- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О роли Египта в обеспечении интернет-трафика между Европой и Азией

Большая часть интернет-трафика между Европой и Азией проходит по волоконно-оптическим кабелям, пересекающим Египет. В этой связи сейчас встает вопрос о том, смогут ли новые маршруты  через Израиль и Саудовскую Аравию преодолеть «узкое место Красного моря»? Данная постановка вопроса стала актуальной на фоне общего улучшения отношений Израиля с рядом арабских стран.  Существует лишь несколько исторически стратегических транзитных пунктов вокруг Средиземного моря: Гибралтарский пролив, Босфор и Суэцкий канал. Хотя Суэцкий канал был логистической жемчужиной  Египта с 1869 года, что принесло стране около 5,6 млрд [1] долларов  доходов только в 2020 году, на него приходится сейчас всего 8% мировых грузовых перевозок. Но географическое расположение Египта в качестве транзитной площадки опто-волоконного кабельного узла, связывающего Европу, Африку, Ближний Восток и Азию, гарантирует ему на сегодня прохождение  через него до 30% интернет-соединения всего  мирового населения. «Если вы хотите проложить кабели между Европой и Ближним Востоком в Индию, где самый простой путь? Это через Египет, так как там меньше всего расстояния для прокладки», — говорит Алан Маулдин, директор по исследованиям в телекоммуникационной исследовательской фирме TeleGeography в Вашингтоне, округ Колумбия. Египет, через свою государственную монополию Telecom Egypt (TE), успешно воспользовался своим практически монопольным положением, чтобы побудить кабельных операторов к транзиту через страну. «Это один из козырей Египта, как и пирамиды, которые никогда не выходят из моды. Они привыкли делать бизнес из транзита и туризма, но теперь они делают это с данными. Это цифровой Суэцкий канал, который торгует своим геополитическим положением», — сказал Хью Майлз, редактор журнала Arab Digest в Каире, в интервью Middle East Eye. На сегодня существует 10 кабельных станций на побережье Средиземного и Красного морей Египта, а также около 15 наземных пересекающих маршрутов по всей стране, из которых 10 управляются египетским телекоммуникационным гигантом, охватывающим регион, простирающийся от Средиземного моря до Сингапура, сообщает TE. Его центральная роль в глобальной связности — по оценкам TE, 17% интернет-трафика проходит через Египет, в то время как некоторые аналитики предполагают, что он может достигать 30%, соединяя между собой 1,3-2,3 миллиарда человек, — что уже привело к тому, что Египет уже считается «узкой точкой» для дальнейшего развития этой сферы. «Внутренне мы называем это узким местом Красного моря, поскольку у вас есть дюжина кабелей, соединяющих Азию с Европой и Африку с Европой. Это, по сути, плата, которую нужно заплатить, чтобы пройти через Суэцкий район, который занят из-за судоходства и технологических линий», — говорит Гай Зиби, основатель Южноафриканской исследовательской фирмы Xalam Analytics. Египетская монополия уже  вызывает серьезное беспокойство глобальных интернет-игроков, которые сетуют на то, что Египет взимает арендную плату за транзит  на 50% больше, чем другие транзитные кабельные маршруты. «Существует плата, которую они взимают за мощность, которая была снижена несколько лет назад. Существует постоянное давление, чтобы снизить уровень мощности  еще больше», — говорит Маулдин. Это не просто цена, которая имеет чисто техническое отношение к отрасли. «Проблема с Египтом заключается в том, есть ли вариант сбоя  или какая-то неопределенность в регулировании, которая блокирует трафик, поскольку это будет блокировать значительную часть интернет-трафика по всему миру. Вы вынуждены идти через Египет, что отчасти объясняет необходимость создания альтернативных путей и конкуренции. Лучший способ улучшить международную связь — это просто построить больше кабельных трасс», — говорит Зиби. Маулдин говорит, что Египет заинтересован в том, чтобы не было никаких сбоев в глобальном интернет-трафике, но индустрия хочет большего разнообразия.  За последние несколько лет через Египет был проложен целый ряд новых кабелей, включая Пакистанскую восточноафриканскую кабельную экспресс-сеть (PEACE), 2Africa и сеть Кейптаун — Каир. Но теперь новый маршрут между Индией и Италией, который, как сообщается, планируется Google — хотя все еще неподтвержденный — рискует подорвать монополию Египта. Согласно сообщениям, сеть «Блю-Раман» стоимостью 400 млн долларов будет состоять из двух соединенных кабелей. «Он должен был пройти от Генуи в Италии до Израиля, а затем обойти Суэцкий канал по наземному кабелю, ведущему в иорданский порт Акаба. Кабель «Раман» пройдет от Акабы через Саудовскую Аравию и Оман и через Индийский океан до Мумбаи. «Google, Facebook, гипермасштабируемые провайдеры — все они хотят иметь больше контроля над своим собственным трафиком, а не покупательной способностью на существующих кабелях. Нет ничего дешевле, чем владеть собственными мощностями», — говорит Зиби.  