд долларов в конце 2019 года.

Исследователь The Washington Institute М.Р.Исхак пишет о том, что Ирак имеет экономику «рантье», которая сильно зависит от государственных расходов, которые  иракское правительство  покрывает в основном за счет нефтяных доходов. Обвал мировых цен на нефть в первой половине 2020 года вызвал чрезмерную нагрузку на иракскую экономику, и иракское правительство было вынуждено прибегать к внутренним и внешним займам для покрытия государственных зарплат и других государственных расходов, а также для восполнения финансового дефицита.

Поэтому развитие и реформа иракского нефтегазового сектора является одним из важнейших вопросов в свете текущих проблем страны. Автор The Washington Institute считает, что в рамках этого развития Ирак должен обратиться к разработке газа, чтобы диверсифицировать свою экономику, как это сделали также зависящие от нефти страны Персидского залива. Усиление диверсификации в энергетическом секторе в направлении увеличения добычи природного газа может помочь решить текущие и будущие экономические проблемы, связанные с рантье-экономикой Ирака. Развитие этих секторов за счет оживления газового сектора и разработки неиспользуемых сейчас газовых месторождений почти наверняка приведет к увеличению доходов страны. 

Инициатива «Белый лист» включает в себя конкретные эффективные шаги по развитию и реформированию иракского нефтегазового сектора, которые могли бы привести к ощутимым позитивным изменениям в нынешней экономической системе. В сочетании с целым рядом других реформ эти меры могли бы обеспечить устойчивое развитие экономической структуры страны, как только иракский парламент проголосует за осуществление этой программы действий.

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

Из примерно 132 трлн стандартных кубических футов (scf) доказанных запасов природного газа Ирака только порядка 1,5 трлн используется в качестве побочного продукта нефтепереработки.  М.Р.Исхак отмечает, что даже этим небольшим объемом, связанным с добычей нефти, можно было бы управлять более эффективно. Еще 1,2 трлн природного газа, добытого при добыче нефти, были утилизированы путем сжигания в факелах, что привело к финансовым потерям Ирака, которые можно оценить примерно в 2,5 млрд долларов в год.

Для достижения оптимальной эффективности Министерство нефти Ирака планирует использовать все ресурсы природного газа, непреднамеренно добытые в результате добычи нефти, и прекратить практику сжигания в факелах к концу 2023 года[ii] [2]. Она также планирует начать эксплуатацию неиспользуемых месторождений природного газа через раунды лицензирования газа, открытые для иностранных энергетических компаний—есть целый ряд глобальных компаний, которые выразили заинтересованность в конкуренции за инвестиции в эти газовые месторождения.

Программа «Белый лист» направлена на развитие административной и финансовой структуры газового сектора, которая будет способствовать достижению вышеуказанных целей. В рамках этого предполагается создание Национальной газовой компании и разработку политики для иракского газового сектора, которая будет экономнее использовать национальные запасы углеводородов за счет добычи попутного нефтяного газа (вместо сжигания его в факелах) и разработки месторождений природного газа. Кроме того, инициатива «Белый лист» нацелена на то, чтобы открыть газовую промышленность Ирака для глобальных компаний путем заключения круглых контрактов на лицензирование газа и построить интегрированные нефтехимические комплексы на нескольких газовых месторождениях (Ratawi, Missan, и Nassiriya).  При условии успешной реализации этих проектов Ирак сможет постепенно устранить зависимость страны от импортируемого природного газа.

Для справки:

        Напомним, что совсем недавно (27 января) агентство Reuters сообщило о том, что Ирак подписал меморандум о взаимопонимании с французской Total для реализации «крупных и перспективных проектов» в этой стране, в частности в области использования природного газа и чистой энергии[iii] [3]. Соглашение было подписано во время визита в Багдад главы Total Патрика Пуянне, говорится в заявлении министерства нефти Ирака.

Total уже владеет 22,5% акций иракского нефтяного месторождения Халфайя на юге Ирака и 18%-ный актив Сарсанга[iv] [4].

         Также в конце января с. г. иракская государственная компания Dhiqar Oil Co объявила, что торговое подразделение Лукойла Litasco будет финансировать нефтяной проект по удвоению мощности нефтяного проекта Nassiriya до 200 000 баррелей в сутки. Согласно информации OilPrice.com, Иракский SОМО заплатит Litasco сырой нефтью.

