- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О росте активности «Исламского государства» в Ираке

По данным иракских разведывательных служб,  боевики группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России) перегруппировываются на севере Ирака и все в большей стени начинают использовать  женщин и подростков для обеспечения материально-технической поддержки своих действий в бассейне реки Хамрин.  После поражения группировки в Ираке в 2017 году и потери контролируемых территорий, оперативная активность боевиков ИГ в основном была ограничена треугольником между провинциями Салах-эд-Дин, Дияла и Киркук, включая горы Хамрин. Бассейн реки Хамрин является труднопроходимыми и эта территория является одной  из крупнейших и традиционных  тыловых баз, в котором во времена Саддама Хусейна концентрировались радикальные суннитские и курдские вооруженные группировки, и куда боевики ИГ сейчас отступают всякий раз, когда в других районах «суннитского треугольника» начинается ужесточение мер безопасности со стороны федеральных сил.   К тому же этот район находится «на стыке» зон ответственности и юрисдикции иракских федеральных сил безопасности и вооруженных сил регионального правительства Курдистана (КРГ) — пешмерга. За последний месяц иракские разведслужбы  зафиксировали заметный рост активности ИГ к северу от Багдада. Группа боевиков взяла на себя ответственность за три крупных нападения, совершенных в последние недели, включая двойной взрыв смертника на багдадском рынке, в результате которого [1] 21 января погибли 32 человека. После этого нападения 11 боевиков военизированной шиитской  группировки «Аль-Хашд аш-Шааби [2]» были убиты в Эль-Эйте, к востоку от Салах-эд-Дина, и еще 5 человек — в Нафт-Хане, к востоку от Диялы.  «За последний месяц мы зафиксировали значительный рост активности ИГ в этих областях по сравнению с предыдущими месяцами, что нельзя упускать из виду или игнорировать. Они по-прежнему представляют реальную угрозу, но их нынешние атаки направлены только на то, чтобы доказать их существование, поскольку организация больше не в состоянии удерживать территорию», — сказал один высокопоставленный военный командир ВС Ирака, выступая на условиях анонимности. В свою очередь, международные и иракские силы активизировали усилия по уничтожению сторонников ИГ. За последние две недели в бассейне реки Хамрин и прилегающей территории были арестованы или убиты десятки боевиков ИГ, в том числе в долине Кури-эш-Шай к югу от Киркука. Среди них был и  Абу Ясир аль-Иссави, «заместитель халифа» ИГ, и 9 других лидеров этой группы. Эта  долина является  «одним из самых важных» маршрутов снабжения ИГ в Северном Ираке, связывающих мухафазы Киркук и Дияла и пересекающих горный хребет Хамрин. Эти труднопроходимые и необитаемые горы имеют около 25-30 км в длину и 7-8 км в глубину и простираются между провинциями Салах-ад-Дин и Сулеймания на востоке и западе, Киркук на севере и Дияла на юге. При этом иракские силовики не имеют в этом районе постоянных баз базирования.

В связи этими событиями аналитики делают вывод о том, ИГ, похоже, возвращается к тактике, на которую воинствующая группировка и ее предшественница «Аль-Каида» (запрещена в России) когда-то сильно полагались: вербовка женщин. В этом нет ничего нового — различные террористические группировки уже давно используют женщин для нападений террористов-смертников и логистических операций. Причина проста – в мусульманских странах женщины часто проходят КПП служб безопасности без досмотра из-за религиозных норм. Сейчас ИГ вновь активизировало свои «спящие» женские ячейки. Силы быстрого реагирования МВД Ирака, развернутые в бассейне реки Хамрин, арестовали 5 женщин на прошлой неделе после того, как ряд задержанных дали признательные показания и сообщили об их местонахождении и роли в организации. «Женщины перевозили деньги, сообщения и продовольствие в укрытия организации и из них, а также для семей ее бойцов. Мы арестовали пять женщин два дня назад, в координации с отделом по борьбе с преступностью в городе Сулейман-Бек, где живут женщины», — заявил в среду командующий Силами быстрого реагирования подполковник Тарик аль-Газали. Все  пять задержанных женщин и все остальные ранее арестованные являются родственниками боевиков ИГ, и эта группа пока не преуспела в вербовке новых лиц. «Все эти женщины-домохозяйки и родственницы членов ИГ, и поэтому их легко привлечь и завербовать. ИГ снова сильно зависит от женщин из-за массовых разведывательных ограничений, наложенных на его членов, большинство из которых были идентифицированы. Организация, таким образом, снова делает ставку на деликатный статус женщин в иракском обществе в рамках логистических связей», — сказал аль-Газали. Из этого также следует очень простой вывод о том, что ИГ в этом районе, безусловно, пользуется поддержкой местного суннитского населения и формируется в основном за счет местных жителей.

Исторически сложилось так, что большинство нападений ИГ совершало в пустынных районах вокруг Западного Анбара и Северной Ниневии, а также в спорных районах между управляемыми Багдадом и КРГ территориями. При этом примечательно, что большинство этих нападений обычно совпадают с эскалацией напряженности между Багдадом и Эрбилем.  Эта напряженность сейчас находится в стадии подъема. Багдад отказывается выплачивать зарплату государственным служащим в Иракском Курдистане, которых насчитывается более 700 000, до тех пор, пока Эрбиль не выплатит ему деньги, вырученные от продажи добытой в регионе нефти. В течение многих лет ИГ использовало напряженность между федеральным и региональным правительствами для увеличения числа своих операций, поскольку большая часть его ресурсов находится в районах, которые считаются недостаточно безопасными: места, удерживаемые федеральными силами, с одной стороны, и силами пешмерга — с другой. Рост разногласий между Багдадом и Эрбилем всегда предоставляет, намеренно или непреднамеренно, пространство для проведения этой группировкой своих операций, и это именно то, что произошло до 2014 года во время подъема ИГ и захвата им большинства городов и деревень в регионе.  Эта проблема не исчезнет до тех пор, пока спор между Багдадом и Эрбилем не закончится каким-то внятным соглашением.