- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Генеральная прокуратура Ливии расследует репрессии против мирного населения Тархуны

История с массовыми захоронениями в окрестностях Тархуны, которые были обнаружены после изгнания оттуда отрядов ЛНА, получает свое развитие. Что из нее выйдет, пока судить трудно: при желании вполне может получиться громкое и резонансное дело, вполне тянущее на массовый геноцид мирного населения. С передачей его международным следственным органам и всеми вытекающими последствиями, нетрудно догадаться, в том числе, для кого. Или итоги расследования гибели населения в Тархуне могут стать инструментом, который вполне может пригодиться для люстрации ряда лиц, нежелательных в политике. Важен и сам прецедент: дело в том, что подобные захоронения, при желании, можно обнаружить и у Триполи, и в Бен-Валиде, в окрестностях Злитня, Хомса, Мисураты, Таверги, Сирта, Адждабии и Себхи, везде, где шла ливийская гражданская война.

Генеральная прокуратура Ливии объявила о выдаче внутренних и международных ордеров на арест лиц, ответственных за массовые захоронения в Тархуне, и их имена были разосланы всем органам власти, чтобы они взяли на себя их арест и передали их контрольной группе при прокуратуре. Об этом сообщается в пресс-релизе, копию которого получили в ливийском новостном портале 218 в 27 февраля. В документе также сообщается о поручении, направленном государственной организации по поиску и идентификации пропавших без вести лиц «извлечь тела из этих могил, исследовать их и передать их судебно-медицинским экспертам Медицинского отдела Центра судебной экспертизы и исследований при Министерстве юстиции», которому было поручено вскрыть эти тела и подготовить подробные отчеты для каждого трупа «с указанием причины смерти, времени и инструмента, который ее вызвал».

Государственному органу по поиску и идентификации пропавших без вести также было поручено взять образцы из этих тел, чтобы провести сопоставление между ними и образцами, взятыми у семей, пропавших без вести, и Генеральная прокуратура Ливии отдала соответствующее распоряжение недавно, продемонстрировав имущество и одежду этих лиц в отделе судебной медицины. Личности некоторых из них были установлены и вещи переданы их семьям. В отношении неустановленных лиц были завершены церемонии их захоронения в присутствии сотрудников Главного управления по поиску и опознанию пропавших без вести. Те провели процесс определения мест захоронения и сохранения координат могилы в базе данных Управления. Генеральная прокуратура Ливии подтвердила: «Государственная организация по поиску и идентификации пропавших без вести лиц начал процесс сопоставления образцов ДНК, взятых из тел, извлеченных из массовых захоронений, и сопоставления их с образцами, взятыми у семей, пропавших без вести, после того, как Президентский совет выделил средства из чрезвычайного бюджета для покрытия стоимости экспертиз и используемых материалов. Результаты исследований были предоставлены ​​Государственной организацией по поиску и идентификации пропавших без вести лиц и сама экспертиза необходима для проведения и завершения операций по сопоставлению этих образцов». В прокуратуре заявили, что подтвержденные результаты были получены для 7 образцов и, как следствие, были установлены личности их владельцев. Все еще продолжается работа по согласованию процессов для всех образцов, взятых из остальных эксгумированных тел, и офис генерального прокурора официально объявит об этом. по завершении экспертиз, проинформировав семьи пропавших без вести о результатах согласованных операций, подтвердив, что рабочие группы Главного управления по поиску и идентификации пропавших без вести продолжает исследовать и извлекать тела из захоронений в городе Тархуна и своевременно передавать обнаруженные тела,  предметы, материалы в отдел судебной медицины.

Работы по установлению обстоятельств гибели и личностей погибших ведутся не только в Тархуне, но и в Триполи, и в других местах, и были начаты сразу вслед за их освобождением. Они особо не афишируются и значительно затрудняются наличием большого количества оставшихся мин, неразорвавшихся боеприпасов, кроме того, ощущается недостаток квалифицированных экспертов и ограниченность лабораторной базы. Тем не менее, «Тархунское досье», по мере своей готовности станет весьма значимым и потенциальным инструментом в политической жизни современной Ливии. Во-первых, тема национального примирения и восстановления справедливости не раз озвучивалась всеми основными фигурами, как раз, в контексте установления всех обстоятельств репрессий против мирного населения и наказания причастных к ним лиц. Во-вторых, события в Тархкне это не убиваемый «козырь» против партии Х.Хафтара, вполне способный привести фельдмаршала и некоторых его сподвижников на скамью подсудимых и даже не в Триполи, а в Гааге. В перспективе компанию ему может составить г-н Пригожин, достаточно лишь объявится нужным свидетелям и всплыть некоторым подробностям действий сотрудников ЧВК «Вагнер» в Триполитании в 2019-20 гг. Ни с первым, ни со вторым, если понадобится, проблем не будет, достаточно вспомнить, как оформлялись подобные дела в Боснии и в Косово.