- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О подготовке палестинских выборов

Противоборствующие палестинские фракции достигли консенсуса по проведению объявленных главой ПНА Махмудом Аббасом всеобщих выборов на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа. Об этом говорится в итоговом заявлении палестинского национального диалога, завершившегося 9 февраля в Каире. ФАТХ и ХАМАС договорились об «устранении последствий многолетнего политического раскола во всех его аспектах». Кроме того, они условились вернуться в Каир в марте для продолжения диалога и согласования ряда аспектов грядущих выборов.  Предстоящим паhламентским и президентским выборам было уделено особое внимание. В частности, фракции условились о проведении выборов на Западном берегу, секторе Газа и в Восточном Иерусалиме в точно намеченные сроки без срывов. Они договорились, что силы безопасности во время предвыборной кампании и голосования будут соблюдать нейтралитет, а порядок на избирательных участках будет обеспечиваться исключительно полицией.    Полный нейтралитет, отмечается в заявлении, должны соблюдать и наблюдатели за ходом голосования. С этой целью принято решение о создании суда по избирательным делам, судьи которого будут контролировать все, что связано с избирательным процессом.   Достигнута также договоренность об освобождении всех политзаключенных, прекращении арестов и дискредитирующих кампаний в СМИ. Фракции заявили о готовности содействовать «созданию атмосферы плюрализма и политической свободы». В этой связи гарантируется обеспечение полной свободы политической рекламы, публикаций в СМИ, предоставление всем кандидатам равных возможностей, а также проведение предвыборных кампаний и их финансирование в соответствии с положениями закона о выборах без дискриминации и ограничений.
В то же время фракции рекомендовали Махмуду Аббасу «рассмотреть вопрос о внесении поправок в статьи закона о выборах в части, касающейся процента участия женщин и возрастного ценза кандидатов в целях его понижения».  8-9 февраля в Каире прошел палестинский национальный диалог с участием лидеров и представителей 15 фракций, включая ФАТХ и ХАМАС, группировку «Исламский джихад», которая бойкотировала выборы с 1996 по 2006 год, а сейчас заявила о намерении принять в них участие.  Кроме того, в Каире собрались все движения, которые участвовали в 2011 году в Египте в подписании позднее сорванного межпалестинского соглашения, в том числе Движение палестинской национальной инициативы, Демократический фронт освобождения Палестины, Народный фронт освобождения Палестины, Палестинская народная партия, Палестинский фронт народной борьбы, Фронт освобождения Палестины, Палестинский арабский фронт и другие.
15 января М.Аббас назначил даты проведения всеобщих выборов на палестинских территориях. Согласно его указу, 22 мая состоятся выборы в Палестинский законодательный совет (ПЗС, однопалатный парламент), выборы главы государства пройдут 31 июля.
Успешное проведение парламентских выборов будет являться, согласно декрету Аббаса, первым этапом по формированию Национального совета Палестины, который считается высшим органом Организации освобождения Палестины (ООП). В его состав входят 740 человек, представляющих как палестинцев в изгнании, так и население автономных районов. Его формирование должно завершиться к 31 августа.
Выборы на палестинских территориях не проводились с 2006 года, хотя формально и президентский мандат, и полномочия депутатов ПЗС уже истекли. Парламент был избран в начале 2006 года на четыре года, в конце 2009 года его мандат был продлен Центральным советом ООП до проведения новых выборов, однако их дата неоднократно откладывалась.
