- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливия: о заявлениях некоторых кандидатов в члены Президентского совета и на пост главы переходного правительства

Очередная сессия Форума ливийского политического диалога началась в Женеве утром 1 февраля и была открыта исполняющей обязанности спецпосланника ООН Стефани Уильямс, которая подтвердила, что прогресс, достигнутый после встречи в Тунисе, был большим, отметив, что на этой неделе есть возможность выбрать единую исполнительную власть, миссия которой — продвигать Ливию к выборам. Если планы и.о. главы Миссии ООН будут реализованы, это, вне всякого сомнения, станет первым серьезным шагом на пути к восстановлению субъектности Ливии, как единого государства.

Уильямс указала на то, что Миссия ООН получила более 1000 вопросов от ливийцев об избирательном процессе, большинство из них от молодежной аудитории, и что кандидаты ответят на вопросы, поднятые ливийцами в ходе интерактивного диалога.

Некоторые из упомянутых нами в предыдущем материале, кандидатов, а все они, люди не простые и не случайные, выступили на Форуме с заявлениями, позволяющими получить представление об их взглядах и оценить какую линию они намерены продвигать и поддерживать. Приведем наиболее характреные из них:

Усама Джувейли

Один из видных триполийских полевых командиров, Усама Джувейли стал первым из кандидатов, который представил свою программу членства в Президентском совете перед Форумом ливийского политического диалога, подчеркнув, что приоритетом в его программе является преодоление трудностей, с которыми сталкивается избирательная комиссия, готовящая будущие выборы.

Джувейли заявил, что идущий ливийский политический диалог не является регулярными выборами, подчеркнув, что, если избирательный закон будет реализован в полной мере, он снимет свою кандидатуру, поскольку он занимает военную должность, а это означает, что кандидаты в члены парламента не имеют право баллотироваться или участвовать в его работе если являются действующими военными (от себя отметим, что сам по себе, втиснутый его авторами и в иракское законодательство, этот пункт, мало эффективен в условиях региона, но, в нашем случае, он составляет еще одно зримое препятствие для политической реализации Х. Хафтара в схеме исполнительной власти). Даже самопровозглашенный фельдмаршал самопровозглашенной Ливийской национальной армии выглядит куда значимее, чем просто депутат или даже член Президентского совета. Так что, реши Хафтар вдруг «пойти в гражданскую власть», ему придется встать перед непростым выбором. Кроме того, в Ливии нет такой всеобъемлющей военной бюрократической организации, как в Египте, где, практически все, отставные генералы сохраняют влияние и получают лакомые должности во всех ветвях власти. По мнению некоторых экспертов, схожий подход к кадровой политике в РФ, с единственной разницей в ведомстве, из которого назначается абсолютное большинство чиновников и управленцев, является одним из оснований для глубокой симпатии политического руководства обеих стран друг к другу. Ни о какой компетентности, при таком подходе речи, идти не может, она никого и не интересует. Главное – лояльность.

Идрис аль-Каид

Кандидат в Президентский совет д-р Идрис аль-Каид презентовал свою программу перед Форумом, подчеркнув, что он будет стремиться добиться решительного решения ООН о выводе наемников из Ливии со всех сторон, учитывая, что этот шаг имеет особое значение для сближения ливийцев, которые должны решительно отвергнуть вмешательство в их дела.

И.аль-Каид считает, что борьба с пандемией коронавируса также должна стать причиной объединения рядов ливийцев после кризисов, свидетелями которых стал мир, которые потребовали объединения рядов и усилий всех людей. Он добавил: «Выборы — серьезный вызов для следующего президента, и я обещаю ливийцам прийти вовремя. А отношения президента и правительства должны быть консенсуальными».

Кандидат указал, что назначения на военные должности будут основываться на компетенциях, и что все решения будут приниматься на основе консультаций между членами Президентского совета и не будут иметь никакого приязненного отношения к кому-либо.

