- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки израильских экспертов политики Израиля с учетом фактора России и администрации Байдена в регионе и взаимоотношений между ними

В Израиле оценивают ситуацию на Ближнем Востоке и прежде всего по периметру своих границ после прихода в Белый дом администрации Джо Байдена и потенциальных изменений в российско-американских отношениях.

Группа экспертов Института политики и стратегии (Institute for Policy and Strategy, IPS) при Междисциплинарном центре Герцлия (IDC Herzliya) отслеживает политику России в ближневосточном регионе. Результаты их исследований представлены в «Освещении политики России на Ближнем Востоке» («Spotlight on Russia in The Middle East»), еженедельной сводке по актуальным стратегическим вопросам, которые приходится решать Москве в регионе и странам Ближнего Востока, автором которой является Ксения Светлова, бывший депутат Кнессета, ныне старший научный сотрудник IPS[i] [1].

По мнению К.Светловой, Джо Байден полон решимости проводить политику, отличную от той, которой придерживался его предшественник Дональд Трамп. Состоявшийся недавно телефонный разговор между президентом России В.Путиным и Дж.Байденом свидетельствует о фундаментальных изменениях в политике США в отношении России, что, вероятно, коснется и Израиля.

С одной стороны, в «важной борьбе с распространением оружия массового уничтожения путинская Россия и США Байдена могут сотрудничать, несмотря на их многочисленные разногласия в других областях». То же самое касается борьбы с пандемией коронавируса и иранской ядерной сделки (Совместного всеобъемлющего плана действий, СВПД от 2015 г.)

С другой стороны, Байден не боится конфликта с Россией по тем направлениям, которые он считает наиболее важными: кибербезопасность, нарушения прав человека, поддержка постсоветских государств и борьба с отмыванием денег. «Россия будет расплачиваться за причинение вреда оппозиционерам и журналистам, и Белый дом намерен очень внимательно следить за развитием событий в России».

Израиль, вполне вероятно, будет затронут в контексте позиции Байдена в отношении Украины и его намерения проводить «кампанию против отмывания денег, которая, как ожидается, приведет к сдерживанию украинских коррупционеров и олигархов». Ведь эта кампания не ограничится Украиной и должна стать одним из флагманов внешней политики новой администрации, в том числе на Ближнем Востоке, тогда как Израиль стал, своего рода, убежищем для еврейских магнатов со всего мира, которые пытаются использовать местные «мягкие» законы о противодействии легализации денег, полученных незаконным путем. Следует ожидать давления со стороны новой администрации США в этом вопросе. Проверке подвергнутся связи Израиля с российскими олигархами, которые уже находятся или будут включены в американский санкционный список.

Эксперты Института политики и стратегии отмечают, что «Байден четко сформулировал свою политику в отношении военного присутствия США в Афганистане и Сирии. Его подход сочетает в себе стремление Америки сократить вооруженные силы за рубежом и одновременно защитить стратегические интересы США». Глава Белого дома, вероятно, «будет искать другие пути ограниченного сотрудничества с Россией на местах ради общего дела, такого как победа над «Исламским государством» (запрещено в России — авт.), которое снова поднимает голову в Дейр-эз-Зоре и других районах Сирии».

В IPS полагают, что «Иран – еще один вопрос, над решением которого Байден и Путин должны работать сообща, поскольку оба считают, что иранскую ядерную активность можно сдержать с помощью дипломатии. Они оба стремятся разработать новую ядерную сделку. Для России (и Европы) такое соглашение откроет окно возможностей для более тесного сотрудничества с Ираном, одновременно позволит контролировать его ядерные объекты, поскольку Россия имеет морскую границу с Ираном и считается его соседом».

От себя отметим, что позиция премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху заключается в том, что бесполезно заключать соглашения с таким государством как Иран, и вообще, «полагаться исключительно на договоренности – это ошибка»[ii] [2].

Что касается Турции, «в отношении которой США, вероятно, наложат некоторые санкции из-за приобретения передовых российских зенитно-ракетных комплексов, Москва будет придерживаться противоположного подхода, оставаясь безучастной по мере ухудшения отношений между Анкарой и Вашингтоном. Анкара и Москва уже обсуждают новые оружейные сделки, что подрывает устойчивость НАТО (членом которой является Турция) и отношения Турции с Западом. Хотя Анкара не упоминалась в первом разговоре Байдена и Путина, ожидается, что оба лидера уделят много внимания и большое количество времени борьбе за турецкого коня на ближневосточной шахматной доске».

