- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О проблемных моментах в отношениях между Пакистаном и странами Персидского залива

По мере того как Индия укрепляет свои позиции, Пакистан пытается активизировать и наладить новые политические и экономические связи со странами Персидского залива. В конце января командующий пакистанской армией генерал Камар Джавед Баджва посетил Катар с двухдневным визитом [1]. Хотя эта поездка была заявлена как обычный визит, она состоялась после напряженного года в отношениях Пакистана и со странами  Персидского залива, что наводит на мысль о том, что Исламабад серьезно обеспокоен уменьшением своей роли  в архитектуре региональной безопасности. Пакистан и страны Персидского залива уже давно связывают узы, которые первоначально основывались на религии и стратегических связях, а затем переросли в экономические отношения. Военные отношения включают в себя подготовку кадров [2] и сотрудничество в области безопасности, в то время как экономические отношения в значительной степени связаны с общиной пакистанских трудовых мигрантов и их значительным присутствием в регионе. В течение некоторого времени политика Пакистана в Персидском заливе в основном была направлена на поддержание культурных и религиозных отношений, а не на создание устойчивых экономических связей. Исламабад предложил выступить посредником в урегулировании напряженности [3] между Эр-Риядом и Тегераном, избегая при этом втягивания в различные непрекращающиеся войны. Хотя энергетические ресурсы были определены в качестве приоритетных, общие усилия, направленные на улучшение экономических связей с Персидским заливом, оказались недостаточными. Пакистан уже давно позиционирует себя [4] как покровителя безопасности стран ССАГПЗ, и благодаря семейным связям [5] между представителями режимов стран Персидского залива и различными пакистанскими лидерами на протяжении многих лет Исламабад обычно воспринимается как надежный союзник, когда речь заходит о защите интересов аравийских монархий. Но в 2015 году, когда внутриполитические соображения помешали [6] Пакистану направить свои войска в Йемен, эти отношения приняли негативную тенденцию — особенно когда речь зашла о КСА и ОАЭ. Это позволило Индии, заклятому сопернику Пакистана, значительно укрепить свои позиции в Персидском заливе. Действительно, правительство Н.Моди стремилось укрепить связи с ССАГПЗ, что принесло свои плоды благодаря крупным саудовским инвестициям [7] в инфраструктуру и нефтяные проекты в Индии, а также сотрудничеству в борьбе с терроризмом. Становится все более очевидным, что Индия вытесняет Пакистан в тех областях, где у Пакистана раньше была фактическая монополия, например в экспорте рабочей силы [8]«Исторический» визит главнокомандующего индийской армией [9] в Персидский залив в прошлом году также подчеркнул растущую военную роль Индии. Изменение отношения стран Персидского залива к Израилю также косвенно влияет на отношения Исламабада с аравийскими монархиями. Пакистанское руководство открыто [10] отказалось признать Израиль, несмотря на давление со стороны различных влиятельных стран. В этом отношении прочные отношения между Индией и Израилем, которые имеют общие связи в таких секторах, как хай-тек, наряду с обороной [11] и разведкой, являются серьезным стимулом  для стран Персидского залива, официально устанавливающих связи с Израилем. Еще одна причина ухудшения отношений между Пакистаном и ССАГПЗ заключается в том, что Исламабад считает, что страны Персидского залива недостаточно громко осуждают «зверства индийцев» в Кашмире. В августе прошлого года Пакистан открыто критиковал [12] возглавляемую Саудовской Аравией Организацию исламского сотрудничества (ОИС) по этому вопросу.

Но главное в том, что  на фоне изменений, происходящих в Персидском заливе, особенно недавнего сближения ряда аравийских монархий и Израиля [13], Пакистан может предложить гораздо меньше, чем Индия. Пространство для конкуренции в Персидском заливе стремительно исчезает. В этой связи основная задача, которую перед собой ставит Исламабад  на этом направлении, это совсем не область безопасности. Пакистанские власти сейчас пытаются сосредоточиться на том, чтобы сделать класс пакистанских трудовых мигрантов более значимым в  Персидском заливе, поскольку эти государства составляют очень важный поток денежных [14] переводов. Наиболее практичным способом сделать это является тщательная оценка национальных планов модернизации стран Персидского залива — таких как Saudi Vision 2030 [15]Kuwait Vision 2035 [16] и Oman Vision 2040 [17] — и обучение работников навыкам, подходящим для сопутствующих проектов. Это обеспечит их конкурентоспособность на рынках труда стран Персидского залива. Во-вторых, пакистанские официальные лица должны изучить и определить потенциальные экономические ниши в Персидском заливе. Одним из направлений является агропромышленное сотрудничество: засушливые условия в сочетании с дефицитом воды в регионе Персидского залива делают продовольственную безопасность [18] постоянной проблемой. Поскольку сельскохозяйственный сектор [19] является сильной экспортной областью для Пакистана, предполагается сделать серьезные инвестиции в сельскохозяйственные исследования и повышение урожайности сельскохозяйственных культур, чтобы подключиться к пищевой промышленности стран Персидского залива. Помимо  традиционных партнеров, Пакистан также стремится продолжать расширять и пересматривать другие двусторонние отношения в Персидском заливе, такие как с Катаром, Оманом и Кувейтом. Позитивные шаги в этом направлении были отражены в соглашении от июля 2020 [20] года, в соответствии с которым Пакистан направил медицинских работников в Кувейт для оказания помощи в борьбе с пандемией коронавируса [21]. Внешняя политика Пакистана до недавнего времени не учитывала укрепление экономических связей со всеми странами Персидского залива. Но такие инициативы, как недавнее создание Пакистано-арабской федерации [22], показывают, что пакистанское руководство серьезно настроено на то, чтобы исправить прошлые ошибки. Самое большое окно возможностей Пакистана в настоящее время находится в Китайско-пакистанском экономическом коридоре [23] (КПЭК), флагманском проекте масштабной китайской инициативы «Пояс и путь». Страны Персидского залива уже выразили желание участвовать в этом проекте, поскольку он связан с их планами экономического роста в не нефтяном секторе.  С помощью таких мер, как налоговые льготы в специальных экономических зонах КПЭК, Исламабад пытается стимулировать страны Персидского залива  к  прямым иностранным инвестициям в Пакистан — то, в чем он отчаянно нуждается в условиях нынешнего экономического спада. Плюс ко всему  Исламабад планирует нарастить свою дипломатическую активность  на различных международных платформах, включая, прежде всего, ОИС, и отойти от позиции нейтралитета в рамках регионального противодействия по основной оси КСА-Иран.