- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Интервью министра иностранных дел Бахрейна

1 октября текущего года министр иностранных дел Бахрейна шейх Халед бен Ахмед Аль Халифа дал интервью корреспонденту саудовской газеты «Аль-Хайят», издающейся в Лондоне. В этом интервью были подняты вопросы, представляющие интерес для понимания особенностей внешнеполитического курса этого небольшого государства Персидского залива, а также для более углубленного анализа происходящих в регионе событий.

Наибольший интерес у корреспондента газеты вызвала инициатива бахрейнского министра, которая была высказана им в ходе его выступления на проходившей недавно 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В своем выступлении шейх Халед бен Ахмед Аль Халифа призвал создать организацию по обеспечению региональной безопасности на Ближнем Востоке в составе всех арабских государств, Турции, Ирана и Израиля. Корреспондент «Аль-Хайят» задал вопрос: «Не будут ли такие государства, как Иран, Турция и Израиль, определять баланс сил в регионе за счет арабских государств?» Отвечая на этот вопрос, шейх Халед заметил, что «к сожалению, не существует единства арабского мира, и в различных региональных конструкциях роль играют лишь несколько ведущих арабских стран».

Поясняя выдвинутую им инициативу, бахрейнский министр иностранных дел заявил: «Мы предлагаем, чтобы регион стал объединяющим понятием для всех, вне зависимости от этнических и религиозных различий. Ближний Восток — колыбель всех монотеистических религий. Организация должна объединить все государства Ближнего Востока и Северной Африки без исключения». Отвечая на вопрос корреспондента «Аль-Хайят»: «Как же представители государств — членов Совета сотрудничества арабских государств Залива будут сидеть рядом с представителями Израиля», шейх Халед сказал: «Да, рядом с Израилем, Турцией, Ираном и арабскими странами. Разве мы не сидим бок о бок в международной организации, членами которой мы все являемся, в Организации Объединенных Наций? Почему не может такого же произойти в рамках региональной организации? Это единственный путь разрешить наши разногласия, другого пути нет ни сегодня, ни через двести лет. Почему бы на не сесть бок о бок, несмотря на все наши различия, несмотря на то, что мы не признаем друг друга, ведь только создав единую организацию, мы сможем преодолеть тот трудный период, который переживает регион Ближнего Востока, период, который является наследием прошлого. Как мы сможем двигаться вперед, как мы сможем преодолеть препятствия, разделяющие народы Ближнего Востока?»

Далее министр иностранных дел Бахрейн сказал: «Многие могут охарактеризовать эту инициативу как плод мечтаний. Действительно, как сможет представитель Ирана, который возглавляет Махмуд Ахмадинежад, сесть рядом с представителем Израиля, кто бы его ни возглавлял? Но даже если мы посмотрим на эту инициативу как на мечту, то ведь любая мечта однажды может стать реальностью».

Это неожиданное предложение министра иностранных дел вызвало резкую критику со стороны депутатов бахрейнского парламента. Они пригрозили направить в парламент запрос о деятельности министра иностранных дел шейха Халеда бен Ахмеда Аль Халифа, который выступил с инициативой создания региональной организации, членами которой стали бы арабские государства, Иран, Турция и Израиль. Председатель комитета внешней политики и обороны бахрейнского парламента шейх Адель Аль-Муавада заявил корреспонденту газеты «Аш-Шарк Аль-Аусат» в ходе телефонного разговора, что «депутаты бахрейнского парламента, если они себя уважают, не смогут оставить без внимания подобную инициативу министра иностранных дел». Далее он сказал, что «депутаты бахрейнского парламента должны отреагировать на шаги министра иностранных дел в направлении сближения с Израилем». Шейх Адель также подчеркнул, что министр не мог действовать по собственной инициативе. Он должен был получить «зеленый свет от высшего руководства» страны.

Столкновения между депутатами парламента и министром иностранных дел шейхом Халедом происходили и ранее. Парламентарии не раз обвиняли министра в том, что он пытается нормализовать отношения с Израилем, однако министр все подобные обвинения отвергал. В недавнем интервью газете «Аш-Шарк Аль-Аусат» (сентябрь 2008 г.) шейх Халед заявил, что «Бахрейн действует в рамках единой мирной арабской инициативы, выдвинутой королем Саудовской Аравии Абдаллой бен Абдель Азизом на саммите арабских государств в Бейруте. Любая нормализация отношений между Бахрейном и Израилем будет происходить в соответствии с этой инициативой, предлагающей нормализацию отношений в обмен на мир».

