- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливия: о реформе системы документооборота и финансовой отчетности при ведении внешнеторговых операций

Действующий министр финансов ПНС, Фарадж Бумтари, в интервью каналу Akhbar Libya 24 заверил, что внедряемая система декларирования внешнеэкономической деятельности — это не просто компания по сбору статистических данных, иначе «мы бы собрали эти данные и поместили их в некую базу данных. Речь же идет совершенно о другом».  Ф.Бумтари указал, что «трейдер, который переводит свои деньги через банк может знать  счета своего контрагента, в то время как торговец вне банковской системы, может этого и не знать. А если там окажутся мошенники? Кроме того, такие сделки могут быть неизвестны для государственных органов, потому что торговец может подделать все свои документы, будь то счета-фактуры, инвойсы, иные документы купли-продажи или сертификаты происхождения». Большинство торговцев в Триполи, по мнению Ф. Бумтари, ведут дела именно таким образом, либо открывая для них себя отдельные счета за рубежом, либо представляя поддельные документы для таможни и налогов, поскольку счета-фактуры и их стоимость «манипулируются», а также подделываются сертификаты происхождения для того, чтобы уклоняться от уплаты налогов. Таким образом, документы, предоставленные таможенному органу не представляют никакой ценности и лишь некоторые из них являются соответствующими тому, что обязательно требуется по закону. Отныне, подчеркнул министр финансов, государство будет проверять  подлинность документов и сравнивать счета-фактуры с данными контейнеров, пребывающих из страны происхождения, отметив, что штраф за подделку будет достигать 400% от стоимости импортированных товаров. Кроме того, по многим жалобам компаний-импортеров, которые были вынуждены платить пошлины, превышающие официальные значения в результате коррупции, было начато расследование.

Ф.Бумтари добавил, что министерство создало подразделение под названием Группа финансовых операций, которое, в свою очередь, будет контролировать 3 подразделения в области финансов, налогов и таможни. Есть также подразделение по финансовой информации в Министерстве экономики, кроме того, действуют подразделения по страхованию и по продвижению инвестиций, и, отныне, эти подразделения полностью передают свою информацию, данные в центральный координационный комитет. Министр обратил внимание представителей СМИ на создание единого портала для публикации всех таможенных решений, что делается впервые за многие годы. Портал будет актуализирован и доступен через электронную систему налоговых органов, а она будет доступной и содержать наиболее актуальную информацию для всех трейдеров в Ливии, а также, «инвестиционную карту» и раздел, «посвященный поощрению инвестиций».

Он пояснил, что на портале, помимо прочего, будет представлена карта продуктов и сырья где будет информация, чтобы знать, что требуется производить для уменьшения истощения иностранной валюты при «импорте несложных продуктов». Например, всем известно, что Ливия импортирует пшеницу, а тем, временем, «весь юг можно возделывать» (это не является таким уж преувеличением, особенно для района Себхи и Куфры –авт.). Есть и другие товары, которые импортируются, хотя они могут быть произведены на месте. Это связано, в том числе с отсутствием координации между государственными учреждениями. Что касается коррупции, то министр  объяснил большую ее часть приостановкой в Ливии проектов институциональной реформы, напомнив помимо этого, что есть проекты, которые были запущены, но «не видели свет в течение многих лет», например, проект платежей национального центрального банка, который был запущен в 2005 году и остановлен из-за изменившихся условий. Есть также проект ливийской торговой сети, который начался в 2009 году, которому препятствовали, несмотря на его важность для ливийской экономики и борьбы с отмыванием денег. По нему был заключен контракт с южнокорейской компанией, и это очень амбициозный проект, однако, затем эта компания-оператор ушла и больше не вернется. Тоже самое относится к проекту реформирования таможенной системы, который также начался в 2009 году и не был завершен. Ф.Бумтари добавил, что «Ливия стала самой отсталой страной в регионе с точки зрения ее экономической и финансовой систем, и ее даже нельзя сравнивать с Суданом и Чадом».  Ливия — единственная страна, у которой за границей больше наличных, чем внутри, поскольку в период с 2011 г. по 2013 г. Центральный банк поставил в Ливию, кроме обращающихся денег, еще 25 млрд долларов наличными, чего «не было нигде в мире и не могло произойти, и что стало причиной введения некоторых санкций и ограничений о поставках долларов в Ливию».

