- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Раскол Объединенного арабского списка и перспективы борьбы за голоса израильских арабов перед выборами в Кнессет 24-го созыва

Казалось бы, опыт последних трех досрочных избирательных кампаний преподал израильским арабским партиям неплохой урок, мораль которого заключалась в том, что раскол ведет к дальнейшему ослаблению электоральной поддержки. Так, два партийных альянса «Раам-Балад» и «ХАДАШ-Тааль» на выборах в Кнессет 21-го созыва вместе получили 10 мандатов, в то время как в парламенте 23-го созыва снова воссозданный Объединенный арабский список приобрел уже 15 мест. И если бы не ряд обстоятельств, включая распад «Кахоль-лаван», такого количества голосов хватило бы для того, чтобы стать лидерами оппозиции со всеми вытекающими из этого последствиями, связанными с возрастающим уровнем вовлеченности в процесс принятия решений. Однако эти соображения все же не помешали партиям расформировать четырехсторонний альянс вновь, всерьез поставив вопрос о судьбе арабских голосов на следующих парламентских выборах.

Согласно опубликованным данным, первым о выходе из Объединенного арабского списка заявил лидер Раам М.Аббас, сославшись на то, что не принимает курс партии в том, что касается исламских ценностей, включая отношение к ЛГБТ-сообществу, восприятия отношений с правительством и подхода к смене лидеров фракции. В среду партии Хадаш, Тааль и Балад подписали соглашение о совместном участии в выборах. За ними остается старое название единой фракции, лидерство в партийном списке сохраняет за собой А.Уде (ХАДАШ). Далее следуют А.Тиби (Тааль), С.А.Шхаде (Балад), А. Тума Слиман (ХАДАШ), У.Саади (Тааль), О.Касиф (ХАДАШ), Х.Язбак (Балад), замыкают список по одному представителю от каждой из партий.

Произошедшее ставит вполне резонный вопрос о будущем арабского политического представительства во власти после мартовских выборов. Трансформации внутри Объединенного арабского списка, по мнению большинства израильских обозревателей, станут причиной ослабления этих партий. Прежде всего, ожидается, что Раам в одиночку вряд ли преодолеет электоральный барьер. Причем доказательства справедливости подобного предположения можно заметить еще при анализе результатов выборов 2019 г. Тогда именно блок «Раам-Балад» потерял большую часть голосов, уступив 1 мандат «коллегам» по арабскому лагерю, и еще три общеизраильским партиям.

Впрочем, и оставшейся части Списка обозреватели пророчат потери, прогнозируя, что доля арабских партий в Кнессете нового созыва в лучшем случае составит не более 10 мандатов. Одним из факторов, воздействующих на спад популярности можно считать и то, что единственный еврейский депутат О.Касиф, который мог бы расширить аудиторию, поддерживающую партию, попал на довольно шаткое в текущих условиях 6 место. Наконец, не исключается, что раскол внутри партий полностью завершен, поскольку, по некоторым данным, А.Тиби из Тааль встречался с лидером Раам М.Аббасом. Подробной информации об итогах встречи, разумеется, нет, а вот повод для ее организации может заключаться в том, что партия из-за относительно неустойчивого положения в Объединенном арабском списке рискует сократить свое представительство в случае неудачи. Вместе с тем, перспектива их договоренностей выглядит туманной, а если вместо одного блока будет три независимых арабских партии, то очень вероятно, что минимум две из них не пройдут в Кнессет.

Впрочем, в эту математику интересным образом не вписывается повестка дня, которую пока два арабских движения предлагают своим избирателям. М.Аббас, которого бывшие коллеги осудили за готовность к сотрудничеству с правыми после таких его реплик «я хочу мира, а Нетаньяху не хочет войны» и «у меня гораздо больше общего с ШАС и «Еврейством Торы», а не МЕРЕЦ и «Кахоль-лаван»», во многом пытается ответить на запросы израильских арабов. Так, лидер Раам, комментируя свое заявление о правом лагере, не без оснований прочит ему победу, при этом сотрудничество с новым правительством, если его создаст Б.Нетаньяху позволит, по мысли М.Аббаса, реализовать законодательные инициативы, а также продолжить программу по противодействию насилию в арабском секторе. Его бывшие соратники, в свою очередь, не отступают от ставшей уже типичной риторики, с акцентами на «расизме» внутри израильского общества и палестинской проблеме, которую, вообще говоря, стоило бы оставить Палестинской национальной администрации.

Любопытно и то, что поход на «арабскую улицу» стал одной из отличительных черт новой электоральной кампании Ликуда. Как и М.Аббас Б.Нетаньяху говорит о необходимости программы борьбы с насилием, решения социально-экономических проблем и интеграции, а также вакцинации израильских арабов от коронавируса. Однако эксперты видят в таком шаге обратный эффект. Другими словами вместо привлечения арабских избирателей темами, которые, казалось бы, им интересны, он усугубляет их фрустрацию израильской политической реальностью, превращающей их чаяния в фарс. Так, основатель научно-исследовательского института, занимающегося арабским сектором, StatNet Й.Маклада считает, что такими действиями, как недавний визит в Назарет, глава правительства потенциально сократил явку израильских арабов на предстоящих выборах почти на 10%, что в будущем приведет к дельнейшему ослаблению не только арабского, но и левого лагеря, на который эти избиратели ориентируются в случае разочарования своими непосредственными представителями. Впрочем, частично в такой ситуации Объединенный арабский список в некоторой степени повинен сам, поскольку на прошлых выборах, создавая партийные списки, руководство в стремлении сохранить позиции удаляло оттуда часть сильных конкурентов, ранее показавших себя и способности привлечь голоса на муниципальном уровне.

В целом, текущая ситуация является еще одним подтверждением того, что Объединенный арабский список – явление искусственное и неоднородное, поскольку не имеет под собой общей идеологической основы и программы как по социально-экономическим потребностям населения, так и по внешней политике. Более того, если в растянутых по времени избирательных кампаниях им еще удается маскировать противоречия, то необходимость в короткие сроки не только формулировать программу, но и распределять места в предвыборном списке, только усугубляет кризис, а потому объективно распад арабского блока не удивляет. Способность Ликуда в действительности аккумулировать голоса израильских арабов, наоборот, уверенности на текущем этапе не внушает. Однако если рассматривать тенденцию более широко, то не исключено увеличение поддержки общеизраильских партий арабскими избирателями. Хотя причиной тому, как кажется, все же будет не отвечающая их интересам политическая платформа, а глубокое разочарование арабскими партиями.