- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О попытках Турции наладить отношения с администрацией президента США Дж.Байдена

Турция не намерена отказываться от приобретенных у России зенитных ракетных систем С-400. Об этом сообщил в четверг 11 февраля официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын.    «Решение по С-400 не было принято в одночасье, мы рассказали об этом нашим американским коллегам. Наше соглашение по С-400 было подписано примерно за 4 месяца до CAATSA. С юридической точки зрения заявления [США] непоследовательны. Американская сторона сообщила, что пока не будет вести никаких переговоров по этому вопросу», — подчеркнул представитель Эрдогана в интервью телеканалу ТРТ. По данным агентства Рейтер, Калын также заявил, что Анкара не откажется от российских С-400.
Между тем Калын отметил, что «Россия является важным игроком», в связи с чем для Анкары важно, какие отношения Турция выстроит с ней.  Кроме того, представитель Эрдогана не исключил, что в ближайшие недели состоятся переговоры президентов Турции и США Р.Т.Эрдогана и Дж.Байдена. Соединенные Штаты не прекращают требовать отказа Турции от приобретенных ранее российских зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400, невзирая на новые инициативы Анкары в этой области, призванные урегулировать противоречия между нею и Вашингтоном. Примечательно, что это заявление прозвучало спустя всего три дня после того, как Анкара  дала понять, что готова сделать шаг назад в своем споре с Соединенными Штатами по поводу ракет С-400 российского производства и может согласиться на модель, основанную на владении Грецией С-300. Министр обороны Турции Хулуси Акар заявил, что Анкара может время от времени активировать систему на основе конкретных случаев, а не делать ее полностью работоспособной. «Нам не нужно использовать их все время. Мы могли бы использовать их в зависимости от угроз», — сказал он группе журналистов в интервью [1], опубликованном несколькими турецкими газетами. Акар использовал «Критскую модель», чтобы сравнить свое предложение с тем, как Греция управляет системой С-300, которую Афины купили у Москвы в 1990-х годах после того, как Анкара сильно надавила на первоначального владельца в лице Кипра, чтобы тот отказался от нее. Греция в настоящее время использует эту систему на острове Крит во время военных учений или испытаний. «Мы открыты для переговоров, основанных на модели, используемой на Крите», — сказал Акар. Собственно это положение будет основным смыслом возможных переговоров Эрдогана и Байдена. При этом данных о конкретных сроках таких консультаций пока нет. Более того, в Белом доме пока нет желания вообще серьезно контактировать с Анкарой на эту тему. Среди причин такой выжидательной политики и позиция части Сената США. Двухпартийное большинство в Сенате США призвало президента Джо Байдена подтолкнуть Турцию сделать больше для защиты прав человека и положить конец «воинственной и воинственной» внешней политике Анкары. 54 сенатора подписали письмо [2], направленное Байдену 9 февраля в котором обвинили президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в маргинализации внутренней оппозиции, замалчивании критических СМИ, тюремном заключении журналистов и чистке независимых судей. «Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган повел страну по все более авторитарному пути. Он систематически маргинализировал внутреннюю оппозицию, заставлял замолчать или сотрудничал с критическими СМИ, очищал независимых судей и заменял их сторонниками партии и сажал в тюрьму десятки журналистов. Мы настоятельно призываем вас подчеркнуть президенту Эрдогану и его администрации, что они должны немедленно прекратить репрессии против инакомыслия внутри страны и за рубежом, освободить политических заключенных и узников совести и изменить свой авторитарный курс. В последние годы он нагло нападал на поддерживаемых США курдов, воюющих с ИГ в Сирии, покупал российские системы ПВО, несмотря на предупреждения о том, что они несовместимы с американскими технологиями, и призывал Азербайджан применить насилие для урегулирования территориального спора с Арменией», — говорится в письме. Письмо инциировали сенатор-демократ Рон Уайден и сенатор-республиканец Марко Рубио, символизируя двухпартийный альянс.   Отметим также, что до своей  инаугурации Байден пренебрежительно [3] относился к своему турецкому коллеге и не отвечал на его многочисленные просьбы о телефонном разговоре, что наводило на мысль об ухудшении отношений. Байден был, в частности,  яростным критиком Реджепа Тайипа Эрдогана в 2019 году из-за наступления Турции на поддерживаемые США сирийские курдские вооруженные группировки и внутренней политики турецкого президента.