Что касается использования турецкой компании-оператора для организации работы таможни из-за отсутствия надежной таможенной системы в Ливии, он подчеркнул, что «турецкая компания является пионером в этой области и имеет опыт и ведет дела в 12 странах, в то время как в Ливии ничего подобного не существует, и поэтому в настоящее время существует хоть и иностранная, но компания, которая может выполнять эту работу». Также министр объяснил, что есть 3 дополнительных требования, выполнение которых было отложено до отладки электронной системы учета и декларирования.  Первое — это подтверждение источника средств, когда  товары не могут покинуть страну экспорта, кроме как после того, как импортер подпишет подтверждение источника средств, поскольку не все они поступают в виде официальных кредитов или переводов. Он отметил, что правительство разрешило импорт за пределами банковской системы из-за дефолта Центрального банка, подчеркнув, однако, при этом необходимость знать источники средств. Второе требование – это введение коммерческого регистра иностранных компаний, а третье — учреждение сертификата действительности (валидности), указывая на важность этого пункта для ограничения практики некоторых торговцев, импортирующих по низким ценам товары, срок действия которых приближается к истечению.

Попытки ПНС навести порядок в системе экспортно-импортных операций и финансовом учете симптоматичны. И вновь мы находим аналогии с ситуацией…в Ираке. К слову, в части организации финасово-кредитной, таможенной и фискальной систем, Ливия и Ирак были весьма и весьма похожи, особенно с точки зрения руководящей государственной роли и организации работы министерств и ведомств, практически по социалистическим советским моделям. Уничтожение вертикали власти привело к сегодняшнему положению вещей, когда две эти богатейшие страны не могут, одна наскрести денег на выплату зарплат и пенсий, а вторая – накачивать денежную систему из-за рубежа, привлекая кредиты, либо выводя их из резервных фондов.

Тем временем, процесс подготовки процедуры внесения вотума доверия переходного правительства, чей состав А.Х.Дбейба намерен объявить 25 февраля, близок к завершению. Как сообщило Ливийское агентство новостей (ЛАН), 73 депутата «безоговорочно заявляют о своей поддержке правительства национального единства». 24 февраля, более 70 депутатов Палаты представителей заявили о своей поддержке правительства национального единства без каких-либо ограничений и условий. Их заявление призывает «соблюдать критерии компетентности, честности и опыта» и предоставлять возможность для новых лиц «при выборе членов своего правительства». В нем остальные члены Палаты представителей призываются провести заседание, чтобы выразить доверие правительству А.Х.Дбейбы. Кроме того, депутаты были удивлены когда они обнаружили, что некоторые законодатели  «баллотируются на суверенные должности».  Палата представителей провела 23 февраля консультативное заседание в Триполи, в котором присутствовали более половины из свыше 140 депутатов, присутствующих в настоящее время в ливийской столице.

Среди депутатов, которые являются соискателями на различные административные должности в новых властных структурах, и даже в переходном кабинете министров упоминаются Милюд аль-Усуд, Фавзия Абу-Галия, Салех аль-Сахиби, Наима Далеф, Акрам Иса Халифа, Интисар Шнеб, Саад Абдель Кадер аль-Бадри, Хасан аль-Баргути, Адель Мавлюд Махфуз, Изеддин Туриб, Сабах Джума,  Аль аль-Суль, Мухаммед Арифа, Интисар Джумаа, Абдель Муталиб Сабит, Идрис Абделла аль-Магриби, Хлима Садек аль-Аниб, Идрис Омран.

Посол США в Ливии Ричард Норланд обсудил со спикером парламента Акилой Салехом важность скорейшего проведения заседания Палаты представителей для голосования по вопросу о доверии новой исполнительной власти. Посольство США в Триполи подтвердило, что Акила Салех заверил Р.Норланда, что «разделяет его мнение об ответственности Палаты представителей в этом отношении». Спикер парламента указал, что новое правительство должно уважать результаты Форума ливийского политического диалога и Каирскую декларацию. Соединенные Штаты, в свою очередь,  понимают, что голосование Палаты представителей по оказанию доверия кабинету министров переходного периода является важным шагом на пути к проведению выборов в декабре этого года.