- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О конференции «Цифровой мир» в Стамбуле. Часть 1

6 марта в Стамбуле состоялась Конференция под названием «Цифровой мир». Её организаторами выступила Ассоциация анатолийских медиа – структура, которая объединяет частные региональные медийные компании, включая телевизионные и радиоканалы, а также газеты.

Как можно судить из личного общения нижеподписавшегося с организаторами Конференции на этапе её подготовки, изначально мероприятие мыслилось в качестве ответа на «угрозу» со стороны альтернативных медиа и социальных сетей – медиа традиционным.

Очевидно, что зрительская масса и читательская аудитория все чаще уходят на цифровые площадки, отворачиваясь от «голубых телевизионных экранов» или используя их лишь в качестве своего рода «проектора», подключенного к HDMI разъему компьютера, чтобы смотреть тот же Youtube.

Разумеется, небольшие игроки – включая те же анатолийские медиа – оказываются в не слишком завидной ситуации. Когда зрители, а, следовательно, и рекламодатели вслед за ними, уходят в сторону новых медиа-площадок. Крупным медийным холдингам Турции так же приходится сталкиваться с такой угрозой, но они – и намного богаче, и более диверсифицированы в плане бизнеса, да и быстро могут освоить новые форматы вещания. Зато перед региональными СМИ – большие счета на оплату за частоты вещания Türksat и многое другое.

В полной мере, можно говорить о кризисной ситуации, которая возникла в региональных турецких СМИ.

Сегодня они, как правило, идут по пути того, что всячески подчеркивают свою лояльность действующему руководству страны, в частности, отмечая ту роль, которую они сыграли в ходе попытки военного переворота в ночь с 15 на 16 июля 2016 года. Когда региональные СМИ, как они сами отмечают, принимали непосредственное участие в мобилизации народа на борьбу с путчистами.

Разумеется, за этим, по их мнению, должна последовать поддержка со стороны руководства страны, которая должна вылиться в снижение цен на частоты вещания, а также в финансовые дотации – прямые и косвенные, в плане направления в региональные СМИ рекламодателей.

Однако, как можно судить, невзирая на то, что «столичные бюрократы» в Анкаре и признают важность региональных СМИ, включая и то, что те являются «культурным наследием и рупором» своих регионов, тем не менее, они предоставляют тем выкручиваться из сложившейся ситуации самостоятельно. Иными словами, если в том или ином органе вещания, в той или иной провинции, нет экономической состоятельности, то, по всей видимости, и не надо его поддерживать. Простая логика экономической целесообразности, которая сегодня доминирует в Анкаре в наши дни.

«Спасение утопающих – дело рук самих утопающих» и никакие рассказы про «помощь в ночь с 15 на 16 июля 2016 года», как представляется, здесь помочь не в состоянии. Турецкие руководители, конечно, могут выразить сочувствие и даже, в чем-то, помочь административно, но не будут спасть то, что само себя спасти не в состоянии. Тем более, когда есть примеры успехов турецких компании на ниве современных цифровых площадок и у них таких проблем не возникает.

Тем более, что главы региональных турецких СМИ – это люди прошлых поколений, которые не очень ладят с «цифрой». И, крайне редко, они оказываются в состоянии объяснить свои «отличия». В том смысле, почему зрители должны смотреть именно их и из-за какого уникального контента?

Патриотизм – патриотизмом, но местные зрители лишь только «из любви к искусству» не будут смотреть региональное ТВ, если там нет уникального контента, конкурентного как центральным СМИ, так и цифровым площадкам. Однако, как можно судить, главы турецких региональных СМИ идут по пути «эмоционального давления» на бюрократию и по пути простых просьб о деньгах и дотациях. Как мог заметить нижеподписавшийся в ходе пленарного внутреннего заседания Ассоциации, которое предшествовало непосредственно Конференции, почти все разговоры велись вокруг необходимости снижения цен и предоставления дотаций и крайне мало было речей про то, что такого можно предложить уникального зрителям / слушателям / читателям, чтобы не выбыть из игры окончательно. В общем, спасение индустрии видится, судя по всему, в субсидировании индустрии.

Собственно, это – та отправная точка, из-за которой и была замыслена изначально эта Конференция Ассоциацией турецких медиа: противопоставление традиционных СМИ – новым СМИ и поиск путей спасения тех небольших / региональных / традиционных СМИ, которые не имеют финансового рычага, чтобы выдержать нарастающую конкуренцию. Ну, не желают региональные СМИ в Турции становиться рудиментом прошлого.

Однако, как выяснилось Конференция «Цифровой мир», развиваясь сообразно своей собственной логике, вышла за рамки попытки решения узкой отраслевой задачи и действительно стала платформой, которая представила ситуацию с цифровизацией Турции и на которой прозвучали крайне интересные тезисы. Она стала, своего рода, встречей региональных анатолийских медиа, которые сидели в зрительном зале, с новыми игроками представителями новой индустрии.

