- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки израильских экспертов развития палестинского вопроса при администрации Дж.Байдена

В израильском экспертном сообществе анализируют возможные изменения в американской внешней политике на Ближнем Востоке и в отношении палестино-израильского конфликта с момента предвыборной кампании в США 2020 г.

Уди Эвенталь, старший научный сотрудник Института политики и стратегии в Междисциплинарном центре Герцлия (Institute for Policy and Strategy, IPS, IDC Herzliya) рассмотрел первую речь нового президента Джо Байдена, которую он произнес 4 февраля этого года. В ней он обозначил стратегические приоритеты Вашингтона на международной арене.

Израильский эксперт отметил, что Ближний Восток, помимо аспектов, связанных с войной и серьезным гуманитарным кризисом в Йемене (включая обязательства в сфере обороны Саудовской Аравии), в речи Байдена не фигурирует. Это свидетельствует о том, что регион не входит в число приоритетов новой американской администрации. Хотя были упомянуты два неотложных вопроса, которые потребуют от Вашингтона участия и принятия решений – Иран и Афганистан.

Что касается Израиля, то Байден не внес его в список ближайших союзников Соединенных Штатов, что, по словам Эвенталя, он мог сделать «вполне намеренно». Эксперт рассматривает данный факт, наряду с тем, что новый хозяин Белого дома 17 февраля с.г. все-таки побеседовал по телефону с премьер-министром Биньямином Нетаньяху (после того, как бывший посол Израиля в ООН Дани Данон в сообщении в Twitter перечислил руководителей государств, которым уже позвонил Джо Байден и посетовал, что «может быть, пришло время позвонить ближайшему союзнику?», там же опубликовав номер телефона израильского премьера[i] [1]) как свидетельство того, что в администрации США разгневаны на еврейское государство. «Это основано на представлении о том, что Израиль стремится помешать возвращению Байдена на дипломатический путь урегулирования иранской проблемы в тени его политики выдачи разрешений на строительство еврейских поселений на Западном берегу р. Иордан».

При этом Эвенталь отмечает, что «администрация Байдена борется за лидирующие позиции на международной арене» и «Израиль в этом сильно заинтересован». По его мнению, израильское руководство усвоило, что «новая американская администрация занимается гораздо более серьезными проблемами, чем Ближний Восток, а иранская ядерная угроза является возможностью оказания влияния на политику в областях, которые важны для еврейского государства, и недопущения ошибок в вопросах, важных для Вашингтона (Китай, Россия). Израильская политика, обеспечивающая администрации США сферу деятельности на Ближнем Востоке будь то в решении палестинской проблемы или в других контекстах, включая иранский, позволит Израилю укрепить свои позиции в качестве союзника Вашингтона и заручиться сильной американской поддержкой своих интересов в противостоянии множеству вызовов, с которыми он сталкивается».

Эвенталь делает вывод, что «нынешняя администрация США вряд ли поторопится возобновлять политический процесс между Израилем и палестинцами, шансы которого на успех в нынешних условиях в любом случае невелики. Однако ситуация может потребовать от Вашингтона принятия стратегических решений по этому вопросу, если в мае с.г. состоятся выборы на палестинских территориях»[ii] [2].

В Израиле сегодня мало кто ждет позитивных сдвигов в палестинском вопросе при администрации Байдена, но особенно беспокоит ситуация, когда после 15 лет беспрерывного правления руководство ПНА объявило о проведении выборов в Палестинский законодательный совет (22 мая 2021 г.) и главы ПНА (31 июля 2021 г.).

По мнению д-ра Мордехая Кедара, преподавателя Бар-Иланского университета и старшего научного сотрудника Центра стратегических исследований Бегин-Садат (Begin-Sadat Center for Strategic Studies) при том же университете, проведение выборов на палестинских территориях придаст «террористической власти демократический характер». Кедар выражает опасения многих в Израиле по поводу того, что демократический процесс приведет к тому, что ХАМАС снова получит большинство мест в ПЗС (как это было в 2006 г.авт.) и, возможно, также кандидат от этого исламистского движения займет пост главы ПНА. В понимании эксперта ситуация для Израиля осложняется тем, что «проведение выборов, по-видимому, полностью поддерживается ключевыми членами администрации Байдена: как теми, кто выступает за создание палестинского государства из-за своей слепой веры в двухгосударственное решение, так и теми, кто симпатизирует организациям «Братьев-мусульман» в США и других странах. Для последних победа ХАМАСа на выборах в ПНА стала бы желательным результатом»[iii] [3].

