- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливия: о вынесении Палатой представителей вотума доверия ПНЕ

10 марта Палата представителей выразила доверие Правительству национального единства, возглавляемому Абдель Хамидом Дбейбой. 132 депутата (абсолютное большинство) проголосовали «за», 2 члена парламента воздержались при голосовании и 36 отсутствовали на сессии, которая проходила в конгресс-холле комплекса «Уагадугу» в Сирте. Спикер Палаты представителей Акила Салех назвал этот день «историческим» для парламента, призвав правительство придерживаться даты выборов, назначенной на 24 декабря. В свою очередь, А.Х.Дбейба поздравил город Сирт и его жителей с «написанием истории против общего врага ливийцев», который был представлен в образе «разделения», заявив: «Я буду стремиться поддержать избирательную комиссию и выдержать крайний срок 24 декабря. Ливийцы вернутся друг к другу, и я буду рад, если удастся положить конец [разделению]». А.Х.Дбейба подчеркнул важность единства парламента на этом сложном этапе, добавив: «Мы хотим провести собрания парламента, поочередно, в Бенгази, Куфре, Мисурате и Триполи, и забыть о ненависти».

Безусловная политическая победа А.Х.Дбейбы, триумфатора всей этой истории наглядно демонстрирует насколько важна и первостепенна роль сплоченной организации, объединенной идеей и общим ее восприятием. На наш взгляд, в истории современной Ливии, с точки зрения его влияния на судьбу страны и народа, произошло событие, следующее по значимости после 1 сентября 1969 г и октября 2011 г. Мисуратцы, так уж вышло, оказались в роли партии большевиков в России 1917 г., идейно и организационно превзойдя всех своих противников. При этом, им удалось избегнуть лобового военного столкновения и с Триполи, и с Бенгази. Они всегда были, как бы, на вторых ролях, в тени, тем не менее добились успеха, демонстрируя изрядную политическую волю, сохранив впечатляющую военную составляющую и максимально использовав все преимущества своего положения: от образа города, пострадавшего в 2011 г. до возможностей, фактически, свободного «порто-франко». Не случайно, международные модераторы процесса стабилизации в Ливии сделали ставку на мисуратскую партию и, лично, на Абдель Хамида Дбейбу. Он за последние дни продемонстрировал навыки настоящего лидера, затмив и М.аль-Манфи и А.Салеха, заслуженно став адресатом многочисленных поздравлений. Нисколько не удивимся, если А.Х.Дбейба сохранит пост премьер-министра и в будущем правительстве или решит выдвинуть свою кандидатуру на пост президента страны. Феномен Мисураты, в современной ливийской истории и политологии, как мы уже писали ранее, в материалах сайта Института Ближнего Востока заслуживает отдельного освещения, пока же попытаемся сформулировать выводы по итогам работы Палаты представителей 10 марта.

Голосование по вотуму доверия ПНЕ прошло так гладко и быстро потому что на предыдущих этапах авторам процесса удалось последовательно нивелировать все «узкие моменты», т.е. заранее согласовать и распределить ресурсы, должности, сферы интересов и влияния между конкурирующими группировками пост-джамахирийской элиты.

Удалось эффективно, вначале блокировать, а затем перекупить самого опасного противника, опасного не с точки зрения организованного планомерного сопротивления, а рефлексии, в виде попыток провокаций – ЛНА. Сделано это было за счет создания Совместного военного комитета «5+5», путем вывода военных элит на отдельное поле для их прямого диалога. Туда, где они могли самостоятельно все обсудить и договориться, что и произошло.  При этом четко ограничен «ареал» и сроки пребывания иностранных военных контингентов, все еще остающихся в Ливии. Подчеркнем, без законного на то основания. Они могут еще какое-то время находится там, где никому не мешают. Если при этом кому-то нравится отмечать эти места красными флажками у себя на картах, представляя себе зоны собственного влияния в Африке, то, как говорится, «чем бы дитя не тешилось». Если даже до Каира дошло, что этот «трек» полностью бесперспективен. Доклад Миссии наблюдателей ООН относительно присутствия таких сил будет готов к концу марта, и кое-кого вполне могут попросить «на выход с вещами» уже громко, официально, не стесняясь, назвав и их национальную принадлежность. И установив для этого срок.

Все предыдущие демарши части депутатов, рассуждения о правомочности состава правительства, ангажированности тех или иных кандидатов на посты министров были не более, чем элементами политической игры, «сохранением лица» и то, что им не дали продлиться дольше, подтверждает кроме полной управляемости процесса еще и тот факт, что адекватные политики и население Ливии действительно устали от всей этой склоки.  К слову – никакого масштабного торга не состоялось: среди 36 отсутствовавших депутатов оказались все те, кто выступал с различными претензиями, в том числе, и в Женеве. Всех депутатов, от которых что-то зависело, должным образом «обработали» и подготовили еще в Схирате, Тунисе, Женеве, Гадамесе и Сабрате. Остальных просто проигнорировали, как и все демарши насчет квот, коррупции и подкупа.

