- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Сомали: ноябрь – декабрь 2020 г.

17 ноября боевик-смертник взорвал себя в одном из ресторанов Могадишо. В результате теракта погибли 5 человек, в том числе 2 полицейских, до 10 получили ранения, в том числе тяжелые. Заведение часто посещали сотрудники полицейской школы, находящейся близ ресторана. Ответственность за теракт взяло на себя движение «Аш-Шабаб». Боевики этого движения, близкого к «Аль-Каиде» (запрещена в РФ), регулярно совершают аналогичные атаки против ресторанов, отелей, правительственных зданий. Считается, что численность боевиков движения «Аш-Шабаб» может составлять от 5 до 9 тысяч человек.

Также 17 ноября американские власти объявили о введении целенаправленных санкций против двух видных лиц в иерархии движения «Аш-Шабаб». Их имена включены в американский «черный список» международных террористов. С того дня Абдуллахи Осман Мохаммед и Маалим Айман не имели доступа к американской банковской системе, их авуары были заморожены, запрещены банковские сделки с ними.

Первый из них по кличке «Инженер Исмаил» является в составе «Аш-Шабаб» экспертом по обращению со взрывчаткой. Он руководит работой СМИ джихадистов и является советником «эмира» движения. Второй является полевым командиром одного из формирований «Аш-Шабаб», которое совершило несколько атак в Кении и Сомали, и в частности, нападение в январе 2020 года на кенийско-американскую военную базу, при отражении которого погибли 3 американца.

Как заявил координатор борьбы против терроризма в американском Госдепе Натан Салес, «мы тесно взаимодействовали с Кенией и нашими партнерами в регионе для того, чтобы оказать давление на эту группу («Аш-Шабаб» — авт.) с помощью всех инструментов, имеющихся в нашем распоряжении». «Имеют эти лица авуары в США или нет, санкции повлекут за собой определенные последствия, так как они усложнят трансферты внутри международной банковской системы», — утверждал он.

26 ноября стало известно о гибели входе одной из операций в Сомали сотрудника ЦРУ, личность которого не раскрывалась. Согласно «Нью-Йорк Таймс», погибший входил в состав одного из полувоенных формирований ЦРУ, т.н. «Центр специальных операций». По данным издания, ранее этот человек служил в составе элитного подразделения спецназа ВМС США «Морские котики».

Считается, что в Сомали могут находиться до 700 американских военных и бойцов полувоенных формирований. Они исполняют функции инструкторов и советников при сомалийской армии. Президент Д.Трамп намеревался вывести их из Сомали.

27 ноября военное ведомство США сообщило, что исполнявший обязанности главы Пентагона Крис Миллер в тот день прибыл в Сомали. Ранее он отметил День Благодарения с военными и контрактниками на базе Кемп –Лемонье в Джибути. Согласно коммюнике Пентагона, во время пребывания в этих двух странах К.Миллер «подтвердил решимость США ослабить экстремистские организации, которые угрожают американским интересам, нашим партнерам и союзникам в регионе». Он также подчеркнул «важность того, чтобы усилия мирового сообщества продолжались на этом фронте».

Двумя днями ранее был опубликован доклад генерального инспектора Пентагона, согласно которому группа «Аш-Шабаб» «продолжает адаптироваться, сопротивляться, и она остается способной атаковать интересы Запада и его партнеров в Сомали и Восточной Африке».

4 декабря Пентагон объявил, что Д.Трамп распорядился вывести до начала 2021 г. «большую часть» американских войск, находившихся в Сомали. Сообщалось, что одна часть выводимых военных может быть переброшена за пределы Восточной Африки, вторая – в соседние с Сомали страны с тем, чтобы оставаться способными участвовать в трансграничных операциях. Обещалось, что американские военные «сохранят способность проведения целевых антитеррористических операций в Сомали». Вашингтон также обязался продолжать разведывательную деятельность в регионе.

10 декабря Африканское командование Пентагона объявило о нанесении двух авиаударов, целью которых были пиротехники движения «Аш-Шабаб». Как отмечалось в коммюнике Африком, удары, нанесенные по окрестностям населенного пункта Джилиб на юге Сомали, позволили уничтожить «террористов, известных в том, что они играли важную роль в производстве взрывчатки для движения «Аш-Шабаб».