 

Эммануэль Навон – преподаватель международных отношений в Тель-Авивском университете и в МДЦ Герцлия, старший научный сотрудник «мозгового центра» «Политический форум Кохелет» (Kohelet Policy Forum), аналитик i24News (израильского международного круглосуточного новостного телеканала) – отмечает, что администрация Байдена в своей политике на Ближнем Востоке сосредоточится на ядерной сделке с Ираном, но при этом не будет игнорировать палестинский вопрос. Отложив в стол «сделку века» Дональда Трампа, действующий президент США в конечном итоге предложит идеи по урегулированию затяжного палестино-израильского конфликта. Израиль должен быть готов изложить свою политическую позицию в отношении будущего Западного берега р. Иордан (Иудеи и Самарии) и сектора Газа.

Навон полагает, что с учетом новых назначений в администрации Байдена, в результате чего влиятельные должности получили бывшие участники «мирного процесса» на Ближнем Востоке (Джон Керри и Роберт Малли), вряд ли Белый дом потратит слишком много политического капитала на разрешение палестино-израильского конфликта. Керри в свое время «безуспешно пытался навязать израильско-палестинское соглашение в 2014 г., а теперь отвечает за проблемы, связанные с изменением климата». Малли, «который преуменьшил ответственность Арафата за неудавшийся саммит в Кемп-Дэвиде в 2000 г., назначен спецпосланником США по Ирану. К тому же «в частных беседах официальные лица администрации Байдена признают, что не возлагают больших надежд на мирный процесс между Израилем и палестинцами, но, тем не менее, ожидают, что Израиль предложит практические идеи по улучшению жизни на палестинских территориях».

Отмечается, что администрация Байдена формально привержена решению конфликта на основе сосуществования двух государств – Израиля и Палестины. «Для большинства израильтян такое решение стало чисто теоретическим, т.к. не сработало на практике. Отказ Ясира Арафата в 2000 г. от Кемп-Дэвидского предложения Эхуда Барака и параметров Клинтона, а также начало Арафатом кровавой Второй интифады (вооруженной палестинской борьбы –авт.), вызвали в израильском обществе разочарование и скептицизм по поводу возможности мира с палестинцами».

Навон также напоминает, что политический кризис последних лет в арабских государствах – Ливии, Ираке, Сирии и Ливане (который привел к гражданским войнам и распространению радикального исламизма) – заставил многих израильтян «засомневаться в целесообразности создания еще одного несостоявшегося арабского государства в нескольких километрах от Тель-Авива, Иерусалима и единственного международного аэропорта Израиля».

По словам Навона, «недавние соглашения между Израилем, Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном, Марокко и Суданом также выявили несостоятельность тезиса о том, что нормализация отношений между Израилем и арабским миром невозможна без создания палестинского государства. В Израиле сформировался широкий консенсус в отношении того, что решение палестино-израильского конфликта в настоящее время нереально (что касается и других конфликтов – в Нагорном Карабахе, на Кипре, в Западной Сахаре и на востоке Украины), в то время как мир между Израилем и арабскими государствами вполне возможен и является данностью».

Навон советует следующему израильскому правительству «восстановить хорошие отношения с Иорданией, что соответствует как национальным интересам Израиля, так и ожиданиям администрации Байдена». Он исходит из того, что Иордания считает, что «Авраамовы соглашения» отодвинули ее на второй план, несмотря на то, что она является «стратегическим буфером Израиля против Сирии и Ирака». Эксперт полагает, что «Израиль не должен смущать короля Абдаллу II, говоря об «иорданском варианте» решения палестинской проблемы (т.е. о восстановлении политического единства Иордании и Западного берега р. Иордан, от чего король Хусейн формально отказался в 1988 г.авт.), при этом необходимо поощрять экономическое сотрудничество и интеграцию между Хашимитским Королевством и Палестинской национальной администрацией (ПНА). Хорошей отправной точкой было бы возобновление утратившего свою актуальность проекта проведения канала из Красного моря в Мертвое море».

В качестве дополнительных мер, направленных на возобновление сотрудничества между Израилем, Иорданией и ПНА, Навон предлагает расширить площади под палестинское сельское хозяйство в некоторых частях «зоны C» на Западном берегу р. Иордан (полностью контролируется Израилемавт.). Распределение участков земли может быть скорректировано с учетом, как расширения блоков еврейских поселений, так и густонаселенного палестинского города Калькилия.

Отметим, что по этому вопросу в Израиле существует противоположная точка зрения. Например, проф. Гилель Фриш (эксперт по палестинской и исламской проблематике, институтам и военным стратегиям; израильским арабам; исламскому фундаментализму на Ближнем Востоке; палестино-иорданским отношениям) полагает, что «палестинские власти успешно выполняют десятилетний план ПНА по установлению контроля над «зоной C» на Западном берегу р. Иордан, что требует немедленного и мощного ответа Израиля». По его словам, «те, кто считает ПНА несостоявшейся организацией, выдает желаемое за действительное». На самом деле, пишет он, «ПНА выигрывает одну из самых важных битв, которые она когда-либо вела против Израиля». Речь идет о строительстве сельской и городской инфраструктуры для получения контроля над территориями на Западном берегу р. Иордан, необходимыми для создания государства Палестина[iv] [4].

