- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О целях разворачивающейся в Ливии информационной войны

Результаты выборов главы и членов нового  Президентского совета и премьер-министра списочным порядком не встретили явной и открытой оппозиции. Что вполне объяснимо. Списочный вариант, как известно, был резервным и ему предшествовало персональное голосование, определившее фаворитов, но не победителей. Возникает вопрос: а кто формировал те самые списки, включив, например, вместе с М.аль-Манафи, А.Х.Дбейбу? Ответ очевиден, те, кто управлял процессом — американцы. Естественно, они придерживались принципа «каждой сестре по серьге», так, что были представлены все регионы Ливии, но вот внутри списочный персональный состав, был ли он случаен и привязан только к регионам? Разумеется, нет. Те, кто стоял за Р.Норландом и С.Уильямс, отобрали участников списков так, чтобы добиться результата: сформировать новую дееспособную власть переходного периода и добиться от нее проведения декабрьских выборов в срок. Не дав, при этом, шансов никому помешать эти планам. Переходный период, он турбулентный, слишком от много многим придется отказаться, расстаться с иллюзиями, поумерить амбиции, лишиться привычных источников ренты, следовательно, власть во время него должна быть жесткой, максимально прагматичной и высокоэффективной. На наш взгляд, связка аль-Манафи-Дбейба максимально отвечает эти критериям. М.аль-Манафи молод, неплохо позиционирован в Триполитании, имеет опыт дипломатической работы и не обременен токсичным багажом отношений с Х.Хафтаром, чего не отнять у А.Салеха. Кроме того, не будем забывать: А.Салех и его приближенные, ряд других претендентов есть люди возрастные, он из постджамахирийской элиты ее первой и второй генерации, ровесники М.Каддафи или около того. А вот аль-Манафи, Дбейба и их близкое окружение – люди молодые, и мало ассоциируемые с первым уровнем  джамахирийской элиты. Они тоже состоялись как личности и управленцы при М.Каддафи, но занимали более низкие посты и решали задачи более приземленные, это то самое поколение, которое должно было стать опорой для ливийской перестройки, готовившейся лидером Джамахирии. Есть и еще одно сословие – это люди, наподобие Ф.Башаги, пришедшие во власть волей обстоятельств, вчерашние торговцы, бизнесмены, полевые командиры, сумевшие трансформировать свой «революционный» актив в новый общественный статус, проявившие административные умения и даже выразившие политические амбиции, но, они изначально «не от власти» и это нужно учитывать.

Тем не менее, недовольных много и это понятно, угодить всем невозможно, ливийцы за десять лет смуты отвыкли от единоначалия, к тому же, имеются недовольные и вовне процесса.

И вот, на днях, из осведомленных источников выяснилось, что существуют планы и намерения относительно формирования союзов между партиями из Триполи и «восточниками», в частности, из Аль-Куббы, чтобы сформировать оппозицию новому главе Президентского совета Мухаммеду аль-Манафи, используя желание ливийских сторон инициировать широкий и всеобъемлющий процесс национального примирения. Министр внутренних дел ПНС Фатхи Башага объявил о своем намерении посетить Киренаику в рамках досье по национальному примирению после того, как список с его участием не смог завоевать доверие Форума ливийского политического диалога, который прошел в Женеве, в результате чего в списке победили Мухаммед аль-Манафи и Абдель Хамид Дбейба. Это изменение в карте альянсов, возникшее после того, как Салех и Башага не смогли завоевать доверие Форума, якобы было осуществлено по просьбе Франции. Это утверждается в докладе, опубликованном сайтом Libyan Security Studies, который предоставил порталу Libya News 24 его копию. Разговору Башаги о примирении предшествовали заявления Партии справедливости и строительства, политического подразделения «Братьев-мусульман», возглавляемого Мухаммедом Саваном, который также выступил по этому поводу в формате Zoom через два дня после проигрыша его списка в Женеве. На этой неделе министр внутренних дел ПНС также издал постановление, в котором он отменил фиктивные произвольные наказания, наложенные на ряд сотрудников полиции, связанных с деятельностью Временного отдела внутренних дел, во главе с полковником Салахом Ховейди, генеральным директором Управление уголовного розыска, в 2019 году.  Ливийский портал «Аль-Марсад» опубликовал из своих источников, что Ф.Башага начал координировать свои действия с некоторыми общественными, политическими и военными лидерами в Киренаике, чтобы организовать для него визит, возможно, включая даже встречу с военным руководством в цитадели Хафтара «Аль-Раджма», в попытке успокоить «восточников» и использовать их добрые намерения в деле национального примирения. «Аль-Марсад» добавил, что Ф.Башага также посетит город Аль-Кубба, где пообщается с помощниками спикера Палаты представителей Акилы Салеха, не уточняя никаких подтвержденных дат визита. Наблюдатели считают, что визит Ф.Башаги в Киренаику станет для него бесплатным подарком и попыткой «отшлифовать» его политически «в рамках подготовки к предстоящим выборам, чтобы компенсировать то, что он потерял в Западном регионе, и даже, в самой Мисурате в рамках своей долгосрочной политики». Он хочет положительно представить себя в ожидании выборов, надеясь, что это не обернется против него, как вышло с выборами 2014 года из-за операции «Рассвет Ливии». Поэтому лозунгом примирения Ф.Башаги, согласно этим данным, будет «электоральное примирение». Согласно утверждениям Libyan Security Studies, Франция пытается не терять свои центры силы в Ливии и работает над тем, чтобы найти для нее роль после проигрыша списка А.Салеха и Ф.Башаги, на который в Париже полагались, В частности утверждается, что французская разведка призвала Ф.Башагу и спикера парламента Акилу Салеха сформировать оппозицию Мухаммеду аль-Манафи. В сообщении подтверждено, что информированные дипломатические источники раскрыли запрос службы внешней разведки Франции о сотрудничестве с А.Салехом и Ф.Башагой для создания внутреннего раскола в Президентском совете  будущем и создания, таким образом, разделения с целью подрыва власти и народного единства.  Источники, близкие к министру внутренних дел и спикеру парламента, сообщают, что те собираются в ближайшее время, «совершенно секретно совершить поездку во Францию»​​, чтобы встретиться там с представителями правительства и оперативниками разведывательных служб для координации своих действий с ними и для определения областей совместной работы.

