- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О ситуации в иранской провинции Систан и Белуджистан

В Иране уже в течение нескольких дней сохраняется взрывоопасная обстановка в провинции Систан и Белуджистан. Она связана с тем, что власти решили покончить с проблемой нелегального вывоза дизельного топлива из этой пограничной с Пакистаном окраинной провинции. Но это – лишь одна из обилия проблем  едва ли не самой депрессивной провинции далекой иранской периферии. Общеизвестно, что национальные окраины Ирана – Хузестан, Курдистан, Систан и Белуджистан, регионы северо-запада с доминирующим азербайджаноязычным населением получают в стране финансирование по остаточному принципу. Как писала газета «Ноуруз», населенные в основном персами и индустриально развитые провинции Исфахан и Керман получают на порядок больше бюджетного финансирования, чем сопоставимые с ними по населению Иранский Курдистан и населенная преимущественно азербайджанцами провинция Ардебиль. Именно в Курдистане остается предельно высоким уровень безработицы, в том числе и среди дипломированных специалистов. Регионы с суннитским населением – например, Курдистан и Систан и Белуджистан подвергаются дискриминации и по религиозному принципу. Одновременно, здесь один из самых низких в стране показателей дохода на душу населения. Систан и Белуджистан  ставит в стране антирекорды по объемам промышленного строительства, инвестициям в сельское хозяйство, ирригацию, благоустройство населенных пунктов. Все национальные окраины представляют ныне оплот сепаратизма, принимающего зачастую очень острые насильственные формы.

В последние годы существенно, по сравнению даже с недавними десятилетиями, упал уровень жизни в провинции Систан и Белуджистан, почти все население которой живет ниже черты бедности. В погоне за куском хлеба тысячи жителей этого региона занимаются контрабандой топлива, доставляя его к пограничной полосе в различных небольших емкостях, содержащих 10-15 литров и продавая это специальным перекупщикам. Как пишет иранское информагентство «Мехр», эти мелкие «экспортеры», на самом деле нарушают монополию на поставку топлива на пакистанскую границу, которую негласно передали Корпусу стражей исламской революции (КСИР), ежедневно оперирующему объемами контрабанды в миллионы литров газойля. Ранее государственный эксперт Эхсан Хушманд признал, что объем горючего, контрабандным путем вывозимого мафиозными структурами, связанными с государством,  в том числе – КСИР, через границы провинции Систан и Белуджистана в Пакистан, составляет от 10 до 15 млн литров дизельного топлива в день. «А простых людей, проносящих через границы галлон топлива на продажу, поливают пулями и сжигают заживо».

Как пишут СМИ, для многих это единственная возможность кормить свои семьи. «Вот власти и решили раз и навсегда покончить с таким незаконным бизнесом, являющимся реальной основой существования многих семей местных белуджей». В конце прошлой недели в пограничном городе Сараване отряды полиции вместе с КСИР устроили настоящее побоище, подвергнув прицельному огню сотни таких контрабандистов – сухтбаров, имевшее своим результатом  десятки убитых и раненых. Следом начались протестные акции в различных населенных пунктах провинции. Максимальный накал они имеют в Сараване и центре провинции – Захедане.  В социальных сетях опубликовано  множество видеоклипов, показывающих накал противостояния, напоминающего эпизоды военных действий. Видно множество пожаров, наспех воздвигаемые баррикады, заметны клубы дыма от сжигаемых автопокрышек.  Самые крупные города провинции наводнены внутренними войсками и подразделениями КСИР. В знак протеста против расправы с торговцами топливом стихийно начинаются различные акты гражданского неповиновения, забастовки, закрываются базары, возникают шествия демонстрантов под антиправительственными  лозунгами. Сообщается, что в Захедане полный паралич деловой активности, закрыты все торговые  точки, рестораны, базары, не функционирует городской общественный транспорт.  1 марта СМИ сообщили о том, что на подъезде к столице провинции выставлены блокпосты  и перекрыто движение. Подобная же обстановка заметна в г. Ираншахр, ряде других населенных пунктов.  Бастуют ремесленники и владельцы мелких бизнесов.