Эксперты IPS считают, что в этих условиях израильскому руководству следует проявлять осторожность и подготовится к политическим изменениям, которые от него вскоре потребуются, поскольку предыдущая политика в регионе была согласована с администрацией Трампа, и вряд ли будет уместной при Байдене. Израиль не должен рисковать стратегическими отношениями с США, своим самым важным союзником в мире, и ему рекомендуется вести себя осторожно и ответственно, чтобы им не навредить, а наоборот, еще больше укрепить.

Ари Хейштейн – руководитель администрации ведущего в Израиле Института исследований национальной безопасности (Institute for National Security Studies, INSS), специализируется по внешней политике США, американо-израильским отношениям, израильской стратегии в отношении Ирана и гражданской войне в Йемене (получил степень бакалавра в области ближневосточных исследований в Принстонском университете, США, и степень магистра в Тель-Авивском университете) – анализирует последствия для Израиля и региона усиления напряженности между Россией и США при Байдене[iii] [3].

Эксперт INSS полагает, что отношения между США и Россией при новой администрации США, скорее всего, продолжат двигаться по негативной траектории. Американо-российские отношения, которые и без того были чреваты осложнениями, будут развиваться по пути обострения противоречий в военно-политических вопросах и в сфере идеологии («из-за тюремного заключения российского диссидента Алексея Навального и реакции Белого дома»), в которой это приведет к «усилению экзистенциального характера соперничества» между Россией и США.

Что касается военно-политической сферы, он отмечает, что НАТО не только является средством укрощения «российского авантюризма» и «агрессивных» действий Москвы, но и само по себе может стать предметом раздора в двусторонних отношениях. Расширение или усиление альянса могло бы привести к более эффективному сдерживанию России от потенциальных атак на ее небольших и более слабых западноориентированных соседей, которые исторически находились в сфере ее влияния. В то же время это может обострить чувство незащищенности России и вызвать опасную реакцию». В качестве объяснения «российской стратегии проецирования силы за пределы своих границ, чтобы компенсировать слабость перед лицом внутренних и внешних угроз», А.Хейштейн приводит, как он это называет, «часто цитируемое высказывание одного из приближенных Екатерины Великой: «То, что перестает расти, начинает гнить»».

По мнению А.Хейштейна, продолжающееся ухудшение отношений между США и Россией может иметь серьезные последствия для национальной безопасности Израиля. На северном фронте Израиль ведет военную «кампанию между войнами» против попыток Ирана закрепиться в Сирии и накопить там высокоточные боеприпасы. Российские военные и системы ПВО находятся в Сирии в рамках усилий Москвы по спасению режима Асада. Поэтому израильские и российские военные создали механизм разрешения конфликтов и координации действий, чтобы избежать трагических инцидентов между двумя сторонами, «которые напрямую не участвуют в боевых действиях друг против друга». В период усиления враждебности между США и Россией Москва может регулировать градус противоречий с Израилем по ситуации в Сирии, чтобы использовать это в качестве рычага давления на Вашингтон. В свою очередь США могут стать менее терпимыми к координации действий между Израилем и Россией на сирийской территории.

Обострение идеологической составляющей противостояния между Россией и США, полагает эксперт INSS, может привести к усилению акцента на правах человека во внешней политике Вашингтона, в том числе к чрезмерному давлению на арабских союзников США в регионе с целью проведения демократических реформ или ограничений в торговле оружием. Это может подтолкнуть государства региона к альтернативным гарантам безопасности. В интересах Израиля обеспечить сохранение влияния Соединенных Штатов среди традиционных союзников в регионе, поскольку альтернативы будут менее склонны принимать во внимание потребности Израиля в обеспечении своей национальной безопасности. В этих условиях израильскому руководству следовало бы попытаться выступить в качестве посредника между США и их региональными партнерами в достижении понимания в вопросах, касающихся прав человека и демократии.

По мнению д-ра Аймана Мансура – эксперта по политическим процессам в арабском мире, северному фронту и региональной стратегии Израиля из Иерусалимского института стратегии и безопасности (Jerusalem Institute for Strategy and Security, JISS), бывшего руководителя Отдела Ближнего Востока и Африки (2015-2019) в Совете национальной безопасности при канцелярии премьер-министра – Израиль должен (молча) поддержать более гибкую политику США в отношении сирийского режима и российского присутствия в Сирии, включая ослабление антисирийских санкций, чтобы уменьшить зависимость президента Башара Асада от поддержки Ирана и усилить конфликт интересов между Москвой и Тегераном.

