- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Отчет Управления административного контроля о деятельности Главного управления морских ресурсов как маркер характерных экономических тенденций в Ливии

На фоне политических перипетий, соперничества иностранных держав на ливийской территории, проблем, связанных с эпидемией короновируса, нестабильностью цен на энергоносители, проблем с незаконной иммиграцией, разгулом вооруженных формирований, контрабандой и нарушением прав человека, всего набора современных «прелестей», ставших возможным в Ливии, благодаря мятежу февраля 2011 года, чья десятая годовщина, отмечается в эти дни, вопросы организации административного управления и исполнения властями своих должностных обязанностей, закономерно, остаются в тени. Между тем, царящий там повсеместно, дипломатично назовем это состояние, «беспорядок», таков, что заслуживает отдельной ретроспективы, характеризующей, на наш взгляд, общий уровень административных компетенций властей и, соответственно, способов и методов ведения дел в современных ливийских реалиях. Следует подчеркнуть, схожие эксцессы были присущи и экономике Джамахирии, но, в гораздо в меньших масштабах.

Экономический раздел ливийского информационного портала «Сада» опубликовал эксклюзивный отчет о нарушениях, выявленных Управлением административного контроля, в отношении ряда должностных лиц, включая министра экономики, в ПНС Фараджа Бумтари.

В отчете говорится, что работа комиссии, назначенной руководителем Управления для отслеживания итогов сезона промысла пелагических видов рыбы за 2020 год, выявила ряд финансовых и административных нарушений, совершенных некоторыми должностными лицами в лице министра экономики ПНС Фараджа Бумтари, главы Управляющего комитета Главного управления морских ресурсов, Аль-Аджили аль-Мансури и Абдель Саляма Азбайда, председателя Комитета по надзору и коммуникациям при ICСAT, а также, Али аль-Фитури, члена Управляющего комитета Государственного управления по морским ресурсам.

Кроме того, многочисленные нарушения регламентов установлены в отношении члена Управляющего комитета Главного управления морских ресурсов, Ихаба аль-Шарифа, Мустафы Ауда, главы сезонной комиссии, Абдель Монейма Халута, председателя комитета по контрактам, председателя экзаменационного и лицензионного комитета, Абу Бакра Матуса, Абдуллы Абу Саби, члена Комитета по выдаче лицензий, и Мухаммеда Таджури, члена Комитета по раскрытию административной информации. То есть, основных сотрудников Главного Управления морских ресурсов, отвечающих за организацию вылова промысловых видов рыбы в ливийских водах.

В резолютивной части отчете сказано: «Выявление злоупотребления подпадают под одно из положений Статьи 15 Закона о финансовой системе, предусматривающей тюремное заключение для государственного служащего, которому поручено хранить и распоряжаться государственными средствами, если он не может сохранить их, а также под текст Статьи 34 Закона, которая предусматривает наказание в виде тюремного заключения на срок не менее 6 месяцев для таких служащих, использующих злоупотребление своим служебным положением с целью принести пользу или причинить вред другим». Ввиду «важности вопроса», комиссия представит подробный отчет о нарушениях и свое заключение в Генеральную прокуратуру, «для расследования».

Отчет появился в преддверии участия Главного управления морских ресурсов в ежегодном собрании, проводимом в Испании Международной организацией по защите атлантического тунца (ICCAT), на котором для стран-членов организации определяется увеличение, уменьшение или, даже, лишение предписанных квот в результате нарушений, допущенных в ходе реализации промысла голубого тунца. Заседание состоится в марте этого года, и на нем будут рассмотрены итоги промыслового сезона в Ливии.

В отчете отмечается, что помимо смены трех советов по управлению Главным управлением морских ресурсов в этом сезоне, задержки в достижении установленного объема общей выручки в запланированные и указанные даты, неоднократных изменений запланированных сроков проведения технических и практических проверок, установлено, что министр сельского хозяйства, животноводства и морских ресурсов «посягнул на первоначальную компетенцию Совета министров в отношении его поручения Мухаммаду Фараджу аль-Кабиру, члену Совета директоров Главного управления морских ресурсов, осуществлять обязанности президента Главного управления морских ресурсов, что носит признаки  серьезного нарушения по  форме, что приводит  к признанию поручения недействительным, и является превышением юрисдикции, нарушением Статьи 4 решения Высшего народного комитета № 159 от 2007 г. о создании Главного управления морских ресурсов, в котором установлено: «Полномочия находятся в ведении административного комитета, назначенного решением Генерального народного комитета на основании предложения секретаря Главного народного комитета по сельскому хозяйству, животноводству и морских ресурсов»».

Министр сельского хозяйства, животноводства и морских ресурсов также вмешивается в юрисдикцию Главного управления морских ресурсов, хотя роль его, в соответствии с действующими законами, ограничивается надзором за осуществлением полномочий этой организацией без вмешательства в ее деятельность, за что министерство уже было предупреждено, в частности, за:

Невыполнение своих обязательств согласно письму председателя органа административного контроля № 6172 от 15 декабря 2019 г. на имя ответственного министра сельского хозяйства, животноводства и морских ресурсов, в котором заявлено о необходимости соблюдения регламента и невмешательстве в функции Главного управления по морским ресурсам, а также, предоставления ему возможности выполнять свою работу и достигать своих целей в соответствии с решением об учреждении и  таким образом, чтобы не противоречить контролю и надзору за работой Управления.

