- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливия: о формировании структур власти переходного периода по четырем основным составляющим

Глава «Партии перемен» Джума аль-Кумати подтвердил, что встреча нового главы Президентского совета (ПС) Мухаммеда аль-Манафи со всеми ливийскими партиями является «ожидаемым событием», учитывая «атмосферу гнева и разногласий», порожденную встречей последнего с Халифой Хафтаром. В настоящее время ведется проработка организации и определение даты этой встречи.

М.аль-Кумати обратил внимание, что некоторые из тех, кто был возмущен встречей аль-Манафи с Хафтаром, упустили из виду некоторые моменты, пояснив, что первый, пока что, не получил формально пост главы нового Президентского совета от нынешнего председателя  Фаиза Сарраджа.

Кроме того, есть два обстоятельства, на которые критики нового главы ПС не обратили особого внимания, хотя они имеют очень важный политический подтекст. Во-первых, Мухаммед аль-Манафи не поехал к Халифе Хафтару в его штаб, в лагере «Аль-Раджма», что является элементом важной политической и суверенной символики, поскольку это первый случай, когда высокопоставленный гость не посещает военный штаб Хафтара: ранее, визитеры, в том числе министры иностранных дел, приезжавшие из-за пределов страны и политические деятели из Ливии, в том числе Фаиз Саррадж, который посетил Хафтара в 2016 году, вскоре после вступления в должность, все они посещали его ставку в военном лагере «Аль-Раджма». Мы согласимся с оценкой аль-Кумати, в предыдущей статье это обстоятельство было нами не отражено, поскольку о месте встречи аль-Манафи с Хафтаром не сообщалось, и, по определению, этим местом должен был быть его штаб, в который, как совершенно точно отметил ливийский политик, до этого ездили практически все визитеры. Этот нюанс, на наш взгляд, подтверждает гипотезу о том, что Хафтар предстал перед аль-Манафи уж никак, как не могущественный глава «военной партии», равнозначный своему гостю.

И далее, аль-Кумати подтверждает это предположение: по его мнению, это отражает то, что аль-Манафи, вызвав Хафтара из «Аль-Раджмы», указал тем самым, что с одной стороны, не поедет к тому, кто ниже его по иерархии и ответственности, а с другой, сам он дал понять, что его статус не предполагает «приезда на поклон», и это было четко обозначено, когда аль-Манафи заявил, после прибытия в свой город Тобрук, что сделает упор на национальное примирение и воссоединение военных структур Ливии в силу того, что он, как новый глава Президентского совета, является верховным главнокомандующим вооруженными силам и что Президентский совет — это высший орган государства фактически управляющий Вооруженными силами Ливии. Отметим особо, что глава Палаты представителей Акила Салех,  считает аль-Манафи временной политической фигурой, роль которой скоро закончится.

По мнению главы «Партии перемен», встречу аль-Манафи с Хафтаром можно рассматривать в более широком контексте, когда первый посещает Киренаику, затем Триполи и западный регион, проводя встречи со всеми военными и политическими лидерами, становится ясно: аль-Манафи действует, как глава временного высшего органа представительной власти, и в этом, а не в каком другом качестве, встречается со всеми сторонами.

Напомним, что новый председатель Президентского совета Мухаммед аль-Манафи совершил визит 11 февраля в Бенгази и в Тобрук, в ходе которого, в рамках общения со всеми сторонами ливийского конфликта и в качестве прелюдии к национальному примирению и объединения институтов, главным образом военных, он встретился с Халифой Хафтаром, депутатами восточной фракции Палаты представителей. Таким образом, можно говорить о достаточности и состоявшейся полномочности новой представительской власти в отношении самого важного момента – взаимодействия с Киренаикой.

Болезненная реакция ряда политиков Триполитании на встречу аль-Манафи с Х.Хафтаром (ранее мы упоминали демарш по этому поводу Халеда аль-Мишри, тесно связанного с «Братьями-мусульманами») показывает насколько малы шансы Хафтара занять мало-мальски значимое место в будущей военной или политической иерархии Ливии. Рискнем предположить, что его нынешняя роль в глазах его спонсоров и кураторов сводится к тому, чтобы оставаться гарантом, во-первых, общего порядка в Киренаике, все-таки, его ЛНА, там контролирует обстановку, и, во-вторых, служить уравновешивающим моментом на тот случай, если с процессом политического диалога в Триполитании, локомотиве переформатирования ливийского политического пространства, что-то пойдет не так. До того момента, пока все главные риски не минимизируются, нужна страховка, или противовес, так, на всякий случай..

