- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об экологической катастрофе на средиземноморском побережье Израиля

В Израиле уже не раз случались экологические катастрофы, связанные с разливом нефти. В основном это были проблемы связанные с устаревшим оборудованием на нефтеперерабатывающих заводах страны или же с ошибками при проведении планового ремонта израильского нефтепровода между Эйлатом и Ашдодом, а так же другие( см. «Экологические проблемы израильской нефтепроводной компания EAPC» от 1 ноября, 2021). При этом не раз случались разливы топлива с судов пришвартованных в израильских портах.

Однако впервые катастрофа произошла в море. 17-18 февраля на израильское средиземноморское побережье, от Рош га-Никра на севере до Ашкелона и Зиким на юге, штормом были выброшены сотни тонн нефтепродуктов. Общая протяженность полосы загрязнения около 160-170 км. Нефтепродукты достигли и побережья Ливана. Специалисты в области охраны окружающей среды говорят о самой тяжелой экологической катастрофе на побережье Израиля за последние десятилетия. По предварительным оценкам если  работы по очистке пляжей можно завершить в течение нескольких недель, то на то чтобы полностью устранить последствия этой экологической катастрофы, уйдут годы.

В результате загрязнения воды и прибрежной полосы погибло множество морских животных. 23 февраля правительство Израиля одобрило предложение премьер-министра Биньямина Нетаньяху и министра охраны окружающей среды Гилы Гамлиэль о выделении 45 млн шекелей на устранение последствий загрязнения нефтепродуктами средиземноморского побережья страны. Это решение должно привести к интенсификации работ по очистке пляжей. Но пока неизвестно, на что именно будут потрачены выделяемые средства и будет ли закуплена специальная техника для очистки морского побережья (ранее представители Минэкологии заявляли, что необходима ручная очистка).

В то же время выяснилось, что решение правительства о выделении 15 млн шекелей на Национальную программу готовности к разливам нефти и нефтепродуктов на море, утвержденное еще при премьер-министре Эхуде Ольмерте, так и осталось на бумаге, не получив ни шекеля финансирования.

Только 21 февраля в Министерстве экологии признали, что на момент экологической катастрофы Израиль не имел абонемента на получение информации от европейской спутниковой системы мониторинга загрязнений. По словам представителей министерства, срок действия предыдущего абонемента истек три месяца назад и велись переговоры о его продлении. Не факт, что наличие абонемента позволило бы предотвратить загрязнение побережья (штормовая погода и низкая облачность мешали работе спутников и возможной операции по очистке водной поверхности), но без абонемента шансов на это было еще меньше. Также выяснилось, что только половина прибрежных муниципалитетов принимают реальное участие в ежегодных учениях по отработке сценариев загрязнения, и даже у них серьезные проблемы с наличием оборудования и техники. В результате очисткой побережья вручную занимаются волонтеры и военнослужащие.

Управление парков и заповедников Израиля открыло центр регистрации добровольцев, предлагающих свою помощь по очистке побережья Израиля. Центры информации и регистрации действуют, начиная с 21 февраля, на следующих пляжах: Ахзив, Тель Дор, А-Боним, Бейт Янай, Шикмона, Пальмахим, Ашкелон. Заинтересованные могут записаться на специальной странице Управления парков и заповедников. Позднее записавшиеся получат сообщение о месте и времени начала работы. Работать добровольцы будут после подробного инструктажа по соблюдению правил безопасности при уборке нефтепродуктов.

Граждан, за исключением записавшихся добровольцев, просят не приближаться к загрязненным пляжам и не пытаться очищать их самостоятельно, поскольку эти действия требуют соответствующей подготовки и использования надлежащих защитных средств.

Министерство экологии, Министерство здравоохранения и Министерство внутренних дел опубликовали заявление, в котором гражданам Израиля предписано воздерживаться от посещения пляжей Средиземного моря с какими-либо целями до особого распоряжения. Запрет касается занятий спортом на берегу Средиземного моря, купания и отдыха.

В ходе проверок выяснилось, что разлив нефтепродуктов произошел с морского судна в 130 километрах от побережья Израиля. Европейские спутники показывали наличие нефтяного пятна в этом районе 5 февраля, а 11 февраля оно было зафиксировано спутниками уже в 50 километрах от израильского побережья. Кроме того, имеются два нефтяных пятна в районе между Кипром и Сирией. Изначально предполагалось, что речь идет о мазуте или о каких-то отработанных маслах. Анализы показали, что причина загрязнения – сырая нефть, что позволило сократить количество подозреваемых судов с 35 до 4.

На первом этапе по запросу министерства экологии Израиля в судебном порядке была запрещена к публикации информация о расследовании экологической катастрофы, связанной с выбросом нефти на средиземноморское побережье. В соответствии с решением суда, переданном в СМИ, запрещено публиковать любые детали расследования, включая сведения, которые могли бы идентифицировать подозреваемых. В частности, нельзя публиковать названия судов и портов их отправления, указывать маршруты их следования.