С официальным заявлением выступил видный суннитский религиозный деятель, пятничный имам соборной мечети Захедана Моулави Абдолхамид Исмаил Зехи. Обращаясь к правительству, он потребовал  наказания тех, кто виноват в расстреле торговцев топливом в Сараване, указывая, что только так можно  восстановить  покой и порядок в провинции. Он подчеркнул, что официальные органы должны скрупулезно «расследовать события в Сараване, не задевая при этом чувства невинно страдающих людей». Суннитский священнослужитель призвал вышедшую на улицы белуджскую молодежь «контролировать свои эмоции и воздерживаться от нападений на общественные здания,  типа отделений полиции и различные офисы, ибо это может стать причиной уголовного наказания». В другой части своего заявления Моулави Абдолхамид Исмаил Зехи  обратился к правительству с просьбой учесть  тяжелые экономические условия большинства местного населения, острые проблемы безработицы в Систане и Белуджистане, которые толкают людей в поисках хлебы насущного заниматься добычей и контрабандой  топлива,  чтобы хоть как-то обеспечивать свои семьи.

СМИ полны подробностями о происходящих событиях. Они пишут о том, что во время столкновений 25 февраля  отряды белуджской молодежи окружили гарнизон КСИР из Саравана и потребовали наказания убийц 37 погибших, которые лишились жизни во время карательных операций в этом регионе.  Правительственные СМИ оценивают количество погибших гораздо меньшими цифрами, пишут о том, что  силовые структуры во время разгона протестных акций действуют со всей возможной сдержанностью, стараясь не допустить человеческих жертв. При этом остается непонятным, зачем многочисленные отряды сил специального назначения были переброшены в район столкновения народа с полицией и КСИР. Как сообщили оппозиционные СМИ, через день после массового убийства семьи погибших и жители города собрались перед зданием мэрии, «чтобы выразить протест и осудить его». Их групповой протест вылился в насилие со стороны правительственных сил и КСИР. В городе начались беспорядки. Во время акции протеста здание мэрии Саравана было занято демонстрантами, которые разгромили ряд департаментов и подожгли несколько офисов. Губернатор  С.Джалали отметил, что в погроме мэрии участвовало более 500 демонстрантов, которых вскоре удалось убедить мирно разойтись и прекратить насилие. Впоследствии было подожжено несколько полицейских машин, а кварталы города были выведены из-под контроля правительственных вооруженных сил и взяты под контроль местным населением. Отмечены случаи нападения населения на военные объекты КСИР. Информационное агентство ИРНА сообщило, что в ходе беспорядков имеются жертвы и со стороны силовиков, в частности – военнослужащих КСИР.

Отметим и то, что как всегда бывало в Иране во время протестных актов, власти отключили интернет во всей провинции Систан  и Белуджистан, лишили население мобильной связи, мотивируя это необходимостью пресечь эскалацию протестов. Однако, как пишут оппозиционные СМИ, на самом деле это рассматривают как прелюдию к дальнейшим жестоким репрессиям и насилию против протестующих в провинции. В то же время, реагируя на последние события,  губернатор Захедана Абузар Мехди Нахали назвал протестующих «злоумышленниками» и «самопровозглашенными элементами», а убитых в ходе протестов торговцев  топливом назвал «фальшивыми жертвами» и сказал, что протестующие были введены в заблуждение иностранными  СМИ. При этом, проправительственные СМИ сообщают о том, что протестная активность почти сошла на нет, и власти взяли ситуацию под полный контроль. Однако депутат иранского парламента от этой провинции Фадо-Хоссейн Малеки заявил в СМИ, что в регион перебрасываются дополнительные силы из различных силовых структур, чтобы покончить с протестными акциями.

Несмотря на эскалацию протестов в Систане и Белуджистане, судя по публикациям местных СМИ, местные власти еще не имеют точных данных о масштабах прямого обстрела сотен торговцев топливом в районе пакистанской границы в течение последних дней, и поскольку протесты продолжаются, они пытались приписать убийства пакистанским пограничникам.

По данным оппозиционной организации «Кампании белуджских активистов» и зарубежных организаций белуджских эмигрантов, в ряде городов провинции неофициально объявлено военное положение, и, согласно последним по времени новостям, местные органы власти в целях безопасности закрыты. «Кампания белуджских активистов»  сообщила в социальных сетях, что Белуджистан  в нынешних трудных условиях борется за выживание. «Все иранцы вовлечены в такую ​​войну на выживание. Эта война не стихает, потому что люди голодны и хотят жить».Организация пишет в своем воззвании,  что сегодня то, что происходит в Сараване, показывает пример для всего народа Ирана. «Этот вулкан гнева просыпается и ревёт, реально пугая власти».  Отсюда и беспрецедентная жестокость, наблюдаемая на улицах Саравана, Захедана и других городов далекой иранской провинции.