Достаточно отметить, что мероприятие прошло в рабочем офисе Администрации президента Турции в стамбульском дворце Долмабахче и было поддержано Управлением по связям с общественностью АП Турции и лично её главой – Фахреттином Алтуном, которого следует считать одним из самых важных официальных рупоров Анкары, наряду, со спикером президента Ибрагимом Калыном. Центральные СМИ в Турции достаточно широко осветили прошедшее мероприятие и его основные тезисы, что также является показателем того, что мероприятие вышло с регионального на национальный уровень.

В итоге, мероприятие, которое было задумано со вполне конкретной отраслевой задачей, вышло на национальный уровень и, как оказалось, оно поставило не совсем те, а, возможно, и совсем не те вопросы, для которых оно было изначально задумано руководством Ассоциации анатолийских медиа.

В своем вступительном слове, глава Ассоциации анатолийских медиа Синан Бурхан отметил следующие измерения, которые призвана подсветить Конференция «Цифровой мир»: рекламное измерение, законодательное измерение (в плане контроля и надзора за цифровыми площадками – прим.), а также наступление глобальных площадок, включая сервисы Google и Яндекс, на площадки традиционные.

Следующим выступающим на открывающей, пленарной сессии мероприятии стал глава Верховного совета радио и телевидения (Radyo ve Televizyon Üst Kurulu) Эбубекир Шахин.

Он говорил о мировых трендах на цифровизацию и мобилизацию (в смысле перехода на мобильные устройства связи и доступа к информации – прим.). При этом, он подчеркнул достаточно важную мысль о том, что цифровые медиа и социальные сети не являются конкурентами традиционным средствам массовой информации. А, скорее, являются инструментами, дополняющими традиционные площадки.

В качестве новых трендов он указал на укореняющееся мнение о том, что существует недостаток контроль цифрового пространства.

Коронавирусная инфекция, в смысле перехода на карантинные меры, привела к тому, что увеличился объем просмотров / прослушиваний радио и телевидения. В этом смысле, COVID-19 стал, по словам докладчика, своего рода, фактором «не было бы счастья, да несчастье помогло». При этом, резко возрос спрос на площадки вещания, где зритель сам выбирает контент для просмотра («isteğe bağlı» и «seç ve izle», то есть, «основанные на желании» и «выбери и смотри»).

Отдельной темой стало все то, что связано с безопасностью и правами пользователя цифрового пространства. То есть, с личной кибербезопасностью зрителей / слушателей.

Как отметил докладчик, его ведомством проводится целый ряд исследований в плане использования цифрового контента, результаты которого, в определенном смысле, являются достаточно очевидными: буквально вся молодежь является активным потребителем информации, поступающей через цифровые каналы вещания, в том числе, через социальные сети. Докладчик, в этом смысле, привел цифру в 97% пользователей среди опрошенных в возрасте от 14 до 18 лет.

На самом деле, действительно, сложно представить себе тех, кто не пользуется новыми возможностями для доступа к информации и это — тот тезис, который в особом подтверждении не нуждается.

Хотя, надо отметить, что далее буквально каждый выступающий считал своим долгом дать цифры того, насколько распространены современные технологии среди различных категорий и групп населения. Разумеется, с тем чтобы показать, что «пользуются буквально все».

На самом деле, это как если проводить опрос среди населения на ту тему, пользуетесь ли вы телевизором, когда в каждом магазине уже были «голубые экраны» и они оказались уже в каждом доме. В какой-то момент, данная статистика утрачивает всякий смысл.

Так вот, ещё один момент на который обратил внимание докладчик, заключается в том, что бесконтрольная публикация контента приводит к тому, что есть множество пользователей социальных сетей и цифровых платформ, которые недовольны контентом, но не могут на это никак повлиять или даже выразить свое недовольство.

Согласно данным опроса, приведенным главой Комитета по радио и телевидению Турции, доля недовольных составляет приблизительно 25% (четверть, как отметил докладчик – прим.) опрошенных. Эти люди обеспокоены, по его словам, как ложными новостями, так и назойливой / неуместной рекламой.

И, наконец, более глобальная тема – это борьба с терроризмом, которая, как отметил докладчик, происходит не только в привычном для нас «физическом» пространстве, но и в пространстве цифровом.

На самом деле, от себя стоит отметить, что в Турции за последние годы предприняты большие усилия по тому, чтобы наладить постоянное сканирование цифрового пространства на предмет экстремистских заявлений и призывов к терроризму. И регулярно, результаты этой работы просачиваются в СМИ.

В качестве характерного примера, можно привести ситуацию с Эстабаном Андресом Венегасом Чавесом – гражданином Коста-Рики, который прибыл в Стамбул с целью присоединиться к Рабочей партии Курдистана (РПК), организации признаваемой в Турции и в ряде других стран террористической. Перед своим прибытием в Стамбул, упомянутый гражданин широко распространялся в социальных сетях на предмет своего намерения и искал выходы на РПК. Так что, не стоит удивляться тому, что в начале марта месяца, после своего прибытия в Стамбул, он был немедленно задержан турецкими органами правопорядка.