Асаад Мухаммед Зухив

Еще один кандидат в Президентский совет Асаад Мухаммед Зухив представил свою программу участникам Форума, начав свое выступление с подчеркивания, что суверенитет принадлежит только ливийскому народу и что государство черпает свою силу благодаря поддержке народа.

«Возвращение перемещенных лиц в свои дома — это право, которое нельзя откладывать», — отметил Зухив, добавив, что досье по правам человека в Ливии является сложным, и во всех регионах имеют место быть их вопиющие нарушения, и что страна находится в условиях, «которые заставляют нас остро нуждаться в примирительном правосудии».

Он добавил: «Диалог — это самый безопасный и наименее затратный вариант решения ливийского кризиса. Сегодня нам срочно нужно объединить военный истеблишмент. Назначение главнокомандующего армией должно производиться в консультации с военными руководителями всех регионов Ливии».

Зухив назвал квоты «неизбежным злом», призвав использовать их в интересах Ливии для разрешения текущего кризиса, подчеркнув, что он постарается «как можно больше» объединить квоты и компетенцию у действующих обладателей властных полномочий, и установит специализированные комитеты для изучения досье кандидатов на должности в следующем политическом органе.

На фоне накопившихся кризисов в ливийском досье кандидат считает, что проблема последнего периода заключается в существовании разрыва между частями парламента, а также между парламентом государства и Президентским советом.

Халед аль-Сайех

Кандидат в Президентский совет Халед аль-Сайех сказал, что он будет работать над преодолением трудностей, с которыми может столкнуться Высшая избирательная комиссия, чтобы иметь возможность провести выборы, которые ждут  в декабре 2021 года.

Он подчеркнул, что будет работать над объединением исполнительной власти, над тем, чтобы прекратить войну и достичь прочного мира, напомнив о необходимости работать над предоставлением необходимых вакцин для борьбы с эпидемией коронавируса.

Х.аль-Сайех сказал, что короткий переходный период требует от переходного состава Президентского совета сосредоточиться на тесном взаимодействии с правительством, чтобы облегчить сотрудничество и повысить уровень ожиданий от их работы.

Халед аль-Мишри

Глава Высшего государственного совета Халед аль-Мишри подчеркнул в начале своего выступления перед участниками Форума, что ни одна часть страны не сможет подняться без другой, и что многочисленные негативные внешние вмешательства помешали объединению рядов ливийцев.

Он добавил: «Я настаивал на необходимости проведения выборов и представил полную инициативу для достижения этой цели. Мы должны обмениваться заверениями, чтобы сблизить точки зрения и разрешить кризис доверия, который требует серьезной паузы со всех сторон».

«Разделение Палаты представителей препятствовало работе Высшего государственного совета. И отличный характер работы предстоящего Президентского совета – вот, что побудило меня баллотироваться. То, что сейчас происходит, — это выборы, в той, или иной форме, пусть они не являются всенародными. Я приму результаты Форума политического диалога, даже если я не выиграю голосование», — сообщил участникам Х.аль-Мишри и пообещал им «усердно работать» для достижения ожидаемых выгод в случае победы на выборах, надеясь создать механизм для мониторинга приближающихся выборов и корректировки процесса, если «они отклонятся от правильного пути».

Он считает, что Форум является гарантом для отслеживания прогресса работы на следующем этапе, содержащим ряд препятствий, которые новая власть должна преодолеть, чтобы выйти на выборы, включая примирение и  более широкое участие женщин и молодежи, и мотивацию граждан к участию в выборах, чтобы избежать повторения проблем, которые повлияли на муниципальные выборы.

По убеждению Х.аль-Мишри «ливийцы должны быть обязаны соблюдать квоту женщин, чтобы обеспечить их участие в политическом процессе», подчеркнув, что сейчас подходящее время для референдума по конституции. Касательно примирения он напомнил, что ранее помиловал того, кто похитил его сына, призвав ливийцев «пойти по пути амнистии и примирения, при условии, что амнистия будет только для общего права и не в отношении воровства денег теми, кто присвоил миллионы».