Вотум доверия ПНЕ был вынесен в Сирте, на родине М.Каддафи, в зале конгрессов, где ранее заседал Всеобщий народный конгресс Джамахирии. Тем самым, в глазах большинства ливийцев состоялся момент легитимизации новой власти, отождествляемый с ее преемственностью. Кроме того, Сирт – практически, центр Ливии, ее населенной прибрежной части и равно уравновешивает Триполитанию и Киренаику.

Действующий глава Президентского совета правительства Фаиз Саррадж в 10 марта выразил готовность «передать задачи и ответственность новому правительству единства, чтобы закрепить принцип мирной передачи власти». Это было озвучено после того, как Палата представителей выразила доверие правительству, возглавляемому Абдель Хамидом Дбейбой, большинством голосов. Ф.Саррадж поздравил ПНЕ, сказав: «Я поздравляю Правительство национального единства с завоеванием доверия со стороны Палаты представителей и я желаю новой исполнительной власти успехов в выполнении своих задач и на пути к выборам». Он добавил: «То, что произошло сегодня, является важным шагом к прекращению боевых действий и разногласий», призвав всех «объединиться, сотрудничать, проявлять единство и терпимость во имя Ливии и ее возрождения».

Президентский совет ПНС выступил с заявлением, в котором также «благословил» Правительство национального единства за завоевание доверия Палаты представителей, выразив готовность передать ему полномочия. Временное ливийское правительство (Киренаика) поздравило преемников с достижением консенсуса, чтобы «положить конец политическому расколу и облегчить страдания ливийского народа». В заявлении из Тобрука, в частности, говорится: «Мы знаем, что ливийский народ страдает, и какие трудности ему приходится преодолевать в его жизни. И пришло время для него восстановить свои естественные права через этот национальный консенсус». В документе указывается, что правительство Ливии во главе с А.А.аль-Тани «полностью готово передать задачи и все министерства, компетенции, полномочия и правительственные учреждения Правительству национального единства, когда будут сформированы соответствующие комитеты».

Действующий министр внутренних дел ПНС Фатхи Башага заявил 10 марта, что «предоставление доверия главе Правительства национального единства Абдель Хамиду Дбейбе является историческим днем, когда национальное единство и забота о единстве Ливии были воплощены, положив конец разделению». Ф.Башага поздравил А.Х.Дбейбу на своей странице в социальной сети «Твиттер» за то, что сегодня он приобрел доверие, написав: «Я желаю главе Правительства национального единства успехов и достижений. Рождение Правительства национального единства, завоевавшего доверие Палаты представителей, демократического и цивилизованного вида – важный шаг вперед, для всех нас».

Премьер-миниср ПНЕ Абдель Хамид Дбейба сообщил, что его правительство принесет конституционную присягу 15 марта. Он указал, что приведение к присяге состоится в Конституционном зале Палаты представителей в Бенгази. Объявление даты и места приведения к присяге произошло вскоре после того, как ПНЕ заручилось доверием членов парламента после трех заседаний, проведенных депутатами, что косвенно свидетельствует о том, что этот вопрос был заранее согласован. Приведение ПНЕ к присяге в Бенгази символизирует признание места и роли Киренаики в единой Ливии, и будет благосклонно воспринято восточноливийской элитой.

Министр обороны Италии, Лоренцо Геррини в заявлении для прессы, переданном итальянским агентством «Нова» заявил, что приветствует вынесение вотума доверия ПНЕ, а достижение стабильности в Ливии остается приоритетным вопросом для его страны. Слова министра прозвучали во время слушаний, проведенных 9 марта перед итальянскими парламентариями в рамках обсуждения деятельности по военному сотрудничеству и согласованной поддержки операций по пресечению контрабанды и нелегальной миграции, проводимых итальянскими и ливийскими ВМС. Агентство отмечает, что Л.Геррини упомянул о важной роли европейской военно-морской миссии IRINI, возглавляемой Италией, которая основана на мониторинге эмбарго ООН на поставки оружия в Ливию.

