- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильские эксперты о ситуации вокруг Ирана и политике Израиля. Часть 2

С приходом администрации Байдена в Белый дом возвращение США к Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) стало считаться чуть ли не вопросом времени, хотя путь к заключению соглашения представляется нелегким. Вашингтон и Тегеран на высшем уровне озвучили свои требования и условия (упомянутые в предыдущей статье). В Израиле же с новой силой разгорелся спор между сторонниками и противниками ядерного соглашения с Ираном. Эксперты снова пытаются разобраться, каковы могут быть последствия для Израиля заявлений американской и иранской сторон, возможен ли компромисс, и как в сложившихся условиях следует выстраивать политику.

Эти же вопросы волнуют военно-политическое руководство страны, по ним делают заявления не только политики, но и военные, а также руководитель разведслужбы.

Начальник Генштаба ЦАХАЛа Авив Кохави, выступая в конце января с.г. на конференции в ведущем израильском «мозговом центре» Институте исследований национальной безопасности (Institute for National Security Studies, INSS), высказался  категорически против возвращения США к иранской ядерной сделке, раскритиковал политику администрации Байдена в этом отношении и угрожал возможными военными действиями Израиля против Ирана. Речь Кохави была названа в СМИ «скандальной». Он не скоординировал свои действия с премьер-министром или министром обороны Израиля. Биньямин Нетаньяху также открыто высказался против намерений Байдена в отношении иранской ядерной сделки. Но в отличие от политиков, начальник Генштаба ЦАХАЛа крайне редко публично критикует американскую администрацию, которая оказывает значительную финансовую и материально-техническую поддержку израильской армии.

Согласно израильским официальным лицам, целевой аудиторией выступления Кохави были в основном Иран и израильская общественность, а не США, хотя на встрече с главой Центрального командования вооруженных сил США генералом Кеннетом Маккензи несколько дней спустя начальник Авив Кохави повторил все свои опасения по поводу того, что он считает угрозами безопасности Израиля. На этой встрече он был вместе с министром обороны Израиля Бени Ганцем. Они проинформировали американского генерала об оборонной политике Израиля, рассмотрели приоритеты и проблемы ЦАХАЛа и ВС США, включая региональные угрозы, такие как Иран.

Маловероятно, что Кохави мог раскритиковать политику администрации Байдена без одобрения канцелярии премьер-министра, в которой отказались комментировать этот вопрос.

В своем выступлении Кохави осудил заявленные намерения президента США Байдена вернуться к ядерной сделке 2015 г., назвав их «плохими». Он сказал, что приказал израильским военным разработать новые оперативные планы по нанесению ударов по ядерной программе Ирана. «Со сменой администрации в США иранцы заявили, что хотят вернуться к прежнему соглашению. Я хочу изложить свою позицию, позицию, которую я представляю всем своим коллегам, когда встречаюсь с ними по всему миру: возвращение к ядерному соглашению 2015 года или даже к соглашению, которое было бы похожим, но с некоторыми улучшениями, – это плохо, и было бы ошибкой», – сказал Кохави.

Реакция министра обороны Израиля Бени Ганца заключалась в том, что Кохави не должен был делать такие замечания в публичной речи. Его комментарии были похожи на то, что он заранее не знал о выступлении начальника Генштаба. Позднее тон его смягчился. По словам Ганца, «ядерный Иран представляет опасность для мира, для региона и является вызовом безопасности Израиля. Конечно, Израиль должен быть готов защищаться любым способом, но красные линии проводятся в закрытых помещениях»[i] [1].

На выступление Кохави отреагировали ведущие эксперты Израиля в области безопасности. В Части 1 статьи мы привели анализ ситуации вокруг иранской проблемы Уди Эвенталя, эксперта Института политики и стратегии при Междисциплинарном центре Герцлия (IPS IDC Herzliya), согласно которому не в интересах Израиля идти на конфронтацию с администрацией Байдена путем публичных заявлений, противоречащих политике США.

По поводу «контрпродуктивного» выступления А.Кохави высказался генерал Амос Гилад, экс-глава военной разведки и бывший высокопоставленный чиновник Министерства обороны, ныне исполнительный директор Института политики и стратегии, председатель проводимой институтом ежегодной Герцлийской конференции.

По словам Гилада, заявление Кохави может быть истолковано в США как открытое неповиновение. Сегодня Израилю не стоит повторять ошибки прошлого, когда президент Барак Обама столкнулся с публичным противостоянием со стороны израильского руководства, что не было обусловлено необходимостью. Да, изначально ядерное соглашение с Ираном было полно недостатков, но оно остановило иранскую ядерную программу. Как раз после выхода Дональда Трампа из СВПД Иран добился прогресса на пути создания ядерного оружия. Сотрудничество с Соединенными Штатами в военной сфере является ключевым компонентом национальной безопасности Израиля. Поэтому Гилад не видит логики в заявлениях, которые могут быть истолкованы как публичная атака на только что вступившего в должность президента и его администрацию. Вместо этого израильскому военно-политическому руководству стоило бы сосредоточиться на тайном диалоге между премьер-министром Израиля и президентом США, что позволило бы Израилю повлиять на содержание иранской сделки и в случае ее заключения получить гарантии безопасности.

