- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ирано-иракское торгово-экономическое сотрудничество

Ирано-иракские торгово-экономические отношения в течение последних лет развивались весьма активно. Наиболее перспективными направлениями сотрудничества двух стран являются энергетика, транспортная сфера, строительство, сельское хозяйство и образование (подготовка кадров для Ирака).

Активный обмен делегациями разного уровня способствовал созданию правовой базы, необходимой для динамичного развития взаимоотношений двух стран. В ее основе — меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве в области энергетики, транспорта и перевозок, образования, промышленности, безопасности, сельского хозяйства, развития свободных экономических и промышленных зон, таможни, страхования, стандартизации, а также горнорудной промышленности. Их реализации содействует совместная ирано-иракская торгово-промышленная палата.

Развитие торгово-экономических отношений с Ираком Тегеран рассматривает в качестве одного из главных инструментов реализации своих политических планов в отношении этой страны, в том числе закрепления там своего политического влияния. На данный момент Багдаду по итогам мартовского визита М. Ахмадинежада (2–3 марта с.г.) на 50 лет на льготных условиях (после первых десяти лет ставка сокращается до 0,5% в год) предоставлен кредит размером 1 млрд долл. США.

Иран старается по возможности максимально удовлетворить возникающий в Ираке спрос на самые необходимые товары, даже если он сам испытывает нехватку в них. Так, в обмен на иракскую нефть Тегеран осуществляет поставки нефтепродуктов, которые сам вынужден импортировать. При этом иранские чиновники неоднократно говорили о том, что их страна готова полностью удовлетворить потребности своего соседа в горючем. Схожая ситуация складывается с поставками металлов, цемента и электричества из ИРИ.

Благоприятным фактором развития торгово-экономического сотрудничества являются идущие в Ираке восстановительные работы, что позволило иранским контрагентам активизировать свою деятельность. Испытывающий кризис перепроизводства в ряде строительных товаров (кафельная плитка) Иран активно использует большой спрос на иракском рынке для решения сложившейся проблемы.

Немаловажную роль играют контакты на региональном уровне. Наиболее тесное взаимодействие с коллегами из Ирака происходит у бизнесменов и представителей властей из таких провинций ИРИ, как Курдистан, Хузестан, Хоросан-Разави, Западный и Восточный Азербайджан. Иранцы в свою очередь уделяют особое внимание шиитским районам Кербелы и Неджефа, а также иракскому Курдистану в целом. Для обеспечения нужд местных и иранских предпринимателей в иракском городе Сулеймания планируется открыть представительство банков «Садерат» и «Теджарат».

Объем товарооборота между странами в 2007 г. достиг 1,5 млрд долларов, продемонстрировав сохраняющуюся тенденцию устойчивого роста. Предполагается, что в 2008 г. данный показатель выйдет на уровень 2,5–3,0 млрд долл. При этом, по мнению некоторых аналитиков, данные о товарообороте значительно занижены. С точки зрения представителей иранских деловых кругов, он уже достигает 4 млрд долл.

По их мнению, статистика якобы не только не учитывает контрабандный экспорт из Ирана, подхлестываемый низкими внутренними ценами, но и приводит искаженные данные об официальных потоках. Значительная часть скрываемой информации якобы касается продовольственных поставок (в первую очередь зерна). Иранские власти не стремятся афишировать реальные объемы своего взаимодействия с Багдадом, чтобы не раздражать оккупационные власти, и так озабоченные крепнущим сотрудничеством Ирана и Ирака. Необходимо отметить, что показатель в 4 млрд долл. не учитывает стоимость поставляемого из ИРИ оружия. Данный аспект ирано-иракского сотрудничества стал выходить из тени лишь недавно — после июньской встречи министра обороны Ирака А.К. Убайди и его иранского коллеги М. Наджара (8 июня с.г.), когда стороны договорились об интенсификации взаимодействия в данном вопросе.

Характерно, что особый упор при развитии торгово-экономического сотрудничества в Тегеране делают на создание зон приграничной торговли. Их число уже приблизилось к десяти. Только через рынок «Парвизхан» в 1386 иранском году (март 2007 – март 2008 гг.) в Ирак были поставлены грузы на сумму 470 млн долл. США.

Главными таможенными пунктами, через которые осуществляется циркуляция основного товаропотока, являются Мехран, Шаламче и Чазабе. В большинстве случаев доставка товаров происходит грузовым автотранспортом.