В то время как два лидера все еще не говорили по телефону, советник по национальной безопасности Джейк Салливан говорил с пресс-секретарем президента Турции Ибрагимом Калыном на прошлой неделе [4]Разговор был описан одним турецким чиновником как «позитивный». Выразим сомнение, поскольку сразу после этого последовало новое предложение Анкары.  Очевидная уступка Турции последовала после того, как Вашингтон ввел санкции в отношении турецких чиновников в декабре прошлого года в соответствии с американским законом, запрещающим значительные военные сделки с Россией. Турция также была исключена из программы истребителей пятого поколения F-35 Пентагоном в 2019 году из-за опасений по поводу возможного российского шпионажа через С-400. В этой связи Анкара пытается найти новые способы взаимодействия с администрацией Джо Байдена и начать плодотворную работу с новой администрацией.  Однако новое турецкое предложение уже истолковано как уступка со стороны Анкары, поскольку Дональд Трамп фактически выпустил лучшее предложение [5] в ноябре 2019 года. Предложенная им сделка требовала лишь сохранения С-400 деактивированными и взамен обещания возвращения Турции к программе F-35 и продажу американских ракетных комплексов Patriot. Эрдоган в свое время отказался от сделки, потому что у него были «предварительные условия», и он счел требование США направить американских военных чиновников для проверки статуса С-400 время от времени как нарушение суверенитета Турции. Последнее по времени приведенное выше высказывание Х.Акара в отношении проблемы С-400 свидетельствует о том, что новая инициатива Анкары в Вашингтоне одобрения не получила.  Это логично. В принципе новая инициатива Анкары предусматривает создание  исследовательской группы по проблеме С-400 в рамках НАТО. Этот план уже ранее несколько раз натыкался на «кирпичную стену непонимания»  со стороны американских официальных лица. Посол США Дэвид Саттерфилд в начале этого месяца в очередной раз отверг эту идею. Кроме того, закон «О национальной обороне 2021 года», принятый Конгрессом США в прошлом году, требует от Турции убрать С-400 с турецкой территории, чтобы снять санкции, введенные против Анкары, что затрудняет обеим сторонам поиск компромисса. На этом фоне несколько турецких источников сообщили, что Анкара и Москва уже завершили свои переговоры о поставке второй партии С-400, и для продолжения этой закупки от Турции требуется только окончательная подпись. Эта сделка ставит Анкару в сложное положение, поскольку Россия согласилась на столь желанную Эрдоганом передачу технологий и условия совместного производства для второй партии С-400, заявил высокопоставленный турецкий чиновник. Х.Акар также заявил в интервью, что США должны пересмотреть свое партнерство с сирийскими курдскими «Силами народной самообороны», известными как YPG, которые взяли на себя ведущую роль в поддерживаемой США войне с группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России). «Самый чувствительный вопрос для нас с США — это их поддержка сирийского подразделения РПК YPG. Мы могли бы найти решение проблемы С-400 через наши переговоры с Соединенными Штатами. Однако мы не сможем улучшить наши отношения с США, если не найдем решения для [YPG]», — сказал он. Отметим, что тема экстрадиции имама Ф.Гюлена уже не упоминается, а вот, что касается курдов, то ответ прозвучал в коллективном письме сенаторов, которое подоспело очень своевременно. Но и помимо сенаторов  есть еще позиция силовиков США, которые планируют сохранить свое присутствие в Сирии в рамках «сдерживания России и Асада», а помимо курдов реальной местной силы, лояльной американцам, там просто нет.  В этой связи для Анкары наступил важный переломный момент: либо идти на вторую часть соглашения с Москвой, что автоматически ставит «крест» на компромиссе по С-400 с Вашингтоном, либо выжидать, И Анкара пока делает второе, явно надеясь на некий прорыв во время объявленной, но пока не определенных по срокам, переговоров Эрдогана и Байдена.  И в этом контексте какие-то подвижки в развитии сделки по С-400, или наоборот – ее полная блокировка, целиком зависит  теперь от тех или иных сигналов для Анкары из Вашингтона.