Несоблюдение министром сельского хозяйства постановления спикера парламента № 157/2019 от 25.12.2019, направленного министру сельского хозяйства, животноводства и морских ресурсов, в котором он просит принять во внимание рекомендации парламентского комитета по выполнению в регулирующих органах следующих пунктов: возврата ведения вопросов о промысле тунцовых Главному управлению по морским ресурсам, началу подготовки к сезону 2020 года  Генеральным управлением по морским ресурсам и его утверждению в качестве независимого органа.

Также констатируется факт несоблюдение министром сельского хозяйства предложений, представленных Управляющим комитетом Государственного управления по морским ресурсам относительно определения платы за выдачу лицензий на лов рыбы на 2020 год. Причем, это случилось дважды: первый раз — в феврале 2020 года, и второй — в мае 2020 года, что противоречит тексту Статьи 8 Закона № 14 1989 года, касающегося регулирования эксплуатации морских богатств, что привело к растрате государственных денег и неспособности добиться сбора доходов в пользу государственной казны.

Кроме того, министр сельского хозяйства не утвердил Постановление № 93 от 2020 года, изданное Министерством экономики для определения размера платы за выдачу лицензий на вылов тунца на 2020 год. Отмечено отсутствие электронного архива в списках  рыболовных компаний и их дочерних подразделений, на который можно положиться таким образом, чтобы обеспечить бесперебойный и регулярный рабочий процесс, при чем министр сельского хозяйства несколько раз злоупотреблял своими обязанностями при организации работы технических специалистов, отвечающие за проведение сезона:  например, вмешивался в проверку списка из 15 рыболовных единиц, отправленных в международную организацию (ICСAT), которая контролирует фактический процесс промысла.

В нарушение положений закона о финансовой системе государства министр сельского хозяйства через юридический отдел министерства вмешивался в подготовку и разработку проектов, которые гарантировали бы государственные доходы от продажи лицензий и квот на ловлю рыбы и не раз практиковал вмешательство в виде выдачи инструкций в процессе общения с международной организацией IСАТ, а также с владельцами рыболовецких судов.

Министр сельского хозяйства вмешивался в работу комитета, сформированного в соответствии с  Решением № (177) от 2020 года для определения цены суверенного сбора и не препятствовал внесению выручки от продажи квоты Ливии на лов тунца, на 2020 год, непосредственно на банковские счета владельцев 15 рыболовных единиц за пределами страны в нарушение закона о финансовой системе государства и поправок к нему.

Таким образом, нарушения, приписываемые г-ну Абдулу Баситу аль-Гунаими в его качестве исполняющего обязанности министра сельского хозяйства, животноводства и морских ресурсов, в целом, подпадают под действия, составляющие уголовные преступления по обвинению в нанесении ущерба государственным финансам, согласно положениям Статьи 10, Закона № 2 от 1979 г., касающимся экономических преступлений, подчеркивается в отчете.

Попробуем объяснить, о чем идет речь: кроме ведомственного конфликта, где Минсельхоз Ливии покусился на полномочия Главного управления морских ресурсов, вопрос заключается в том, что на кону стоят десятки миллионов долларов США. И дело не только в выдаче лицензий и квот, а в тотальном их несоблюдении. Ливия, обладающая протяженными морскими акваториями, располагает одними из крупнейших промысловых запасов ценных пород рыбы, прежде всего, тунца, и моллюсков. К концу 1980-х гг., некогда современная рыболовецкая и рыбоперерабатывающая отрасли Ливии, располагающие и флотом судов и несколькими консервными комбинатами, оказалась в состоянии стагнации. Внутренний рынок был невелик, а для выхода на масштабный экспорт нужно было наращивать имеющиеся мощности. И тут сыграл личностной фактор: за этот сектор отвечал Ганнибал аль-Каддафи, один из сыновей М.Каддафи, который прославился вспыльчивым характером и хроническим алкоголизмом. Все было отдано на откуп нескольким доверенным лицам, быстро развалившим отрасль, и ставшим работать «на свой карман». Сотни тонн неучтенного улова перегружались в море на мальтийские, итальянские, греческие и испанские суда, а выручка от них оседала в заграничных счетах.  При этом, все-таки, некоторые приличия соблюдались. Возникшая после уничтожения Джамахирии «самостийность», ситуацию ухудшила и значительно, образовались многочисленные местные «советы», никто не контролировал деятельность портов и морские границы. С другой стороны, сохранившаяся и преумножившаяся экс-джамахирийская номенклатура устроила, с одной стороны, торговлю квотами, а с другой – войну между за собой за регулирующие права. Само собой, что вопросы сохранения популяции того же голубого тунца, охраны природы, — все это в расчет не бралось.

Рыбное хозяйство Ливии обладает колоссальным потенциалом и остро нуждается в инвестициях и надежных партнерах. Наличие рядом емкого европейского рынка рыбы и морепродуктов, постоянная востребованность этого вида продовольствия обуславливают востребованность ливийских морских ресурсов.  При нормализации общественно-политической ситуации в стране российские государственные и частные компании и капиталы, захоти они, могли бы эффективно сотрудничать с ливийцами в этой сфере. По крайней мере, это не менее выгодно, чем разного рода золотые или алмазные прииски в разных африканских странах, куда так упорно стремятся отдельные представители российского бизнеса, не видящие очевидных перспектив, что называется, у себя «под носом». Что касается деловой атмосферы в этой и других отраслях ливийского хозяйства, то, приход к власти прагматичной мисуратской партии во главе с А.Х.ад-Дбейбой, позволяет рассчитывать на наведение порядка, тем более, что проблемы рыболовной отрасли и переработки улова хорошо известны уроженцам этого прибрежного города.

Что касается фигурантов расследования Управления административного контроля, то, не исключено, им придется расстаться с портфелями в новом кабинете министров переходного периода.