Гилад также напоминает, что иностранная военная помощь, которую США предоставляют Израилю, не была освоена в течение последних двух лет, потому что Израиль уклонялся от подачи соответствующего запроса. Следовательно, это также пагубно сказывается на столь необходимом плане наращивания сил Армии обороны Израиля (ЦАХАЛа). Приказ начальника Генерального штаба подготовить планы наступления против Ирана, чтобы помешать ему получить ядерный потенциал для создания оружия, в реальности ни к чему не приведет. Военный вариант без координации и сотрудничества с США не возможен, о чем свидетельствует прошлый опыт. Если Израиль не заручится поддержкой США и Европы, он может оказаться в одиночестве, не имея возможности реализовать свои планы.

Гилад задает вопрос, было ли выступление начальника Генштаба израильской армии результатом стратегического политического решения инициировать публичный конфликт с Вашингтоном? Он предполагает, что такой политики нет, следовательно, Кохави не должен был вызывать у Америки такого недовольства. Другое дело, если бы была предложена альтернатива в виде обсуждений на высшем уровне между премьер-министром Израиля и его командой, с одной стороны, и президентом США и его администрацией, с другой. Но даже в этом случае Израилю следовало бы сначала исчерпать потенциал тайных переговоров, поскольку они могут минимизировать ущерб и предоставить ему гораздо больше гарантий безопасности.

На фоне произошедшего Гилад советует израильскому премьер-министру и министру обороны вести продуманную политику путем основанных на уважении переговоров с США и избегать такой публичной конфронтации и оскорблений Вашингтона, поскольку все это наносит Израилю огромный ущерб и не приводит к желаемому результату. В конце концов администрация США может также прибегнуть к прямой публичной дипломатии в отношении Израиля[ii] [2].

Эксперты по Ирану в Институте исследований национальной безопасности Сима Шайн и Эльдад Шавит отмечают, что помимо основных на данный момент разногласий между США и Ираном по поводу того, кто должен сделать первый шаг, иранцы отвергают попытки США увязать возврат к СВПД с переговорами по подписанию нового соглашения. Если предположить, что администрация Байдена действительно стремится вернуться к ядерной сделке с Ираном, ключевой вопрос, на который в настоящее время нет четкого ответа – будет ли Белый дом настаивать и добьется ли успеха в привязывании возвращения к ядерному соглашению с включением в него иранской ракетной программы и поведения Ирана в регионе. Пока же в этом вопросе нет прогресса, Тегеран может продвинуться в ядерной программе. В иранской повестке дня, начиная с середины февраля, стоит ограничение передвижения инспекторов МАГАТЭ по объектам в Иране.

Предполагается, что даже если США и Иран начнут двигаться в сторону переговоров, взаимное недоверие и политическое давление с обеих сторон усложнят диалог, и выполнение любых достигнутых договоренностей займет время. Чем дольше стороны будут пребывать в подвешенной ситуации и без прогресса в этом вопросе, тем активнее Тегеран будет продвигать свою ядерную программу и ограничивать деятельность инспекторов МАГАТЭ на своих объектах.

Тем временем может возникнуть рост напряженности из-за действий иранских прокси в регионе: проиранские ополченцы в Ираке против сил коалиции, йеменские хоуситы против Саудовской Аравии и возобновление атак на суда в Персидском заливе. Все это, полагают эксперты INSS, будет происходить без прямого иранского следа, и может привести к усилению напряженности не только в регионе, но и между Тегераном и Вашингтоном.

По словам Йони Бен Менахема, Иран решил осуществить атаки мести против американских и израильских целей за рубежом не посредством прокси на Ближнем Востоке, чтобы избежать военной конфронтации с Израилем, продемонстрировать новой администрации США свои «чистые руки» и добиться отмены санкций. Это самое важное для Ирана, и на данном этапе он воздерживается от явных действий на Ближнем Востоке.

Успехи израильских спецслужб в предотвращении терактов в разных местах по всему миру свидетельствуют о том, что кампания против намерения Ирана отомстить за гибель Касема Сулеймани и Мохсена Фахризаде только начинается, ​​иранцы упрямы и не успокоятся, пока им не удастся осуществить крупные атаки на американцев и израильтян[iii] [3].

В целом, в INSS пока не готовы утверждать, что администрация США вообще предпочтет браться за решение вопроса иранской проблемы в ближайшем будущем, учитывая все внутренние и внешние проблемы, требующие неотложного внимания Вашингтона[iv] [4].

[i] [5] IDF chief didn’t coordinate speech criticizing US on Iran with PM, Gantz: report // The Times of Israel. 30.01.2021 — https://www.timesofisrael.com/idf-chief-did-not-coordinate-speech-criticizing-us-with-netanyahu-gantz-report/

[ii] [6] Unnecessary Defiance // IPS. 27.01.2021 — https://www.idc.ac.il/en/research/ips/pages/insights/amosgilead-27-1-21.aspx

[iii] [7] הראשונה מהמעלה מבצעית הצלחה // Arabexpert. 08.02.2021 — http://www.arabexpert.co.il/2021/02/blog-post_41.html

[iv] [8] A Return to the Nuclear Deal: Washington and Tehran Sharpen Positions // INSS. 01.02.2021 — https://www.inss.org.il/publication/biden-iran-jcpoa/?offset=3&posts=3069