Если он будет построен, «Блю-Раман» станет серьезным геополитическим игроком, меняющим правила игры для кабельных сетей региона. Израиль в настоящее время не имеет связи с Ближним Востоком, полагаясь только на кабели из Европы в Тель-Авив и Хайфу. Перспектива этого проекта  уже вызвал фурор в Египте. Усама Камаль, египетский телеведущий, был отстранен от работы в декабре Верховным советом по регулированию СМИ после того, как обвинил [2] власти в коррупции и потере позиции страны в качестве оптоволоконного кабельного узла. Однако, как полагают эксперты,  «Блю-Раман» пока не окажет серьезного влияния на доминирование Египта в кабельном транзите или не подорвет EGP2 и не снизит 185,3 млн долларов, которые TE зарабатывает в год на оптоволоконных кабельных услугах. «Речь идет не о том, чтобы забрать трафик из Египта, а о диверсификации от TE, не избавляясь от TE», — говорит Зиби.  Таким образом, перспектива реализации этого проекта пока остается в большей степени «рыночной спекуляцией», которая получила новый стимул на фоне  ожиданий после  соглашений о нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем после «Авраамовых соглашений». Этот проект полностью зависит от региональной политики. Конечно, это отличная идея, и именно поэтому Google хочет это сделать, но он упускает из виду небольшую проблему ближневосточной политики — проекты не часто идут так, как планировалось из-за войн и других региональных проблем. Предполагается, что король КСА Сальман выступает против признания Израиля, что поставит перспективы Google cable в зависимость от того, станет ли наследный принц Мухаммед бен Сальман монархом. Вокруг этого  сейчас и идет основная борьба между Вашингтоном  и Эр-Риядом в рамках давления по делу Дж.Хашогги.  Одной из привлекательных сторон такой сделки для саудовцев был бы доступ к израильским ИТ-технологиям и технологиям наблюдения.  Это обстоятельство  и возможное  мирное соглашение укрепили бы жизнеспособность амбиций кронпринца в рамках программы Vision 2030 [3], которые включают проект Neom стоимостью 500 млрд долларов, граничащий с Красным морем, и недавно объявленный проект The Line стоимостью 200 млрд долларов [4]. ««Блю-Раман» вписывается в общую картину единства в регионе. Предполагается, что Neom будет сердцем этого процесса, когда четыре страны [Саудовская Аравия, Египет, Иордания и Израиль] соберутся вместе и будут работать вместе. Вы можете быть уверены, что саудовцы хотят быть подключенными к этому большому кабелю», — говорит Майлз. План Google по созданию [5] нового облачного региона Google в Саудовской Аравии, к которому королевство стремилось в рамках своих планов диверсификации цифровизации экономики, также является мотивацией. «Центр обработки данных будет связан с «Блю-Раман», и это, вероятно, одно из соображений, которое помогло оправдать инвестиции», — говорит Зиби. В то время как Google публично никак не комментирует перспективу реализации проекта  «Блю-Раман», но в январе с.г. компания подписала [6] сделку с TE на кабельную пропускную способность через Египет. «Сделка не обязательно является альтернативой кабелю «Блю-Риман», потому что новый план все еще не решает проблему узкого места», — говорит Сара Смирчак, независимый аналитик по политической экономии в Каире. Дело в том, что Google подключится к Северному кабелю TE, который проходит от южной Франции до Красного моря. «Это тот же самый общий маршрут, что и большинство кабелей, поэтому он не решает проблему чрезмерной зависимости от Египта и квазимонополии страны»,- добавил Смирчак.  TE собрал 10% своих доходов от кабелей в 2019 году и, похоже, останется главным монополистом в этом транзите, даже если «Блю-Раман» будет запущен. При этом эксперты отмечают, что  любая  сделка в рамках прокладки новых интернет-кабелей через страну выгодна военно-промышленному комплексу Египта. «Военные почти наверняка владеют землей, где будут проложены новые кабели для сделки Google», — говорит Смирчак. Президентский указ 2016 года поставил землю, пересекающую национальные дороги, под контроль Министерства обороны. В этой связи любые доходы от коммерческих сделок на этих землях пойдут в военную казну.