- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в зоне Сахеля: январь 2021 г.

В ночь на Новый год переходный президент Мали Ба Ндау, приведенный на эту должность военными после путча 18 августа, в послании к согражданам по случаю начала 2021 года пообещал быть гарантом возвращения к гражданской избранной власти в предусмотренные сроки. Он заверил, что «никто не захватит этот процесс в заложники».

Несмотря на сомнения в дееспособности малийской армии, Ба Ндау заверил, что «враг (джихадисты -авт.) теряет позиции». Он выразил признательность своей страны иностранным военнослужащим, присутствующим в Мали.

1 января в Бамако прошли похороны некогда лидера малийской оппозиции Сумайлы Сиссе, скончавшегося 25 декабря в возрасте 71 года от коронавируса во Франции. Он трижды выходил во второй тур президентских выборов. Росту его популярности способствовало похищение джихадистами 25 марта 2020 года, у которых он находился в заложниках 6 месяцев до октября. Он был освобожден вместе с француженкой и двумя итальянцами в обмен на 200 заключенных джихадистов и выплату выкупа и рассматривался как серьезный претендент на президентских выборах, которые должны пройти после 18-месячного переходного периода.

2 января джихадисткая «Группа поддержки ислама и мусульман» (ГПИМ) взяла на себя ответственность за атаку в Мали, в результате которой в канун Нового года погибли 3 французских военных. Для этого использовалась пропагандистская платформа ГПИМ «Аз-Заллака». В тот же день на северо-востоке Мали в районе Менака погибли еще 2 французских военных, в том числе женщина, в аналогичном инциденте. 33-летняя сержант Ивонн Хайен стала первой женщиной, погибшей в составе французского контингента в Сахеле. Особенностью той атаки было то, что она была выполнена возле базы, которая должна принять военных из Чехии, которые войдут в Европейскую миссию специальных сил «Такуба». 5 января ГПИМ взяла на себя ответственность за вторую атаку. Одновременно она заявила о своей непричастности к атакам на две деревни на западе Нигера, о которых будет рассказано ниже и в которых погибли 100 человек. «Эта атака – кто бы не был ее автором – ничем не отличается от убийств, совершаемых французскими оккупантами и их преступными милициями», — посчитала ГПИМ, заметив, что ее джихад не направлен против «своего народа». Группа пообещала отомстить за эту атаку, имея в виду, судя по всему, своего регионального соперника – «Исламское государство в Большой Сахаре».

По оценкам экспертов, годовой доход ГПИМ составляет от 18 до 25 млн долларов. Эта сумма формируется главным образом с налога на пользование дорогами, которые контролируются джихадистами, и в меньшей степени от выкупов за освобождение заложников.

Достаточно мутная история начала свой отсчет 5 января. Тогда стало известно о гибели 3 января в деревне Бунти в центральной части Мали до 20  человек в результате удара по участникам свадебной церемонии неопознанного вертолета. В деревне проживали выходцы из народности пель, представителей которой нередко обвиняют в том, что они составляют костяк джихадистских формирований.

В свою очередь французские военные сообщили 5 января о нанесении двумя днями ранее удара, в результате которого были уничтожены десятки джихадистов. В ударе участвовали два французских истребителя, использовались 3 авиабомбы.

6 января неправительственная организация «Врачи без границ»  подтвердила «бомбардировки» 3 января двух деревень – Бунти и Кикара. Ее представители в регионе сообщили, что оказали помощь пострадавшим, получившим ранения в результате воздействия огнестрельного оружия и взрывов авиационных боеприпасов.

Примечательно, что все это время молчали малийские военные, также имеющие возможность нанесения ударов с воздуха, а их «любовь» к пель общеизвестна. Они заговорили лишь 7 января, сообщив, что целью ударов французской авиации были именно джихадисты из фаланги «Серма», всего – около 50 человек. По оценке малийских военных, около 30 из них были уничтожены. Фаланга «Серма» входит в ГПИМ, близкую к «Аль-Каиде» (запрещена в РФ).

Удар французской авиации наносился в рамках операции «Эклипс», проводившейся с участием военных из Франции, Мали и контингента «Г5 Сахель». По данным малийских военных, которые были объявлены 10 января, к тому дню в ходе операции в лесу Серма были уничтожены 60 джихадистов.

Министерство обороны Мали объявило о начале расследования с тем, чтобы «лучше понять, что произошло». Свое расследование также начала Миссия ООН в Мали Minusma.

В свою очередь командование контингента «Бархан» 8 января направило к месту нанесения удара французских военных, которые должны были собрать доказательства, подтверждающие его позицию.

Ни для кого не секрет, что во многих случаях джихадисты живут вместе со своими семьями. И не случайно 12 января министр обороны Франции Флоранс Парли косвенно обвинила ГПИМ в стремлении манипулировать общественным мнением.

8 января в районе «3-х границ» боевик-смертник на заминированной автомашине подорвал себя близ автоколонны малийских и французских военных. Когда подозрительная машина на высокой скорости стала сближаться с автоколонной, ей навстречу выдвинулась французская бронемашина, которая фактически прикрыла остальных. В результате атаки ранения получили 6 солдат из контингента «Бархан», находившиеся внутри бронемашины. 14 января ответственность за эту атаку взяла на себя ГПИМ.

13 января в Мали в 90 км к югу от Томбукту джихадисты атаковали автоколонну ивуарийских миротворцев из контингента Minusma. В результате атаки погибли 4 «голубых касок». Это были первые боевые потери ивуарийских миротворцев в Мали.

