- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Фактор йеменского конфликта в отношениях между США и ОАЭ

На фоне того, что война в Йемене становится одним из главных внешнеполитических приоритетов администрации президента США Джо Байдена, местные эксперты утверждают, что Объединенные Арабские Эмираты, несмотря на вывод своих войск из этой страны, остаются глубоко вовлеченными в этот конфликт. ОАЭ объявили в октябре прошлого года, что они прекратили свое военное участие в Йемене, но четыре месяца спустя становится очевидным, что они по прежнему в той или иной степени присутствуют на ряде стратегических островов, аэропортах и морских портах, а также военных базах лояльных себе местных ополченцев. То есть, их участие в этом конфликте теперь с полным основанием характеризовать как прокси-войну. Джастин Рассел, глава Нью-йоркского центра внешней политики (NYCFPA), который подает иск против Госдепартамента США по поводу приостановленной сейчас оружейной сделки с ОАЭ, заявил, что его организация задокументировала продолжение участия ОАЭ в Йемене. «Объявление ОАЭ о выходе привлекло международное внимание и в основном отвлекло остальной мир от того, что они на самом деле делают в регионе… Но в нашем исследовании все еще есть финансирование и другая боевая поддержка из ОАЭ в Йемене на регулярной основе», — констатировал он. Описанный ООН как «худший гуманитарный кризис в мире», йеменский конфликт привел к перемещению миллионов людей и почти 250 000 человек были убиты, в основном возглавляемой Саудовской Аравией коалицией, которая включала ОАЭ в качестве своего главного партнера. В то время как ОАЭ и Саудовская Аравия начали свое участие в этой стране на стороне международно-признанного правительства Йемена, в 2017 году ОАЭ пошли несколько другим путем, сосредоточившись исключительно на поддержке Южного переходного совета (ЮПС), который стремится восстановить независимость Южного Йемена. Интересы ОАЭ в Йемене разнообразны, но ключевой их целью является сохранение своего  влияния в проливе Баб — эль — Мандеб. Этот водный путь принципиален для транспортировки примерно 9% мировой морской торговли сырой нефтью и продуктами нефтепереработки. Во время своей независимости Южный Йемен контролировал все южное побережье современного Йемена и устье пролива, соединяющего Аденский залив и Аравийское море со Средиземным морем через египетский Суэцкий канал. Ширина пролива в самом узком месте составляет 18 миль, что ограничивает движение танкеров каналом шириной в 4 мили для входящих и исходящих грузов, что позволяет легко контролировать проход. Собственно на протяжении всей гражданской войны в Йемене ОАЭ работали над тем, чтобы занять стратегические аванпосты вокруг водного пути: от Сокотры, острова в устье Аденского залива, до Майюна, острова прямо в середине Баб-эль-Мандеба.  В прошлом месяце Мухтар аль-Рахби, советник министра информации Йемена, также пожаловался [1], что ОАЭ отказываются открыть аэропорт Аль-Раян в Мукалле, оживленном юго-восточном морском порту и столице крупнейшей провинции Йемена Хадрамаут. ОАЭ превратили тамошний аэропорт в военную базу в начале войны и сейчас отказываются вновь открыть его по соображениям безопасности. М.аль-Рахби обвинил Абу-Даби в использовании этого аэропорта «в качестве незаконной тюрьмы для содержания несогласных с ними йеменцев». При этом ОАЭ активно маневрируют своими силами, уходя с неактивных точек присутствия. В данном случае надо иметь ввиду, прежде всегонедавний демонтаж [2] военной базы Ассэб и взлетно-посадочной полосы, которые они построили в Эритрее, в 40 милях к западу от Йемена и прямо у побережья Баб-эль-Мандебского пролива. Военная база была стратегическим пунктом, который ОАЭ использовали для переброски оружия и войск, в том числе иностранных наемников. На последних по времени спутниковых снимках подробно зафиксирован демонтаж  базы. При этом, речь в реальности идет о замораживании ее деятельности, ОАЭ при этом согласно договоренности с Асмэрой имеют возможность вернуться на базу в любой момент. Если брать суть нынешней стратегии ОАЭ на йеменском направлении – это сохранение своего влияния в ключевых точках страны и побережья Красного моря за счет финансируемых своих прокси или наемников при формальном выводе своих войск. Это снижает риски обвинений в военных преступлениях. Если еще проще, то это некий пиар-ход, когда в Абу-Даби делают вид, что вывели войска из Йемена, хотя все, что они сделали в реальности — просто прекратили свое официальное военное присутствие. На прошлой неделе правозащитная организация « Хьюман райтс вотч» (HRW) опубликовала доклад, в [3] котором указала, что ОАЭ, наряду с Саудовской Аравией, являются очень имиджевым правительством, которое «тратит миллиарды на пиар-фирмы, чтобы обелить факты нарушения прав  человека». Запущенная в 2017 году официальная стратегия «мягкой силы» ОАЭ [4] направлена на улучшение глобальной репутации страны за рубежом, несмотря на ряд обвинений в военных преступлениях и нарушениях прав человека, совершенных в Йемене, Ливии и других странах.

В этой связи совершенно очевидно, что США вряд ли пойдут на серьезные санкции против ОАЭ по этим мотивам. Более того, ОАЭ полностью поддержала план Вашингтона по урегулированию йеменского кризиса, который подразумевает прямые переговоры с хоуситами. Тем самым, в Абу-Даби сняли с себя риски дополнительных санкций просто за счет трансформации своей тактики и перехода от прямого военного участия в гражданской войне Йемена к прокси-войне.  О такой очень взвешенной позиции нынешней администрации США свидетельствует и история вокруг запрета продажи ОАЭ новых самолетов F-35.  В качестве одного из своих первых внешнеполитических шагов президент Байден установил временный запрет некоторых продаж вооружения и военной техники для Саудовской Аравии и ОАЭ, но формулировка распоряжения остается тревожной для адвокатов, работающих против этих сделок. Через несколько дней после объявления о временном замораживании госсекретарь Энтони Блинкен преуменьшил  значение этого решения, заявив: «вообще говоря, когда речь заходит о продаже оружия, обычно в начале работы администрации пересматриваются любые незавершенные продажи, чтобы убедиться, что то, что рассматривается, является чем-то, что продвигает наши стратегические цели и продвигает нашу внешнюю политику». «Мы очень обеспокоены такой формулировкой», — заявил в этой связи  директор NYCFPA Рассел, добавив, что их иск против Госдепартамента по поводу оружейной сделки с ОАЭ не был отменен, несмотря на замораживание. Рассел также отметил, что пока неясно, будут ли США выступать против продажи оружия ОАЭ для использования в Ливии, где они вовлечены в очередную прокси-войну. «Предоставление ОАЭ дополнительных высококлассных беспилотных летательных систем и самолетов F-35 никак не поможет уменьшить влияние, которое ОАЭ оказывали и продолжают оказывать в регионе», — сказал Рассел, призывая полностью закрыть все американские контракты на вооружение и подготовку как с Саудовской Аравией, так и с ОАЭ.