Навон также отмечает наличие общих интересов в регионе. Например, Израиль и Иордания, помимо вышесказанного, также заинтересованы в ограничении влияния Турции в Восточном Иерусалиме.

Отношения Израиля с Египтом и сектором Газа еще сложнее, но, полагает эксперт, изменения необходимы, и, возможно, некоторые из них могут быть реализованы. По его словам, «точно так же, как король Абдалла II не заинтересован в политической интеграции своего королевства и Западного берега р. Иордан, президент Египта А.Ф.ас-Сиси стремится оградить свою страну от сектора Газа, управляемого ХАМАСом. В любом случае, необходимо ослабить демографическую напряженность и решить экономические проблемы в секторе Газа».

Израильский эксперт считает, что непростое положение египетской экономики дает возможность подтолкнуть Каир к частичному открытию границы между сектором Газа и Египтом. «Именно потому, что ас-Сиси заключил экономические соглашения с Китаем и Россией, США заинтересованы в улучшении своих экономических отношений с Египтом. Однако американская помощь должна соответствовать экономической стратегии развития сектора Газа, согласованной с Израилем. Например, в северной части Синайского полуострова могут быть созданы промышленные зоны для жителей Газы в соответствии с мирным соглашением между Израилем и Египтом».

Таким образом, полагает Навон, несмотря на то, что мирный план Д.Трампа отложен в долгий ящик, «его основная идея – инвестировать в палестинскую экономику – должна осуществляться наряду с политическими и экономическими реформами в ПНА». Он считает, что «Авраамовы соглашения» предоставили экономические возможности, которые в виде инвестиций можно направить на Западный берег р. Иордан при надлежащем международном мониторинге.

Израильскому руководству также дается совет не жалеть усилий на недопущение возобновления финансирования Соединенными Штатами Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР). Эксперт объясняет это тем, что данная «организация поддерживает и увековечивает миф о палестинском “праве на возвращение” в Израиль и является серьезным препятствием на пути палестино-израильского урегулирования». Вместо возобновления финансирования БАПОР следует убедить администрацию Байдена инвестировать в создание инфраструктуры для лиц, перемещенных в результате арабо-израильских войн 1948 и 1967 годов.

Израильский эксперт заключает, что «хотя администрация Байдена сосредоточится в первую очередь на Иране (и это правильно), она в конечном итоге займется поиском путей укрепления региональных союзов. Это повлечет за собой возобновление сотрудничества между Израилем, Иорданией и Египтом, а также практические шаги по улучшению жизни на палестинских территориях. Следовательно, будущему израильскому правительству (которое должно быть сформировано по результатам выборов 23 марта с.г.) необходимо выступить c предложениями по повышению уровня жизни палестинцев, как для дальнейшего улучшения своего собственного имиджа, так и для удовлетворения определенных ожиданий администрации США в налаживании диалога и партнерских отношений в регионе[v] [5].

Приведенные выше точки зрения представляются отражением как минимум двух позиций, которых придерживаются в израильском экспертном сообществе в контексте возможных изменений в ситуации вокруг палестинской проблемы после прихода администрации Байдена. Одни предлагают продвигать интересы Израиля (как они их понимают) по палестинскому вопросу, исходя из сложившейся в Вашингтоне реальности, в чем порою просматриваются конформистские тона, другие в рамках своих радикально-правых взглядов продолжают настаивать на том, чтобы израильское руководство проводило более жесткую политику.

[i] [6] Состоялся телефонный разговор между Байденом и Нетаниягу. Беседа продолжалась более часа // NEWSru.co.il. 17.02.2021 — https://www.newsru.co.il/israel/17feb2021/biden_0011.html

[ii] [7] לישראל ומשמעויות תובנות —  החוץ מדיניות בתחום ביידן של ראשון נאום // IPS. 18.02.2018 — https://www.idc.ac.il/he/research/ips/pages/mabat/mabat-18-2-21.aspx

[iii] [8] The Truth About Financial Aid to the Palestinian Authority // BESA Center. 16.02.2021 — https://besacenter.org/perspectives-papers/financial-aid-palestinian-authority/

[iv] [9] The PA Is Winning in Area C // BESA Center. 17.02.2021 — https://besacenter.org/perspectives-papers/palestinian-authority-area-c/

[v] [10] Israel and the Palestinian Issue in the Biden Era // JISS. 22.02.2021 — https://jiss.org.il/en/navon-israel-and-the-palestinian-issue-in-the-biden-era/