        И это еще не все. Китай также активно прокладывает себе путь в нефтегазовую промышленность Ирака, в том числе через подписание сделки сроком на 5 лет о поставках нефти с предоплатой в размере 2 млрд долларов между иракским федеральным правительством и китайской компанией Zhenhua Oil.

НЕФТЬ

Инициатива «Белый лист» также направлена на повышение эффективности деятельности нефтяного сектора, ставя во главу угла увеличение государственных доходов Ирака. В дополнение к предложениям о новых законах и нормативных актах для нефтяного сектора, в документе также предлагаются поправки к уже существующим законам, таким, например, как Закон о нефтеперерабатывающих заводах (the Law on Refineries), Закон о продаже и импорте нефтепродуктов (the Law on the Sale and Import of Petroleum Products), а также Закон, регулирующий деятельность Министерства нефти (the Law Regulating the Ministry of Oil), и Закон о Национальной нефтяной компании (the National Oil Company Law).

Программа «Белый лист» также направлена на реформирование инфраструктуры (внутренней) транспортной сети для природного газа, газовых жидкостей, нефтепродуктов и сырой нефти Ирака. Помимо этого, в документе предлагаются усилия по стандартизации сетевых операций и расширению экспортной инфраструктуры, а также расписаны конкретные шаги по увеличению добычи и производственных мощностей существующих месторождений.

ПРОЧИЕ МЕРЫ

Другие шаги, связанные с развитием и реформированием нефтегазовой отрасли страны включают в себя ускорение усилий по созданию не только национальной нефтяной компании, но и ее административной и финансовой структуры в рамках подготовки к его отмежеванию от самого Министерства нефти Ирака. Этот процесс опять же потребует разработки нефтяных месторождений и средств для добычи и реализации, а также увеличения площадей под разведку. Стране необходимо работать над привлечением всех ведущих мировых компаний нефтегазовой отрасли (таких, как Chevron, Exxon Mobil, Baker Hughes, Shell и BP) для инвестирования в Ирак, чтобы страна могла извлечь выгоду из технических знаний и опыта их специалистов.

Кроме того, в целях обеспечения успеха инициативы «Белый лист», иракскому правительству необходимо будет привлечь к этому процессу экспертов по экономике, ученых и организации гражданского общества. Вместе они смогут разработать потенциальную дорожную карту экономических реформ, чтобы этот план стал более всеобъемлющим. Нефтяная промышленность не освобождается от этого требования, и при грамотном и дисциплинированном применении реформ «Белого листа» к нефтегазовой промышленности Ирак может добиться значительных успехов в решении своих текущих экономических проблем и восстановлении здорового национального бюджета.

Тем не менее, The Washington Institute отмечает, что проведение в жизнь программы «Белый лист» сталкивается с рядом проблем, в первую очередь с безудержной коррупцией, которая является препятствием для всех усилий по проведению реформ и подрывает попытки иракского правительства по поддержке и расширению возможностей своих контролирующих органов и судебных институтов. Ликвидация коррупции в государственном аппарате требует согласованных усилий и тесной координации между всеми государственными институтами, а также подлинных правовых и административных реформ. В противном случае отсутствие усилий по борьбе с коррупцией затруднит Ираку проведение экономических и финансовых реформ, предложенных в «Белом листе». Кроме того, незаконное владение оружием, угрожающее национальной безопасности и гражданскому миру страны, также представляет серьезную угрозу процессу экономических реформ, создает неблагоприятные условия для иностранных инвестиций и негативно сказывается на экономике в целом.

Исследователь The Washington Institute М.Р.Исхак подчеркивает, что в том случае, если Ирак сможет в достаточной мере решить эти проблемы и реализовать инновационные идеи «Белый лист», то природные ресурсы страны станут важнейшим фактором ее экономического возрождения.

[i] [5]https://z5h64q92x9.net/proxy_u/en-ru.ru.cea7c12d-60149e27-15b8def1-74722d776562/iraqieconomists.net/ar/2020/10/13/خلية-الطوارئ-للاصلاح-المالي-التقرير-ا/ [6]

[ii] [7] https://www.spglobal.com/platts/en/market-insights/latest-news/metals/071620-middle-east-gas-flaring-drops-but-zero-targets-still-a-long-way-off [8]

[iii] [9] https://www.reuters.com/article/france-iraq-oil-total-int-idUSKBN29W0LO [10]

[iv] [11] https://oilprice.com/Latest-Energy-News/World-News/New-Oil-Deals-In-Iraq-Carry-Serious-Geopolitical-Implications.html [12]