Общественные организации Бахрейна также отрицательно отнеслись к предложению министра иностранных дел своей страны, которую они расценили как попытку нормализовать отношения с «сионистским образованием». Они осудили действия министра, которые «идут в разрез с устремлениями бахрейнского народа, неизменно оказывающего поддержку палестинскому народу, борющемуся против сионистской оккупации». В выступлениях представителей различных общественно-политических организаций Бахрейна также звучала мысль о том, что инициатива министра иностранных дел — это «практическое осуществление американского плана по поддержке сионизма» и «вне всякого сомнения, по поддержке проекта так называемого Большого Ближнего Востока, который направлен на то, чтобы сионистское образование стало частью региона Ближнего Востока». Они обвинили министра иностранных дел в том, что он игнорирует права арабов и мусульман в Палестине.

Конечно, предложение министра иностранных дел Бахрейна о создании единой региональной организации для всех стран Ближнего Востока, включая Израиль, — смелый шаг, который трудно принять бахрейнскому обществу. Идея о взаимодействии с Израилем должна быть подготовлена средствами массовой информации арабских стран и теми политическими силами, которые осознают неизбежность этого процесса. Показательно, что среди арабских государств, пытающихся сегодня наладить контакты с Израилем, находятся и арабские государства Персидского залива — Катар и Бахрейн, для которых Израиль уже не представляет опасности, а напротив, может сыграть роль противовеса воинственно настроенному Ирану.

Проблема Ирана была также затронута министром иностранных дел Бахрейна шейхом Халедом бен Ахмедом Аль Халифа в его интервью газете «Аль-Хайят». Корреспондент «Аль-Хайят» задал вопрос о том, «усилилось или ослабло вмешательство Ирана во внутренние дела Бахрейна?» Как известно, Иран претендовал на Бахрейн как на часть своей территории, и время от времени представители Ирана вновь поднимают этот вопрос. Кроме того, бахрейнские правящие круги обвиняли Иран в том, что он оказывает помощь экстремистским шиитским организациям, ведущим борьбу против правящего режима.

Ответ бахрейнского министра был обтекаемым. Он отметил, что обе страны поддерживают постоянные контакты друг с другом как соседние государства. В то же время он сказал и о том, что есть примеры вмешательства Ирана во внутренние дела его страны. Он пояснил: «Это публикации, связанные с конфликтными для обеих стран проблемами, это некоторые религиозные деятели, которые вмешиваются в эти проблемы, есть определенные политические силы, которые осуществляют вмешательство на конфессиональной основе, но мы не говорим, что Иран вмешивается. Мы считаем Иран важным для нас соседом, и мы уделяем внимание отношениям с ним. Мы призываем его поставить предел тем, кто пытается мутить воду».

Бахрейнский министр подчеркнул, что положение Ирана улучшилось, и угрозы военной операции против него сегодня не существует. Он отметил, что мировое сообщество, включая Соединенные Штаты, готово к переговорам с иранской стороной. Однако министр иностранных дел Бахрейна поставил вопрос об участии государств — членов Совета сотрудничества в этих переговорах на том основании, что они являются основными региональными игроками, и все вопросы, касающиеся региона, должны решаться при их участии.

В интервью министра иностранных дел Бахрейна содержалась также критика в адрес властей Великобритании, которые предоставляют политическое убежище бахрейнским гражданам, но он не пояснил, кого он имеет в виду. Он квалифицировал эти действия как вмешательство во внутренние дела Бахрейна. Действительно, многие оппозиционеры из стран Залива, в том числе и Бахрейна, находят приют в Великобритании и власти отказывают в их выдаче, аргументируя это защитой прав человека.

С правами человека связана и еще одна проблема, которая была затронута министром иностранных дел Бахрейна в его интервью. Это отказ Европейского союза завершить процесс заключения соглашения о свободной торговле между двумя региональными объединениями — ЕС и Советом сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ), которое находится на стадии обсуждения уже 17 лет. Представители ЕС видят основное препятствие в том, что в странах — членах ССАГЗ нарушаются права человека. Шейх Халед бен Ахмед Аль Халифа заявил, что выдвижение все новых политических причин для затягивания этого процесса означает лишь попрание суверенных прав государств — членов Совета сотрудничества.

Высказывания бахрейнского министра иностранных дел свидетельствуют о том, что сегодня малые страны региона Залива все активнее участвуют в решении региональных проблем и их позиции по этим вопросам должны быть приняты во внимание.