Этот информационный вброс, а источники типа «Аль-Марсад» и Libyan Security Studies довольно часто публикуют заказные материалы, имеет своей целью нанести удар сразу по двум персонам. Что тут же выявляет его заказчика – это те, которые стоит за Х.Хафтаром, ЛНА и их союзниками и пытаются с одной стороны не дать партии А.Салеха укрепиться на том треке, на котором сторонникам фельдмаршала и, поддерживающим его ОАЭ места нет и не будет, а с другой – попытаться внести раскол в мисуратскую партию, локомотив нынешнего переходного периода. Топорность и дилетантизм авторов этого вброса очень напоминает действия некоторых российских деятелей от международной политики, радеющих за интересы РФ: приведем несколько аргументов, подтверждающих это. Во-первых, Франция официально приветствовала итоги Форума в Женеве и при всем своем возможном недовольстве, пока, никак его не выражала. Уж точно не так, чтобы планы ее разведывательных служб становились достоянием сомнительных источников. Во-вторых, Ф.Башага заявлял о своем намерении посетить Киренаику совершенно открыто и еще до объявления итогов сессии ФЛПД в Женеве.  Подозревать его в каком-то сговоре с А.Салехом, тоже признавшим результаты Форума, нет никаких оснований, точно так же, как и для того, чтобы считать, что Башага ведет сепаратную игру внутри мисуратской партии и оппонирует Дбейбе. Разногласия есть и бывают у всех, но не в этом случае.  Связка А.Х.Дбейба — Ф. Башага выглядит прочной, где каждый из них находится на своем месте. Да, Ф.Башага посещал Францию, но с рабочим визитом, содержание которого хорошо известно, речь шла о сотрудничестве МВД ПНС с французскими производителями некоторых видов полицейского и специального оборудования. В ближайшее время, по мере завершения формирования правительства единства, подобных   вбросов последует еще много.

Десятилетняя годовщина событий 2011 года в Ливии несмотря на вся усилия властей придать ей атмосферу праздника, отмечена многочисленными фактам переоценки произошедшего. Причем, происходящими гласно и совершаемыми людьми публичными и занимающими высокие официальные должности. Так, начальник штаба вооруженных сил ПНС, (Ливийской армии) Мухаммед аль-Хаддад признал, что последние десять лет с момента падения режима Каддафи посеяли мятежи в Ливии и коррумпировали людей «на земле», стремясь сеять раздор и разрушать все строительные проекты, прогресс и процветание в гражданском, военном и даже, в социальном плане. Согласно заявлению, которое он сделал в городе Зинтан по случаю так называемой «десятой годовщины революции 17 февраля», «Ливия была открыта в течение 10 лет для всех, кто был склонен к заговору против родины и своего народа» и проникал в страну с «продажными деньгами и контрабандным оружием». Он подчеркнул, что «для ливийцев стало настоятельной необходимостью ради будущих поколений укреплять родину, объединять ее, строить, повышать ее статус и восстанавливать ее историю среди народов». «Помните и не забывайте заповеди мучеников Зинтана и Ливии, когда они воспевали единую, свободную и независимую Ливию, Ливию справедливости, истины, закона и порядка. Вспомните те песни, которые звучали в те дни… и давайте соблюдать договор, чтобы не подвести Ливию, потому что это наследие наших предков, и не станем возвращаться к ограничениям после того, как мы освобождены и освободили родину, и давайте сохраним то хорошее, чего удалось достичь», — добавил он.

17 февраля действующий председатель Президентского совета, Фаиз Саррадж призвал Организацию Объединенных Наций оказать техническую помощь для реализации результатов достигнутых выборами на всех их этапах. Во время встречи с новым главой Миссии ООН по поддержке в Ливии, Яном Кубишом, Саррадж подчеркнул необходимость координации с Высшей избирательной комиссией для обеспечения наблюдения в ходе избирательного процесса до его завершения и утверждения окончательных результатов. Ф.Саррадж обсудил с Я.Кубишем развитие трех направлений «военного, политического и экономического». Обе стороны согласились с важностью соблюдения решений ФЛПД и результатов Берлинской конференции в этих направлениях и уделения первоочередного внимания национальному примирению и объединению государственных институтов. Со своей стороны, глава Миссии ООН по поддержке в Ливии поздравил Сарраджа с прогрессом, достигнутым на данный момент по трем направлениям межливийского диалога, включая соглашение о прекращении огня и положительные результаты Форума, как и недавнего соглашения об унификации бюджета.