Глава нового правительства Ливии Абдель Хамид ад-Дбейба начал работу по формированию кабинета министров и оценке всех представленных кандидатур, чтобы взять на себя функцию распределения министерских портфелей в правительстве. На своей странице в  «Твиттере» он написал: «Мы все еще очень усердно работаем над формированием правительства национального единства, фактически начали процесс оценки всех полученных нами кандидатур и резюме. Наш выбор будет производиться в соответствии со стандартами компетентности, с учетом разнообразия представления сторон и их широкого участия», добавив: «Мы не обманем возложенных на нас надежд, если Бог даст, потому что ливийский народ всегда заслуживает самого лучшего». Пока что, процесс подготовки к формированию нового состава кабинета министров не встречает принципиальных препятствий, и по второму направлению, исполнительной власти, можно говорить о выдерживании линии и временных параметров, определенных в Женеве.

Визит М.аль-Манафи в Киренаику и встреча его с местными депутатами вылилась в то, что ряд членов восточной части Палаты представителей прибыли 13 февраля, в город Сабрата, в попытке впервые за много лет провести объединенное пленарное заседание.

Депутаты из Киренаики, их коллеги из Триполитании и Феццана собрались на туристическом курорте Талил с целью проведения 15 февраля консультативного заседания, чтобы объединить Палату представителей и выдать мандат доверия для новой исполнительной власти, избранной участниками  Форума ливийского политического диалога под эгидой Миссии ООН в Ливии.

70 депутатов Палаты представителей, представляющих различные города Ливии, прибыли в Сабрату, в субботу, их встречали, хозяева, местные депутаты от 13-го округа,  Фарадж Абдель-Малик, Аль-Мабрук аль-Хаттаби и ряд членов муниципального совета Сабраты, а также старейшины местных племен и представители городской администрации. Они подтвердили корреспонденту Ливийского информационного агентства, что прибывшие представляют города востока и юга Ливии, и ожидают, пока к ним присоединятся остальные их коллеги, чтобы провести полноценное заседание парламента.

В своем заявлении для СМИ, прибывшие депутаты выразили благодарность и признательность жителям и должностным лицам города Зувара за хороший прием, оказанный им с момента прибытия в местный аэропорт, а также за удобства и гостеприимство, которые они оказали им в пути, вплоть до прибытия в Сабрату. Третья ветвь власти, законодательная, до недавнего времени, чуть ли не основная, таким образом, имеет все шансы преодолеть многолетний раскол и сыграть отведенную ей роль – выдать мандат доверия временному правительству национального единства.

Член Совместного военного комитета «5 + 5», бригадный генерал Аль-Фитури Грибель подтвердил, что наемники покинут Ливию в соответствии с Женевским соглашением о прекращении огня.

Об этом говорится в заявлениях, опубликованных Медиацентром операции «Вулкан гнева» ПНС на официальной странице в Facebook.

««Мы неоднократно подчеркивали, что не будем останавливаться на достигнутом, уничтожая наемников ранее, и мы не будем обращать внимания на сроки или время», — сказал Грибель, и добавил: «Наемники любым способом покинут Ливию».

