- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

США изменяют политику нанесения ударов с использованием БПЛА в зонах локальных конфликтов

Президент США Джо Байден временно приостановил использование ударов беспилотников за пределами военных зон, где действуют американские войска, изменив политику эпохи Трампа, которая дала военным и ЦРУ большую власть в таких странах, как Сомали и Йемен. Любые удары беспилотников, планируемые против групп боевиков за пределами Афганистана, Сирии или Ирака, должны быть одобрены Белым домом, заявил в понедельник 8 марта официальный представитель Пентагона Джон Кирби. Он охарактеризовал эту меру как «временное руководство», которое было издано «для обеспечения того, чтобы президент имел полную видимость предлагаемых важных действий». «Это не должно быть постоянным, и это не означает прекращения ударов. Мы четко ориентируемся на постоянную угрозу со стороны насильственных экстремистских организаций. И мы явно по-прежнему намерены работать с международными партнерами для противодействия этим угрозам», — сказал он на пресс-конференции. За время своего пребывания на  посту президента Дональд Трамп отменил ряд ограничений на использование ударов БПЛА, включая правило, которое требовало от сотрудников американской разведки сообщать, сколько гражданских лиц было убито в результате удара беспилотника за пределами зоны боевых действий. Удары с использованием беспилотников быстро умножились после этого, став единственной формой операций в некоторых странах, где только небольшие группы американских спецназовцев были развернута в поддержку местных правительств, например в Сомали, где США сражались с исламистской группировкой «Аш-Шабаб», или в Ливии, где они противостояли «Исламскому государству» (ИГ). Правозащитные группы тогда раскритиковали этот шаг, заявив, что отсутствие прозрачности может «привести к увеличению числа незаконных убийств и жертв среди гражданского населения». В январе 34 родственника йеменцев, предположительно погибших в ходе операций США, включая шесть ударов беспилотников, подали петицию в международный орган по правам человека, чтобы определить, были ли эти смерти незаконными.

По данным Бюро журналистских расследований, число авиаударов США, включая удары БПЛА, проведенных в Сомали, более чем удвоилось в первый год пребывания Трампа у власти в 2017 году. В Йемене число американских ударов в этом году выросло более чем втрое. Сейчас эта политика меняется, причем новые руководящие принципы были срочно направлены в Пентагон  сразу же после 20 января, то есть прихода Байдена к власти. В рамках этой трансформации происходит и глобальное сокращение американских сил в той же Африке. На сегодня основное направление военных усилий сосредоточено по большому счету исключительно в зоне Африканского Рога, да и то с выводом американского спецназа из Сомали на базу в Кению. При этом глобальный пересмотр новой администрацией своей политики нанесения ударов с использованием беспилотников все еще находится на ранней стадии, и в настоящее время официальные лица собирают данные, такие как официальные оценки жертв среди гражданского населения в результате  военных ударов, так и в рамках операций ЦРУ  за пределами военных зон во время пребывания Трампа у власти.  Белый дом оценивает, стоит ли восстанавливать использование предыдущего распоряжения, требующий от правительства раскрывать, сколько гражданских лиц было убито в результате ударов каждый год,  которое было установлено бывшим президентом Бараком Обамой в 2016 году, но отменено Трампом в 2019 году. При этом ЦРУ не публикует данные о своих ударах, в то время как военные это якобы делают. Это не совсем так: в прошлом году «Эмнисти интернешнл» открыто обвинило АФРИКОМ в сокрытии данных об использовании беспилотников в Сомали. В целом с 1 февраля 2019 года по 31 марта 2020 года силы АФРИКОМ нанесли 91 воздушный удар по экстремистским группировкам в Сомали и Ливии, указано в докладе этой правозащитной организации. За этот период получены 70 заявлений о 27 возможных инцидентах с участием гражданского населения. Согласно этим заявлениям, число пострадавших в указанных случаях достигает 90 человек. По состоянию на 21 марта текущего года 20 предполагаемых инцидентов изучены и закрыты, 7 все еще находятся на рассмотрении. После этого в апреле американцы еще по меньшей мере трижды наносили воздушные удары по целям исламистов в Сомали. Сразу отметим, что точно установить количество погибших мирных жителей в результате таких налетов невозможно, но нас в данном случае волнует не этот аспект американской операции в Сомали, а его тактическая составляющая. А она заключается, если совсем схематично, в переносе основных усилий операций США не только на удары с воздуха с одновременным сокращением личного состава своих вооруженных сил в этом регионе, но и на функционирование военно-морских пунктов базирования с целью более активного использования возможностей военных моряков.

Во время слушаний по ее утверждению в январе директор Национальной разведки Аврил Хейнс заявила, что будет выступать за новый порядок, который будет сообщать «о нанесенных ударах и жертвах среди гражданского населения, вызванных всеми правительственными учреждениями США». Байден также сигнализировал о готовности отменить разрешение на применение военной силы (AUMF), которое Конгресс поспешно принял после терактов 11 сентября, что позволило Белому дому санкционировать военные удары без одобрения Конгресса. Таким образом, на сегодня новая администрация старается минимизировать возможные репутационные риски от применения беспилотников в зонах локальных конфликтов. Если брать глубже, то новое решение вызвано началом нового витка подковерной борьбы между ЦРУ и Пентагоном за право использовать  беспилотников. В время Б,Обамы это право у ЦРУ было если не отобрано, то серьезно сокращено. Трамп все вернул обратно, но теперь новая администрация снова пересматривает это решение: во многом это логично, поскольку распыление командования операциями с использованием БПЛА вносит в этот процесс ненужную раскоординацию. Отметим, что это трансформация касается только тех зон, где напрямую физически не присутствуют американские войска.  То есть, эта трансформация никоим образом не коснется Ирака, Сирии и Афганистана, где американские войска будут продолжать дислоцироваться.