По мнению А.Мансура, военные усилия Израиля против иранского присутствия в Сирии привели к значительным результатам. Военная «кампания между войнами» существенно снизила частоту поставок оружия «Хизбалле» по сирийской территории. Но в то же время эти меры способствовали углублению стратегического взаимодействия между Дамаском и Тегераном. Иранские делегации продолжают прибывать в Сирию; подразделения Корпуса стражей исламской революции (КСИР) и проиранские ополчения продолжают действовать на сирийской земле (т.к. необходима помощь в борьбе с ИГ и протурецкими ополченцами на северо-западе страны); иранская нефть продолжает поступать в Сирию, в основном из-за политики «максимального давления» администрации Трампа.

Учитывая все это, а также то, что полного ухода Ирана из Сирии не произойдет, Израилю следует проводить двойственную политику с использованием «кнута и пряника», чтобы создать ситуацию, при которой Сирия не будет полностью зависеть от поддержки Ирана для обеспечения своего выживания, а Башар Асад сможет восстановить отношения с Западом при условии ограничения свободы действий иранцев на своей территории.

Эксперт JISS предлагает израильскому руководству предпринять ряд шагов.

Во-первых, полагает А.Мансур, в военном отношении существует возможность дальнейшего расширения списка иранских объектов в Сирии, подлежащих атакам со стороны ВВС Израиля. «Следует бомбить не только оружейные склады, современные системы вооружений и местную инфраструктуру, но и представителей сирийского режима, которые согласно разведке лояльны в первую очередь Тегерану. Такие элементы могут находиться в сирийской армии (например, в 1-м корпусе) и в коридорах власти в Дамаске (включая президентский дворец), их необходимо систематически ликвидировать. Это будет сигналом для Асада, что ему лучше удалить правительственных и военных чиновников, которые отождествляют себя с интересами КСИР».

Во-вторых, «на политическом уровне Израиль должен признать, что он упустил возможность во время администрации Трампа выступить в Вашингтоне в качестве «адвоката» сближения арабских стран (в основном, стран Персидского залива) с Дамаском. При Байдене такая роль Израиля может оказаться уже неактуальной, поскольку члены его команды, вероятно, наладят свои собственные прямые каналы связи с арабскими странами. Израиль заинтересован в том, чтобы не мешать такому сближению и даже его продвигать, предоставляя конкретные, подтвержденные разведкой оценки и советы. В то же время данный вопрос может быть включен в повестку дня в рамках дискуссий по нормализации отношений между арабским миром и Израилем, а также в диалоге с давними мирными соседями Израиля (Иорданией и Египтом) и его партнерами в Восточном Средиземноморье».

В-третьих, «Израиль должен поддержать экономические меры, направленные на снижение зависимости Сирии от Ирана. Прежде всего, Дамаску может быть вновь разрешен доступ к его источникам энергии на востоке страны, будь то при сотрудничестве некоторых стран Персидского залива, которые восстановят сирийскую инфраструктуру, или, как вариант, путем передачи их под контроль России. Кроме того, Израилю следует поддержать повторное открытие КПП на юге Сирии (Насиб и ат-Танф) для передвижения товаров, одновременно установив там российское военное присутствие, чтобы предотвратить переброску оружия в Сирию или враждебных сил, которые могут угрожать Иордании». Отмечается, что основанием для этого могло бы стать американо-российско-иорданское соглашение от 2018 года.

По словам израильского эксперта, перечисленные выше «военные, политические и экономические меры направлены на то, чтобы более четко обозначить политику Израиля на сирийской арене. Любая попытка Ирана закрепить свое военное и экономическое присутствие в Сирии будет встречена агрессивными контрмерами со стороны Израиля. С другой стороны, Израиль должен приветствовать политические и экономические усилия, которые региональные и международные субъекты могут прилагать для облегчения положения сирийцев и, следовательно, противодействия, хотя бы в некоторой степени, усилению зависимости Дамаска от Тегерана»[iv] [4].

[i] [5] The first conversation between Putin and Biden: Between collision and pragmatic collaboration // IPS. 12.02.2021 — https://www.idc.ac.il/en/research/ips/pages/russia-middleeast/russia-11-2-21.aspx

[ii] [6] Netanyahu on Biden’s Iran strategy: It’s a mistake to rely solely on agreements // The Times of Israel. 26.02.2021 — https://www.timesofisrael.com/netanyahu-on-bidens-iran-strategy-its-a-mistake-to-rely-solely-on-deals/

[iii] [7] More Coherence, Greater Tension: Prospects for US Policy toward Russia under Biden // INSS. 14.02.2021 — https://www.inss.org.il/publication/biden-russia/?offset=2&posts=3077

[iv] [8] Time to Update Israeli Policy Toward Syria // JISS. 15.02.2021 — https://jiss.org.il/en/mansour-time-to-update-israeli-policy-toward-syria/