Многие международные игроки поспешили приветствовать ПНЕ, возглавляемое Абдель Хамидом Дбейбой, получившее доверие членов парламента. Посол США в Ливии Ричард Норланд поздравил ливийцев с «формированием правительства, которое проложит путь к выборам», запланированным на декабрь. Посол ФРГ в Ливии О.Отша приветствовал «историческое голосование по оказанию доверия правительству», подчеркнув, что это большая ответственность для нового правительства.  ОАЭ поздравили ливийский народ с тем, что «Правительство национального единства завоевало доверие Палаты представителей, которая готовится к национальным выборам в декабре». МИД Франции заявил: «Мы тепло поздравляем Абдель Хамида Дбейбу, Палату представителей Ливии, ее спикера А.Салеха и весь ливийский народ с этим историческим днем». Посол Франции от имени президента Э.Макрона передал А.Х.Дбейбе пожелания успеха в «служении интересам единой, стабильной, суверенной и процветающей Ливию с целью проведения ливийских выборов в декабре». В свою очередь, МИД Турции призвал все ливийские стороны и международное сообщество поддержать правительство А.Х.Дбейбы,  подчеркнув, что «Анкара продолжит поддерживать ливийцев на пути к стабильности и единству». Великобритания и Испания поздравили ливийцев и А.Х. Дбейбу через свои посольства в Ливии, а Египет высоко оценил роль Палаты представителей в «выполнении своих обязанностей на этом этапе». Миссия ООН в Ливии так прокомментировала это событии: «Теперь у Ливии есть реальная возможность двигаться вперед к единству, стабильности, процветанию, примирению и восстановлению полного суверенитета». Миссия ООН высоко оценила Форум ливийского политического диалога после усилий, которые привели к этому историческому моменту в истории Ливии, а также все стороны, поддержавшие этот процесс, включая Совместный военный комитет «5 + 5», шейхов и старейшин племен, гражданских активистов, представителей общественности Сирта и всей Ливии.

10 марта главе Президентского совета Мухаммеду аль-Манфи позвонил президент Тунисской Республики, Кайс Саид и поздравил его с вынесением вотума доверия ПНЕ со стороны Палаты представителей подавляющим большинством голосов. В пресс-службе главы Президентского совета заявили, что М.аль-Манфи и К.Саид обсудили аспекты сотрудничества между двумя странами в различных сферах, а также усиление координации и сотрудничества по вопросам, представляющим общий интерес. В пресс-службе  отметили, что новый Президентский совет официально приступил к своим обязанностям «сегодня, в среду, 10 марта».

Премьер-министр Туниса, Хишам Мешиши поздравил своего ливийского коллегу с тем, что его правительство завоевало доверие Палаты представителей, отметив, что «обретение правительством такой уверенности – важный шаг на пути к политической и экономической стабильности в Ливии». Он подтвердил стремление Туниса развивать отношения с Ливией. Посольство Канады в Ливии направило в адрес А.Х.Дбейбы телеграмму в которой говорится: «Мы с нетерпением ждем работы временного правительства по подготовке к национальным выборам и быстрому улучшению условий жизни ливийского народа».

Дежурное «приветствуем» от МИД РФ, если и было озвучено, то поздно вечером, поэтому в сводки ливийских и мировых новостных агентств днем 10 марта, не попало.

Своего рода «вишенкой на торте» стала публикация в New-York Times развернутой статьи о ситуации в Ливии, в которой подчеркивается важность мира и стабильности в Ливии, как стране, располагающей значительными запасами нефти. Вот, собственно и ответ всем тем, кто утверждает о неспособности американской дипломатии адекватно действовать в регионе БВСА. Просто есть разные категории влияния и важности происходящих событий для жизненных интересов США. Если им соответствует восстановление на ближайшую перспективу стабильности в Ливии и сохранение ее унитарного устройства, они это успешно реализуют. Выбирая для этого оптимальный вариант, а не устраивая импровизаций или авантюр, как некоторые. Разумеется, найдутся те, кто будет утверждать, что поступают в Вашингтоне так, потому что «испугались усиления роли и присутствия России в Ливии». Допустим, что это так. Испугались. Но отреагировали оперативно, эффективно и профессионально. И чего в данном случае, в итоге, добилась РФ в Ливии?  Вопрос остается открытым.

Впрочем, предположим, обращать внимание на какое-либо присутствие РФ в Ливии, никто не собирался и не собирается. А.Х.Дбейба является олицетворением предельно прагматичной линии во внутренней и внешней политике Ливии и будет исходить при установлении отношений с международными субъектами из соображений пользы для свой страны и ее интересов. На сегодня РФ не в состоянии предложить Ливии ничего ценного, кроме продукции ВПК, но не располагает для этого на месте соответствующим политическим, административным, медийным и лоббистским ресурсом. Кроме того, вся мисуратская партия является сторонниками, а часть (в том числе, и лично, А.Х.Дбейба) – сторонниками и прямыми проводниками особых союзных отношений с Турцией. Что они, собственно, и не скрывали. Их сотрудничество скреплено огромными финансовыми интересами, десятками миллионов долларов и долгосрочными проектами.