Сулейман Асвикер Авд

С.Асвикер АВД подчеркнул, что задача Президентского совета состоит в том, чтобы сосредоточить внимание на реальном партнерстве и «взять каждого за руку», подчеркнув, что этот Форум и его результаты являются лишь временным решением и что политический процесс и демократический процесс «должны уважаться».

Фатхи Али Абдель Салам Башага

Министр внутренних дел ПНС Фатхи Башага заявил: «Следующее правительство, каким бы оно ни было, должно быть правительством национального единства, которое объединит всех ливийцев и объединит в нем всех предпочтений или дискриминации, и в нем нет места для исключений или маргинализации».

Ранее Ф.Башага выразил свое участие в усилиях по формированию единого правительства: «Я очень горжусь тем, что участвую в этом прозрачном демократическом процессе в качестве кандидата на пост премьер-министра правительства национального единства новой Ливия».

В серии публикаций в своем аккаунте в Twitter он добавил: «Вы не можете больше ждать. Мы находимся в одном километре от успешного завершения долгого и, порой, сложного процесса. Отказ от него — не вариант».

Акила Салех

Кандидат в члены Президентского совета Акила Салех заявил, что он обязуется полностью соблюдать резолюции Совета Безопасности, международные встречи и результаты ливийского комитета по политическому диалогу.

Выступая на Форуме в Женеве он заверил всех, что обещает приверженность ливийцам тому, что согласовано, пояснив, что его приоритетами являются объединение институтов и национальное примирение.

Спикер де-факто Тобрукской части парламента продолжил: «Я баллотировался в качестве депутата, потому что устав совета запрещает совмещение двух должностей и не запрещает баллотироваться на руководящую должность Мы подтверждаем нашу приверженность своевременному проведению выборов при соблюдении необходимых условий».

Али Махмуд Бухейралла

Кандидат Президентского совета от Киренаики, профессор права и юрист Али Махмуд Бухейралла, также представил свое видение управления следующим переходным этапом участникам Форума.

Бухейралла сказал, что он подал заявку на участие в Президентском совете, поскольку он не занимал руководящих должностей с 2011 года, подчеркнув, что он будет стремиться объединить страну с партнерами в будущей исполнительной власти, и что его цель — баллотироваться «чтобы способствовать достижению чаяний ливийцев».

Он считает, что Ливия переживает решающий этап после фазы изменений, закончившейся «бесхозяйственностью», указывая на то, что различия являются естественным явлением в человеческом обществе, но требуют рационального управления, потому что бесхозяйственность может привести к несчастью. Его видение решения в Ливии состоит в том, что урегулирование должно осуществляться по трем направлениям: национальное примирение, прекращение гражданской войны, которая продолжается с 2011 года, недопущение втягивания страны в политические и партийные разногласия и разработка всеобъемлющего национального пакта, который «криминализирует использование оружие для обретения силы».

Бухейралла пообещал совместно с обществом разработать всеобъемлющую национальную хартию между ливийцами и поддержать проведение выборов, запланированных на 24 декабря 2021 года, которые должны стать кульминацией борьбы ливийского народа, подчеркнув, что его видение «требует напряженной и быстрой работы и предварительные усилий по облегчению жизни граждан». Достичь стабильности без обеспечения безопасности абсолютно невозможно, подчеркнул кандидат, призывав к необходимости работать над восстановлением доверия ливийцев к своему правительству.

Амр Махди Абу Шрида

В своем выступлении на Форуме кандидат в члены нового Президентского совета, Амр Махди Абу Шрида  подчеркнул необходимость завершения принятия закона, на основании которого будут организованы предстоящие выборы в законодательные органы.

«Новый закон о выборах должен быть завершен, и должно быть достигнуто национальное примирение между ливийцами, мы должны восстановить престиж государства … и держаться подальше от иностранного вмешательства», — сказал Абу Шрида участникам Форума, добавив, что «эффективность нашей работы является моральным обязательством в отношении продолжительности переходного периода, и мы должны соблюдать его.  Ливия имеет неиспользованные человеческие ресурсы, надо уделять больше внимание женщинам и молодежи, поскольку они являются важным компонентом ливийского общества».