К 22 декабря для обеспечения безопасности вывода из Сомали своих военных Пентагон развернул у берегов этой страны впечатляющую военно-морскую группировку во главе с вертолетоносцем «Макин Исланд». В состав группировки также вошли десантные корабли «Сан Диего», «Сомерсет» и «Хершель «Вуди» Уильямс». На этих кораблях находились в общей сложности до 5 тысяч морских пехотинцев.

8 греческий министр по делам миграции Нотис Митаракис обвинил Турцию и ряд неправительственных организаций в том, что те способствуют сомалийским мигрантам в получении турецких виз, после чего те прибывают в Турцию и из нее перебираются на греческие острова и в Европу. По данным министра, ссылавшегося на показания сомалийских мигрантов, «турецкое бюро по связям в Могадишо способствует» предоставлению виз для посещения Турции на основе сертификатов и документов сомалийских «институтов», финансируемых Анкарой. Среди этих институтов, в частности, значатся больница и университет в Могадишо.

Согласно греческому министру, «в Сомали турецкие власти, и в частности, Министерство образования и другие министерства, поощряют иммиграцию в Турцию».

Афины не перестают обвинять Турцию в «управлении» процессом миграции с тем, чтобы оказывать давление на ЕС.

15 декабря Сомали разорвало дипломатические отношения с Кенией, обвинив ее в попытках вмешательства в его внутренние дела в момент, когда в Могадишо готовятся к выборам, призванным назначить депутатов парламента и президента.

Как объявил на пресс-конференции министр информации Сомали Осман Абукар Даббе, «правительство Сомали решило разорвать дипломатические отношения с Кенией». «Сомали призывает всех своих дипломатов, находящихся на постах в Кении, вернуться в страну. Кенийским дипломатам в Сомали предписано покинуть страну в 7-дневный срок начиная с 15 декабря, — сказал он. – Федеральное правительство Сомали приняло это решение в ответ на участившиеся случаи политических нарушений Кении против суверенитета нашей страны».

Отношения между Сомали и Кенией, имеющими совместную границу протяженностью 700 км, испортились достаточно давно. В Могадишо в течение нескольких месяцев обвиняют Кению во вмешательстве во внутренние дела Сомали. В свою очередь канцелярия президента Кении неоднократно заявляла, что эта страна не хочет быть «козлом отпущения» во внутренних политических играх Сомали.

Решение о разрыве дипотношений прозвучало в момент, когда президент Кении Ухуру Кеньятта принимал в Найроби главу самопровозглашенного Сомалиленда Мусу Бихи Абди. Любое действие этого образования вызывает нервную реакцию в Могадишо.

Воинский контингент Кении в составе Миссии Африканского союза в Сомали (Amisom) в немалой степени поспособствовал укреплению позиций федерального правительства в Могадишо.

Другие моменты раздрая между Кенией и Сомали. Найроби поддерживает главу полуавтономного Джубаленда Ахмеда Мадобе на юге Сомали, но его не воспринимают в Могадишо. Этот бывший полевой командир изгнал боевиков движения «Аш-Шабаб» из их оплота в порту Кисмайо – региональной столице. Несмотря на сопротивление Могадишо, А.Мадобе был переизбран на посту главы региона в 2019 г.

В марте 2020 г. Кения обвинила сомалийскую армию в проникновении на ее территорию в ходе боестолкновений с силами Джубаленда.

Главная проблема Сомали и Кении – демаркация морской границы между ними, поскольку речь идет о потенциально очень богатом углеводородами участке морской акватории площадью свыше 100 тысяч кв. км.

Тем временем очевидно, что будущий избирательный процесс будет напоминать «выборы» 2017 г. Сначала специальные делегаты от сомалийских кланов выберут 275 депутатов нижней палаты сомалийского парламента, затем «избранники» в начале 2021 года выберут президента Сомали.

23 декабря стало известно, что боевики движения «Аш-Шабаб» похитили и обезглавили лидера сельской общины Гюмарей на северо-востоке Кении Омара Адана Буула. Об этом сообщили источники в кенийской полиции. Факт расправы подтвердило движение «Аш-Шабаб». Эта община находится в 20 км от границы с Сомали.

В целом, вывод значительной части американского контингента из Сомали вряд ли окажет заметное влияние на ситуацию в этой стране, поскольку 20-тысячный контингент Amisom пока остается на месте.