В составе Minusma действует батальон ивуарийских военных численностью 816 человек. Всего в составе Миссии 15 тысяч человек, в том числе примерно 12 тысяч – военных.

20 января малийские власти запретили – формально, по санитарным причинам — манифестацию в Бамако против присутствия в стране французского воинского контингента. Несмотря на запрет, несколько сотен человек вышли в тот день на улицы Бамако. Неразрешенную манифестацию рассеяли с помощью слезоточивого газа.

21 января 3 солдата малийской Национальной гвардии (входит в состав национальной армии) погибли, 5 получили ранения в центральной части страны в результате подрыва на самодельном взрывном устройстве их автомашины. Инцидент случился в 20 км от Мондоро близ границы с Буркина-Фасо.

В ночь с 23 на 24 января 6 малийских солдат погибли, 18 получили ранения при отражении двух атак джихадистов на армейские блок-посты в центральной части страны. Чтобы отразить эти атаки, малийские военные были вынуждены обращаться за помощью к французам, которые менее чем за час после обращения подняли в воздух 2 вертолета и 2 истребителя. Малийские ВВС отправили к месту боев их самолет огневой поддержки типа «Тукано». По данным Бамако, при отражении этих атак были уничтожены 30 джихадистов.

26 января в Мали был официально распущен Национальный комитет для спасения народа (НКСН) – структура, созданная военными после путча в августе 2020 г. Соответствующий указ от 18 января подписали переходный президент Ба Ндау и премьер-министр Моктар Уан.

В тот же день малийские военные подвели итоги совместной франко-малийской операции «Эклипс», проводившейся со 2 по 20 января. По их данным, в ходе операции были уничтожены 100 джихадистов, еще 20 взяты в плен.

В Нджамене Новый год с французскими солдатами из контингента «Бархан» встречал премьер-министр Франции Жан Кастекс. Его визит в Чад был спланирован до того, как за три дня до Нового года в Мали при подрыве на самодельном взрывном устройстве погибли 3 французских солдата. В ходе церемонии премьер подтвердил «непоколебимую волю» Франции победить исламистский терроризм в Сахеле несмотря на то, что за эту победу с 2013 года там отдали свои жизни 47 французов.

В Амдджарассе – вотчине главы Чада близ границы с Суданом – Ж.Кастекс встретился с президентом Идрисом Деби. По словам француза, «мы обсудили направления двустороннего сотрудничества с общей целью – борьбой против терроризма повсеместно в Сахеле». Были обещаны новые решения, принять которые планировалось в январе или феврале на саммите Франция – «Г5 Сахель».

2 января на западе Нигера джихадисты одновременно атаковали две деревни, уничтожив при этом, по первоначальным данным, до 100 человек. Затем стало известно о 105 погибших. Для атаки на населенные пункты, находящиеся в 7 км друг от друга, боевики разделились на две колонны, в которых по оценкам было до 100 мотоциклов и мопедов. Обе деревни находятся в 120 км к северу от Ниамея в регионе Тиллабери, граничащем с Мали и Буркина-Фасо.

Напомним, что после ряда смертоносных атак на военные базы в Нигере и Мали в регионе «3-х границ» в конце 2019 – начале 2020 гг. постоянное военное присутствие было заметно сокращено. В частности, нигерские   военные свернули свои базы и отдали предпочтение периодическому патрулированию местности. Что касается Мали и Буркина-Фасо, то их военные с большой неохотой выходят на вылазки с их баз.

4 января, два дня спустя после атаки на две деревни на западе страны, глава МВД Нигера Алькаш Альхада сообщил о намерении властей объявить 3-дневный траур по погибшим и усилить контингенты силовиков на границе с Мали. Это заявление последовало после экстренного заседания Национального совета безопасности, проходившего под руководством президента Махамаду Иссуфу. Министр сообщил, что на границе Мали предполагается создать кордон безопасности, но одна из трудностей – отсутствие малийских силовиков с другой стороны границы.

В Буркина-Фасо 4 января по меньшей мере 6 человек погибли в результате атаки неизвестных на деревню Лумбила на севере страны близ границы с Мали. Среди погибших 2 были добровольцами из состава вспомогательных сил по борьбе с терроризмом. Нападавших было до ста человек. Главными целями были медицинский центр и рынок. С последнего они похитили продукты питания и мопеды.

13 января в Уагадугу было объявлено, что 4-мя днями ранее в перестрелке с джихадистами в районе Кумбри на севере страны близ границы с Мали погиб 1 солдат. В бою были уничтожены 11 джихадистов.

21 января Генштаб французской армии сообщил, что военные из контингента «Бархан» и их союзники уничтожили в середине месяца на севере Буркина-Фасо 20 джихадистов.

В целом, двойная атака на французов в Мали на Новый год, а также последующие акции, послали сигнал о непримиримости джихадистских формирований в Сахеле в момент, когда в некоторых странах региона, а также во Франции стали допускать возможность переговоров с некоторыми из них, и в частности, входящими в ГПИМ. Эти атаки были расценены как подтверждение решимости главаря ГПИМ Айяда аг Гали добиться выдвинутых им условий начала диалога – вывода из региона французского контингента «Бархан», Миссии ООН Minusma, других международных сил. Их можно также рассматривать через призму стремления джихадистов подойти к возможным переговорам с позиции силы. ГПИМ умеет заручиться поддержкой местного населения, эффективна в боях против армий стран региона, и не только их, и, как представляется, мира в Мали не может быть либо без соглашения с ней, либо без ее уничтожения. С другой стороны, Франция обречена на адекватный ответ, чтобы не потерять лицо. А значит, регион скатится к очередному витку эскалации боевых действий.