- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об интересах Саудовской Аравии и ОАЭ в Мозамбике

Отсутствие внятной реакции президента Мозамбика Филипе Ньюси на  джихадистский мятеж в нефтеносной провинции страны Кабо-Дельгаду побудило местных послов Саудовской Аравии и ОАЭ работать вместе, чтобы защитить свои интересы в Мозамбике. Посол Саудовской Аравии Абдулмалек Алешфи 26 января принял своего эмиратского коллегу Халида Ибрагима Шохайла, чтобы обсудить проблемы безопасности и экономики Мозамбика, которые стали тесно переплетаться с тех пор, как джихадистский мятеж приостановил реализацию операций по добыче газа в провинции Кабо-Дельгаду. Эти два дипломата встречались несколько раз с тех пор, как государственный секретарь Саудовской Аравии по африканским делам Ахмед Каттан посетил Мапуту двумя месяцами ранее. Эта встреча, организованная влиятельным губернатором Кабо-Дельгадо Валиге Тауабо, имела целью убедить   Эр-Рияд помочь военным усилиям Мапуту. Однако президент Мозамбика Филипе Ньюси блокирует участие всех иностранных государств  в этом досье вопросы  и до сих пор не представил четкой «дорожной карты» выхода из кризиса безопасности для своих х союзников , включая Сообщество по вопросам развития стран Юга Африки (САДК) и Европейский союз . В то время как Саудовская Аравия сохраняет низкий профиль в мозамбикском деловом мире, что соответственно отражается на уровне  ее желании активно участвовать в подавлении мятежа местных исламистов,  ОАЭ в последние месяцы пытается утвердиться в качестве одного из новых ключевых партнеров Мапуту в газовом секторе. Эмиратская логистическая компания  Zahher Marine International с августа прошлого года  активно сотрудничала с местной Рarastatal oil company  и государственной мозамбикской компанией Empresa Nacional de Hidrocarbonetos (ENH), с целью поставки части газовой логистики в Кабо-Дельгадо.   Эта компания, принадлежащая бизнесмену Хасану аль-Али, еще в ноябре прошлого года  подписала сделку с Национальной нефтяной компанией Мозамбика ENH, став тем самым одним из первых дубайских операторов, инвестировавших в газовый сектор страны, но на сегодня по вопросам безопасности этот проект все еще находится в процессе реализации. Посол Шохайл также начал переговоры с государственной компанией Portos e Caminhos de Ferro de Moçambique (CFM) о расширении присутствия ОАЭ в этом секторе. При этом полновесный вход  авиакомпании Emirates Airline на местный рынок пока сдерживается по объективным условиям: пандемия коронавируса  все еще откладывает запуск авиалинии Дубай-Мапуту, первоначально запланированный на июль 2020 года.    На этом фоне давления со стороны ОАЭ, КСА и ЕС и растущих требований значительных гарантий безопасности со стороны мозамбикских военных, Ф.Ньюси в настоящее время остается без начальника штаба после того, как предыдущий скончался менее чем через месяц после своего назначения. Перед его преемником, прежде всего, встанет задача защиты газовых месторождений. Смерть 8 февраля генерала Эженио Муссы [1], который в начале этого года был назначен начальником штаба Сил обороны Мозамбика [2] (ФАДМ), поставила президента Филиппе Ньюси [3] и его министра обороны Хайме Нето [4] в несколько затруднительное положение. Назначение Муссы 14 января было призвано послать сильный сигнал французскому концерну  Total [5], который добывает газ у берегов северной провинции Кабо-Дельгадо. Ранее Мусса отвечал за Северный театр военных действий, и его задачей была защита крупных газовых компаний от джихадистского мятежа, который мешает французским  операциям в Мозамбике и уже вынудил Total сократить число сотрудников и субподрядчиков, развернутых на ее базе Афунги в Кабо-Дельгадо. По некоторым данным, заместитель начальника штаба Сухопутных войск Бертолино Капитине [6] уже готовится заменить Муссу. Но в его биографии есть небольшая черная метка: он когда-то был членом военного крыла РЕНАМО [7], политического движения, противостоящего партии ФРЕЛИМО, которую возглавляет Ньюси. На сегодняшний день других заявленных претендентов на эту, в общем-то «расстрельную» должность, нет: в настоящее время в ВМС и ВВС не хватает серьезных профессиональных тяжеловесов, обладающих достаточным статусом и авторитетом, чтобы претендовать на эту  высшую военную должность. Тем временем в Кабо-Дельгадо в условиях этой кадровой неразберихи задача практического  урегулирования кризиса безопасности полностью легла на плечи Бернардино Рафаэля [8], командующего Национальной полиции [9] Мозамбика  (ПРМ).  Элитные полицейские из Unidade de Intervenção Rápida [10] (UIR), которых поддерживают вертолеты  западной ЧВК «Консультативной группы Дейка [11]», в настоящее время превосходят численностью кадровых военнослужащих, дислоцированных в провинции. Кстати, военных Мозамбика снабжают и перевозят грузовые самолеты «Тоталь», а не местных ВВС.  Но для полного восстановления добычи газа с месторождений «Тоталь» необходимы дополнительные воинские контингенты,  так как  глава «Тоталь»  Патрик Пуянне [12] хочет, чтобы вооруженные силы установили кольцо безопасности радиусом 25 км вокруг базы Афунги. Только при этом будут созданы хоть какие-то гарантии безопасности для персонала. В результате нападений, совершенных 1 января вблизи базового лагеря, 90% личного состава Total были выведены с объекта.