Абу Шрида также подчеркнул необходимость «активировать закон об всеобщей амнистии и создать фонд для возмещения ущерба перемещенным лицам», учитывая, что эти акты, которые одобрит парламент, могут решить эту проблему.

Кандидат в члены Президентского совета от Феццана заявил, что «нет места нарушению прав человека, когда действует верховенство закона и оружие находится в руках государства».

 

Как следует из приведенных примеров выступлений, никаких принципиальных различий между кандидатами нет. Во главу угла ставятся уже не раз озвученные и актуальные аспекты: национальное примирение, амнистия, обеспечение будущих выборов, привлечение к ним молодежи и женщин, возобновление нормальной работы государственных институтов и организаций. При условии удовлетворения амбиций некоторых ключевых персон, создания равновесия между «восточниками» и «западниками», сводящегося по сути, к одному – пропорциональному распределению бюджета, задачу по приведению страны к единому знаменателю можно считать решенной. Мы уже упоминали, что никакого демонтажа Джамахирии, кроме отстранения от власти М.Каддафи и его близких соратников, фактически, не было. Состоялась ее косметическая перелицовка (грабеж значительной части ресурсов и обнуление конкурентного потенциала), и, если бы не последовавшая в 2013 году свара между вчерашними союзниками, вызванная отсутствием явного лидера или центра силы, то Ливию в новостях сегодня вспоминали бы, так же, как, скажем, Иорданию – раз, или два в месяц.

Основным дестабилизирующим элементом в складывающейся схеме был и остается Х.Хафтар и его ЛНА. Времени и ресурса у его спонсоров повлиять на развивающийся процесс с каждым днем остается все меньше, так же, как и вариантов действий. И даже, согласись фельдмаршал на почетную синекуру, наподобие командующего Восточным военным округом, неизбежная централизация военного аппарата и строительства в рамках «нового», вернее сказать, заново «отбалансированного» ливийского государства не позволит ему выступать даже в половине нынешнего качества, что делает все расчеты на этот проект, стремящимися к нулю. Развязать Хафтару новую войну уже никто не позволит: ливийские элиты увидели перспективы переформатированного сосуществования, в адрес ОАЭ американцами были сделаны доходчивые намеки, отдельные вооруженные провокации, в складывающейся ситуации, теряют смысл. Парадокс, который возникает в этой связи в формате ливийско-российских отношений сводится к тому, что единственное, что РФ может быстро и реально предложить Ливии – это отдельные виды оружия и военной техники. Однако, все последние несколько лет это предлагалось и давалось, не исключено, что даже бесплатно, той стороне, которая сделала все, чтобы уничтожить ту, которая в ближайшем будущем и будет в Ливии решать, что и кого ей закупать. Ту, которая всячески игнорировалась и открыто называлась пособницей террористов. Будет ли Москва выходить из этой неприятной ситуации и каким образом, или, как всегда, сделает вид, что ничего не произошло, «мы победили», не беремся судить. Недаром контактов с ПНС за последние 2 месяца у нее состоялось больше, чем за последние семь лет. Но то, что поддержку Россией  Х.Хафтара ей в Триполи не забыли и не скоро забудут, так же, как и «подвиги» тех, «кого там нет», есть непреложный факт. Как и то, что процессы формирования, обучения национальных кадров и переоснащения будущей единой ливийской армии находятся под плотным вниманием и контролем стран НАТО. Мы бы не выделяли Турцию в этом контексте в отдельный субъект происходящего, и вполне допускаем, что именно НАТО будет выступать в качестве некого интегратора этих процессов.

Остается уповать на то, что ливийцы предпочтут не класть все яйца в одну корзину, либо придется кредитовать их, так как прокредитовали на несколько миллиардов тот же Ирак.