Выборы в ПЗС в 2006 году, на которых победили сторонники ХАМАСа, положили начало межпалестинскому расколу и  привели к захвату ХАМАСом власти в секторе Газа. На первый взгляд договоренность о выборах кажутся неким прорывом в рамках межпалестинского диалога. Однако, если они не контролируются и не защищены рядом международных гарантий и ограничений, они могут стать простой формальностью. Без таких гарантий Израилю будет легко воспрепятствовать палестинским парламентским и президентским выборам, если он вообще их допустит. Есть несколько важных вопросов, которые необходимо иметь в виду. Позволит ли Израиль палестинской демократии идти своим чередом в случае, если на выборах победит ХАМАС? Позволят ли эти выборы в этих условиях палестинцам восстановить национальное единство и выразить свою поддержку той фракции, которую они предпочтут? Позволит ли Израиль палестинским жителям Восточного Иерусалима участвовать в выборах? Позволит ли это ХАМАСу и силам сопротивления реорганизоваться на Западном берегу и смогут ли они проводить кампании и мобилизовывать своих сторонников? К этому надо прибавить существующие внутренние разногласия в ФАТХе. В своих официальных заявлениях ФАТХ едина и будет участвовать в выборах по единому списку, а Марван Баргути не собирается вносить раскол и идти на выборы альтернативным кандидатом. Неформальные источники же упоминают о разногласиях внутри ФАТХа именно в этом контексте. Существует несколько сценариев, которые сейчас выдвигаются для участия М.Баргути  в выборах, один из них – «сценарий Манделы», поскольку Нельсон Мандела вел переговоры с режимом апартеида в Южной Африке перед его освобождением. Существует также «сценарий Абдель Рахмана Свара аль-Дахаба»: это   суданский генерал, который контролировал ситуацию в Судане в свое время и  наблюдал за передачей власти от Нимейри к избранному гражданскому правительству. Если Баргути соответствует «сценарию Манделы», то глава ПНА Махмуд Аббас соответствует второму. На протяжении уже многих лет согласно  заслуживающих доверия опросам палестинского общественного мнения Баргути  был описан как самый способный лидер ФАТХа, способный победить потенциальных соперников на любых демократических, свободных и справедливых выборах.  При этом совмещение председательства ПНА и ООП может не рассматриваться как данность палестинской политической системы. Аббас мог бы еще некоторое время оставаться главой ООП и активизировать «сценарий аль-Дахаба», предоставив фактическое руководство ПНА вновь избранным кандидатам. Вопрос, вызывающий наибольшее беспокойство в новостях о широкомасштабных действиях реформаторов ФАТХа и тех, кто выступает против и критикует его лидеров и персонал, — это слухи о попытке включить в эту избирательную кампанию бывшего главу Службы безопасности в секторе Газа  Мухаммеда Дахлана и его сторонников.  В этой связи отметим, что эта эмиратско-египетская креатура активно не воспринимается ни Аббасом, ни руководством ХАМАСа. И в этой связи рискнем предположить, что нынешний консенсус между двумя этими фракциями вызван помимо процессом нормализации отношений Израиля  рядом арабских стран, еще и этим фактором «общей угрозы».  В палестинских кругах есть некоторое удовлетворение развитием диалога между ФАТХом и ХАМАСом, который, как представляется, прошел долгий путь. Была достигнута договоренность о проведении выборов на Западном берегу и в секторе Газа в течение шести месяцев на основе полного пропорционального представительства, и глава ПНА Махмуд Аббас издал соответствующий указ. По словам генерального секретаря Центрального комитета ФАТХа Джибриля Раджуба, сначала состоятся выборы в Палестинский законодательный совет (ПНС), затем выборы главы ПНА и, наконец, выборы в Палестинский национальный совет (ПНС).  Простой факт заключается в том, что Израиль остается «отсутствующим в настоящее время фактором», который должен учитываться в любых договоренностях о палестинских выборах.   Более того, для ПНА больше не существует проекта, двугосударственного решения или политического горизонта.   Выборы могут стать прелюдией к серьезному реформированию палестинской политики, а не просто к перестановкам в ПНА, которая зависит от Израиля. Вот почему предыдущий консенсус, согласно Соглашению о примирении от мая 2011 года, предусматривал одновременное проведение президентских, парламентских выборов и выборов в ПНС, чтобы обеспечить успех и серьезность избирательного процесса и сделать важный шаг на пути реформирования ООП.  В этой связи надо отметить следующий момент: система принятого сейчас порядка голосования дает ФАТХу некую «страховочную сетку» на случай проигрыша, благодаря которой он может приостановить президентские выборы и выборы ПНС либо добровольно, либо под региональным и международным давлением. Более того, победа ФАТХа может побудить его удовлетвориться «делегитимизацией» ХАМАСа как представителя палестинского большинства в ПЗС.  В то же время в руководстве ООП и ПНА — как это уже случалось в предыдущих случаях — найдут тысячу оправданий, чтобы избежать завершения президентских выборов и выборов в ПНС, а также любой реформы палестинской политики.   Среди руководства ХАМАСа  есть опасения, что нынешний настрой М.Аббаса на компромисс просто тактика с целью укрепить свои позиции против израильского и американского давления, а также противостоять нормализации отношений Израиля с рядом арабских государств.