- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О национальных интересах США в контексте планируемого вывода войск из Афганистана

Соединенные Штаты Америки по-прежнему имеют национальные интересы в Афганистане, на которые может существенно повлиять развитие событий в стране. Главный из них заключается в сдерживании активности террористических группировок, которые продолжают действовать на территории Афганистана и могут прямо или косвенно угрожать США, в первую очередь речь идет об «Аль-Каиде» и региональном ответвлении «Исламского государства» ИГ-Хорасан (обе организации запрещены в РФ). Продолжающееся военное присутствие США в Афганистане и их совместная антитеррористическая деятельность с афганскими правительственными силами безопасности значительно ослабили эти группировки. Однако полный вывод американских войск с большой долей вероятности позволит этой угрозе возникнуть вновь. В долгосрочной перспективе США должны либо сохранить присутствие контртеррористических сил в Афганистане, либо получить гарантии того, что террористические группы не смогут вновь усилить свое влияние. В данных момент в интересах США – сохранить достижения двадцатилетней афганской кампании. И, хотя государственные институты в стране по-прежнему несовершенны, совместными усилиями были созданы механизмы, позволяющие обеспечить социальную интеграцию, репрезентативное правительство, а также укрепить идею верховенства закона. Данные меры облегчают сосуществование в Афганистане различных сообществ в рамках стабильного государственного устройства. По итогам продолжающихся переговоров представителям афганского правительства и талибов неизбежно придется достичь компромисса. Каким бы он ни был, стабильность Афганистана зависит от наличия в стране политических институтов, которые являются инклюзивными, включают женщин, этнические и конфессиональные меньшинства, а также основаны на правовой системе, которая воплощает в себе представление афганского народа о справедливости.

Другой ключевой интерес США касается региона в целом. Стабильный Афганистан способен создать потенциал для регионального экономического сотрудничества, которое принесет пользу соседствующим странам, связав богатую энергоресурсами Центральную Азию с лишенной энергоресурсов Южной Азией. Точно так же нестабильный Афганистан рискует дестабилизировать регион из-за продолжающегося незаконного оборота наркотиков, популяризации экстремистских идеологий и возможного обострения конкуренции между Индией и Пакистаном, являющимися ядерными державами. Не стоит забывать, что внимание США к Афганистану обусловлено более широкими геополитическими интересами в регионе.

Напомним, что в военной кампании в Афганистане также принимают участие страны-союзники США. После терактов 11 сентября 2001 года каждый член НАТО направил войска или военное оборудование в Афганистан, поддержка также поступала от государств, не входящих в альянс. Дальнейшее присутствие союзников и партнеров США в Афганистане зависит от предоставляемой американской стороной платформы материально-технического обеспечения. Односторонний выход, который не предполагает консультаций и соглашений с союзниками, подорвет авторитет США как партнера.

Соединенным Штатам пришлось провести колоссальную работу, чтобы стороны внутриафганского конфликта сели за стол переговоров. Вашингтон был вынужден пойти на уступки радикальному исламистскому движению «Талибан» (запрещено в РФ) и, прежде всего, оказать давление на правительство в Кабуле, чье политическое видение при этом намного ближе позиции США. На данный момент переговоры по внутриафганскому политическому урегулированию имеют вялый характер и продвигаются медленно. При этом масштабы военного участия и финансовых обязательств США в Афганистане резко снизились после завершения большинства военных операций в 2014 году, особенно после сокращения численности американского военного контингента в 2020 году. Согласно данным Американского института мира (USIP), в настоящее время Вооруженные силы США не участвуют в боевых действиях на территории Афганистана, и по состоянию на конец января 2021 года их вовлеченность оценивается ниже, чем в 2003 году. Впервые за всю историю кампании численность военнослужащих НАТО в Афганистане превышает численность военного контингента США.

Таким образом, сейчас Вашингтон находится в положении, при котором эффективная дипломатия, стабильный объем предоставляемой помощи и тесная координация гражданских и военных усилий по достижению четкой и единой цели могут создать условия для выхода из Афганистана, не ставящего под угрозу национальную безопасность США и региона. У новой администрации президента Дж.Байдена есть возможность достичь свои основные цели в Афганистане и помочь создать стабильную страну, которая способна сдерживать угрозы регионального и глобального масштаба. Это будет долгий и трудный процесс, однако первые шаги на пути к достижению этого результата уже сделаны. Соединенные Штаты уже пришли к соглашению с талибами, которое, хоть и не устраивает в полной мере всех участников переговоров, создает основу для диалога между афганским правительством и руководством экстремистского движения, что в теории может привести к компромиссу в вопросе урегулирования внутриполитического конфликта в Афганистане.