23 февраля суд частично удовлетворил иск с требованием снять или существенно сократить запрет на публикацию информации о расследовании обстоятельств разлива нефтепродуктов, приведшего к экологической катастрофе на средиземноморском побережье Израиля. Иск подали объединение журналистов, государственная корпорация телерадиовещания «Кан» и газета «Глобс». Согласно решению суда, до 28 февраля остается в силе запрет на публикацию методов расследования, данных участников расследования и любой информации, источником которой являются следственные органы. При этом суд разрешил публикацию любых журналистских расследований и других материалов, не полученных от официальных следственных органов.

Сразу после того, как стало известно о частичном снятии запрета на публикации по этому поводу, сайт N12/«Мако» опубликовал сведения о том, что одним из «подозреваемых судов» является танкер Minerva Helen, шедший под греческим флагом. 11 февраля это судно покинуло Порт-Саид (Египет) и направилось в сторону побережья Израиля. По версии, представленной в этой публикации, после разлива нефти танкер развернулся и вернулся в другой порт в Египте. В настоящее время Minerva Helen следует в порт Картахена (Испания).

Отметим, что в соцсетях танкер Minerva Helen как «главный подозреваемый» упоминался еще несколько дней назад. Но в СМИ эту информацию было публиковать запрещено. Подчеркнем также, что власти Израиля пока не возлагали ответственность за экологическую катастрофу на какое-либо конкретное судно. Однако после проверки танкера в порту Кипра с него были сняты все подозрения.

В дальнейшем после получения новой информации и анализа все данный в Израиле пришли к выводу, что к катастрофе причастен  танкер  Emerald. Прямыми доказательствами вины именно танкера Emerald Министерство экологии Израиля на данный момент не располагает, однако все косвенные доказательства, включая исключение из подозреваемых трех остальных танкеров, указывают именно на него.

Устаревший танкер Emerald (ему 19 лет), который не допускается в порты Европы и США, раньше носил имя EBN BATUTA, принадлежал государственной нефтяной компании Ливии и ходил под флагом Мальты. Незадолго до отплытия из иранского порта он сменил прописку на Маршалловы острова, а флаг – на панамский. При этом известно, что принадлежит танкер по-прежнему компании, базирующейся в Ливии.

Танкер Emerald – судно длиной 250 метров и шириной 44 метра, приняло на борт около 700 тысяч баррелей нефти в Иране или в Ираке 14-18 января 2021 года. 20 января судно прошло Ормузский пролив, а 31 января – Суэцкий канал. После этого почти на сутки судно пропало с радаров, выключив передатчик и двигаясь по направлению к Сирии.

С 3 по 14 февраля судно находилось в районе Сирии, а когда оно ложилось на обратный курс, его осадка свидетельствовала о том, что судно разгружено. Это означает, что в море у берегов Сирии произошла перекачка нефти на другое судно.  В этот момент видно и произошла утечка нефти, которые 17-18 февраля выброшены штормом на израильское средиземноморское побережье.  15 февраля Emerald уже снова в Суэцком проливе, 27 февраля – в Ормузском проливе, а накануне судно зашло в иракский порт Умм-Касем возле Басры.

3 марта министр экологии Израиля Гила Гамлиэль объявила на пресс-конференции в Иерусалиме, что к загрязнению нефтепродуктами израильского побережья Средиземного моря причастно «пиратское» судно Emerald, принадлежащее ливийской компании. «Это не просто экологическое преступление, это экологический терроризм», – заявила Гамлиэль. «Иран занимается террором не только с помощью ядерного оружия или пытаясь закрепиться на наших границах. Иран занимается террором, нанося вред окружающей среде. Наша борьба с загрязнением и нанесением вреда окружающей среде – это международная борьба», – говорилось в заявлении министра.

Специалисты Минэкологии Израиля, в отличие от министра Гамлиэль, не спешат заявлять однозначно, что речь идет о «терроризме». Они не исключают, что танкер Emerald слил нефтепродукты в море в результате технической неисправности. Но при этом подчеркивается, что доставка нефти из Ирана в Сирию была «пиратской». В Министерстве обороны Израиля заявляют, что это ведомство не принимало участия в расследовании и не располагает доказательствами того факта, что речь действительно идет об «экологическом теракте», и выразили удивление по поводу заявления министра экологии. Было отмечено также, что и израильская внешняя разведка Моссад в расследовании не участвовала. Напомним, впрочем, что ЦАХАЛ уже оказывал помощь Минэкологии в мониторинге Средиземного моря после загрязнения побережья нефтепродуктами .

На данном этапе власти Израиля не возлагают на Иран ответственность за этот инцидент, отмечает радиостанция «Кан Бет», но намерены добиваться выплаты компенсации.