«Военный комитет постоянно взаимодействует с новым органом исполнительной власти, который подтвердил свою полную поддержку хода работы комитета, особенно в отношении изгнания наемников и иностранных боевиков с ливийской территории в соответствии с Женевским соглашением о прекращении огня», — заявил Грибель, пояснив: «Мы общаемся со странами, из которых, как нам известно, прибыли наемники, по-своему, и, вскоре, мы рассчитываем посетить некоторые из их, чтобы оказать давление и чтобы донести информацию о нашей серьезности и нашем настойчивом требовании касательно отбытия их наемников из наших земель как можно скорее». Четвертая, военная составляющая власти, пока, так же, успешно продвигается в вопросе распределения должностей и званий, а также полагающихся ей в будущем, средств. И вот здесь, на наш взгляд, кроется основная интрига: как будет решен вопрос с выпроваживанием самой «сложной» группы наемников, российской ЧВК «Вагнер. То, что политическое решение на этот счет однозначно и санкционировано международными модераторами, сомнению не подлежит. Как и то, что формально, представители ЛНА согласились с такой постановкой вопроса, хотя и занимались ленивой пикировкой с военными ПНС, «кто первее должен уйти, турки или русские». У Турции, как известно, есть межправительственное соглашение с ПНС, точно такое же приглашение от него, как у РФ имеется от президента Сирии Б.Асада. Разумеется, все понимают, что это из разряда вещей, сделанных «на коленке», но, тем не менее, у турок есть формальное право присутствовать в Ливии. А вот у РФ – нет, как и нет официального признания с ее стороны факта присутствия военного контингента в Ливии, что в данной ситуации, оказывает «медвежью услугу» Москве. Рано или поздно, все наемники, с обеих сторон, покинут Ливию, причем медийно – новой власти важно показать народу, что иностранцы убираются восвояси, а в Ливии это любят. Но, вот что делать с российским присутствием? Никаких преференций от новой и будущей власти Москве не предвидится, во всяком случае, сегодня и в том виде, в каком она в Ливии представлена. Ливийским военным, в данном случае, придется определяться, то ли искать какой-то вариант предложения  для политиков по формализации российского присутствия, будь то миротворцы, или «инструктора-советники», то ли консолидировано выступить за полную эвакуацию. Как бы там ни было, этот вопрос, хоть и сложный, но уже не играющий главную роль и не мешающий, коль скоро Х.Хафтар (а российская ЧВК «Вагнер»  действовала в Ливии исключительно от имени ЛНА), согласился признать итоги Форума в Женеве.

Таким образом, процессы, идущие по всем четырем основным ветвям власти (представительной, законодательной, исполнительной и военной) можно охарактеризовать, как имеющие положительную динамику.

Символично, что десятая годовщина трагических событий февраля 2011 года, запустивших механизм иностранной военной интервенции против Джамахирии, ознаменована ровно тем, что собирался предпринять сам М.Каддафи в рамках реформы по трансформации режима в, фактически, президентскую республику. Было объявлено о разработке проекта конституции, которую Всеобщий народный конгресс должен был рассмотреть в 2013 году. На 2015 год планировались новые выборы. Сегодня, по прошествии десяти лет, страна приходит ровно к тому, что должно было произойти в 2015 году. То, что с точки зрения обустройства ливийского государства и интересов самих ливийцев, вся история с свержением М.Каддафи закончилась совершенно ничем, то есть вернулась ровно к тому, с чего и начиналась, тогда, в  конце 2010 г., представляет собой горькую иронию истории и плату ливийского народа за политический инфантилизм, не отменяет всего прочего. А оно свелось к банальному международному бандитизму в отношении суверенного государства, устранению опасного харизматичного конкурента, грозившего сломать сразу несколько транснациональных бизнес- и политических схем, и самим фактом своего существования, бывшего бельмом на глазу у современного цивилизованного мира. Об этом позорном и преступном событии сейчас стараются не вспоминать.  В Ливии же, все больше людей переоценивают произошедшее, приходя к выводу о том, что праздновать, собственно говоря, нечего.

В Триполи помощник заместителя министра внутренних дел по вопросам безопасности и член Высшего комитета по празднованиям Мухаммед аль-Мадаги провел 13 февраля расширенное совещание, чтобы определить необходимые меры безопасности для обеспечения празднования по случаю десятой годовщины «Революции 17 февраля».

МВД заявило в сообщении на своей официальной странице в Facebook, что на встрече, в которой участвовали несколько руководителей, директоров и делегатов служб безопасности и вооруженных сил, муниципальной охраны, полевой медицины, скорой помощи и служб экстренной помощи, были рассмотрены мероприятия по подготовке к выполнению совместного плана безопасности, что означает обеспечение проведение этого «национального праздника» в атмосфере, в которой «доминирует безопасность на протяжении всех дней празднования».