Мы не раз писали на страницах ИБВ о том, что Турция лишь только выглядит как страна, в которую легко попасть из-за её либерального визового режима, а, следовательно, предстает в образе страны, где можно делать все что заблагорассудится – никто на это не обратит внимание.

На самом деле, это – далеко не так: просто «настройки» у служб безопасности Турции работают несколько иначе, чем в той же России, и срабатывают по-другому. Однако, как показывают инциденты, даже последнего времени, турецкая система работает и работает достаточно хорошо, в том числе, в том же цифровом пространстве, мониторинг которого в Турции налажен. А турецкое законодательство, в плане ответственности за неуместный и ложный контент, постоянно совершенствуется в сторону усиления надзора и ответственности.

Следующим докладчиком стала глава Управления по связям с общественностью Администрации президента Турции проф. д.н. Фахреттин Алтун.

На самом деле, может возникнуть вполне законный вопрос, относительно того, как разграничиваются полномочия и зоны ответственности между ним и между спикером президента Турции Ибрагимом Калыном?

На самом деле, Ибрагим Калын – это человек, сопровождающий Реджепа Тайипа Эрдогана постоянно и участвующий во всех его поездках. Ибрагим Калын – автор статей и книг и, в этом смысле, он лишь подчеркивает то, что не является классическим технократом, который решает поставленные перед ним задачи, не имея собственной идейности. Лет пять назад в Анкаре даже активно циркулировали слухи о том, что Ибрагим Калын мыслится на место министра иностранных дел Мевлюта Чавушоглу, но последнему удалось отстоять этот пост в административной схватке.

На самом деле, Мевлют Чавушоглу – это, можно сказать, «последний из могикан», то есть чуть ли не последний представитель так называемой «старой гвардии» основателей правящей Партии справедливости и развития (ПСР), кто стоял у истоков движения вместе с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом. Можно сказать, что его 6-илетнее бессменное пребывание на посту главы внешнеполитического ведомства Турции является подтверждением того, что он справляется с возложенными на него задачами и пользуется высоким личным доверием со стороны турецкого президента. На самом деле, это – достаточно сложная задача, с которой Мевлют Чавушоглу, до сих пор, справляется. Чего нельзя сказать о других представителях «старой гвардии», многие из которых сегодня идут по самостоятельному политическому пути, вплоть до создания собственным политических партий и движений.

Тем не менее, Ибрагим Калын, который претендовал на пост главы внешнеполитического ведомства Турции, сохранил свой пост. И, как можно судить, ему на его посту дана возможность высказывать свои идеи и даже писать книги. В условиях «технократизации» турецкой бюрократии, надо сказать, это – большая редкость.

Что же до Фахреттина Алтуна, то здесь ситуация следующая.

В качестве главы Управления по связям с общественностью, можно заметить, что его реальная роль и влияние в Турции – заметно шире, чем разъяснение работы президентского офиса, как можно было бы подумать, если просто смотреть на название.

Речь идет о том, что ведомство Фахреттина Алтуна и он лично ответственны за ведение пропаганды и контрпропаганды, как на территории страны, так и за её пределами. Это — достаточно широкий предмет, который затрагивает такие вопросы, к примеру, как информационная борьба с РПК и с её ответвлениями, как в Турции, так и за её пределами.

Или, допустим, медийная отработка вопроса закрытия прокурдской Партии демократии народов (ПДН), которая, как можно заключить из действий турецкой власти, все же, подходит к своей закономерной развязке. Очевидным намерением Партии справедливости и развития является закрытие и запрет ПДН по обвинению в связях с Рабочей партией Курдистана.

Это, разумеется, — отдельный и весьма важный предмет, в том числе, и для Управления по связям с общественностью, который надо должным образом отыграть в медийном пространстве Турции и за её пределами. Должным образом, это значит содействовать перетоку избирателей, поддерживающих ПДН в нужном направлении. Нельзя одномоментно, лишить 6 млн сторонников ПДН голоса, не предложив им, как минимум, объяснения. Не говоря уже о том, чтобы убедить их в том, что они будут иметь возможность транслировать свои интересы через Партию справедливости и развития.

Оборотной стороной вопроса является возможная реакция на закрытие ПДН со стороны Запада. Сейчас, когда президент Реджеп Тайип Эрдоган представил свой пакет по демократизации турецкого общества, менее всего, Турции хотелось бы сталкиваться с обвинениями в том, что руководство страны занимается политическими преследованиями. Разумеется, на кону в этом вопросе – не отношения с Западом, как можно было бы подумать. Речь идет о намного большем – а именно о принятии новой Конституции страны.