Значительную долю официальных поставок из Ирана составляют металлопрокат, руда, стройматериалы, пищевые продукты и бытовая техника. Ирак наравне с ОАЭ, Китаем, Японией и Индией входит в пятерку основных реципиентов иранского ненефтяного экспорта. ИРИ активно поставляет своему соседу автомобили “Саманд LX”, “Пежо Парс ALX” и “Пежо RD”. При этом главной статьей иранского экспорта в Ирак остаются сжиженный газ (1 тыс. тонн/день), керосин (2 млн литров/день), топочный мазут (400 тыс. тонн в год), дизельное топливо (по некоторым данным, около 2 млн литров/день) и электроэнергия (объемы поставок которой планируется довести до 800 МВт).

Основу иранского импорта формирует поставляемая по трубопроводу сырая нефть (100 тыс. баррелей в сутки), которую Багдад предоставляет в рамках заключенного с Тегераном договора. В соответствии с ним Иран обязывается поставлять в Ирак продукты ее переработки. Руководство ИРИ проявляет большой интерес к совместной разработке нефтяных месторождений в районе Персидского залива и на территории Ирака. В частности, этот вопрос поднимался в августе 2006 г. при подписании меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве двух стран в области энергетики. Однако иракские специалисты больше заинтересованы в развитии сотрудничества в уже существующем русле по схеме «нефть в обмен на нефтепродукты».

В Тегеране планируют принять участие в тендере на прокладку двух трубопроводов, по которым из Басры на НПЗ Абадана ежедневно будет поставляться 350 тыс. баррелей сырья в сутки. Сами иранцы на своей территории также развивают необходимую инфраструктуру. В частности, в Тебризе запланирована постройка нового НПЗ «Шахрияр» мощностью 150 тыс. баррелей в сутки, продукция которого пойдет на внешние рынки, в том числе и в Ирак. В районе Дерршехр в провинции Илам начато строительство перевалочной нефтебазы, на которой будут скапливаться нефтепродукты с НПЗ Абадана для их дальнейшей транспортировки в соседние провинции и Ирак.

В рамках ирано-иракского торгово-экономического сотрудничества перспективной и пока что незатронутой областью для взаимодействия является газ. По некоторым оценкам, Ирак обладает запасами «голубого топлива» в объеме 112 трлн куб. футов. Из них 2 трлн 150 млрд куб. футов находятся на месторождении «Аккас» в провинции Анбар, о готовности начать разработку которого силами отечественных и иностранных компаний было объявлено в Багдаде. При этом министр нефти Ирака Х. Шахристани в начале 2008 г. отметил намерение своей страны стать участником проекта «Набукко». Принимая во внимание заинтересованность руководства ИРИ в данном проекте и отсутствие у его соседа необходимых мощностей для создания инфраструктуры, можно предположить, что иранцы в данном вопросе попытаются пойти на сотрудничество с Ираком.

Другой сферой активного взаимодействия Багдада и Тегерана является электроэнергетика. Объемы ее поставок из Ирана постоянно растут, равно как и количество точек соединения энергосистем двух стран. Причем, если в начале 2007 г. иранское руководство говорило об увеличении числа общих ЛЭП с трех до семи, то после ввода в этом году в эксплуатацию линий Абадан – Харриса (Басра) и Мериван – Пенджвин (Сулеймания), в ИРИ заговорили о строительстве еще девяти ЛЭП. Также ведется диалог о возможной помощи иранцев в строительстве тепловых электростанций смешанного типа, работающих на газовом и жидком топливе, поставках необходимого электрооборудования для восстановления электрических подстанций и электросетей, а также подготовке иракских специалистов-энергетиков. Естественно, наибольшее предпочтение иранское руководство отдает развитию шиитских районов Ирака. Так, строительство с участием иранских компаний двух теплоэлектростанций мощностью 315–320 МВт каждая было начато в городах Ас-Садр близ Багдада (силами фирмы «SUNIR») и Неджеф-Ашраф близ Кербелы и Неджефа.

При развитии торгово-экономического сотрудничества со своим соседом Тегеран использует свои возможности значимого регионального транспортного узла. Доля иракских товаров в общеиранском транзите на начало 2007 г. составляла 11,7%. В этом ключе в ИРИ выражают заинтересованность в объединении транспортных сетей двух стран с явным расчетом на то, что Ирак может стать иранской сухопутной дорогой в арабские страны Благодатного Полумесяца и далее в Северную Африку. Для этого сейчас высокими темпами в ИРИ идет строительство автобана Шаламче – Хоррамшахр – Абадан – Махшахр, который должен связать порты провинции Хузестан с территорией Ирака, а также шоссе Илам – Хомейль – Керманшах, обеспечивающего выход к пропускному пункту Мехран.

В рамках совместного проекта прокладывается железная дорога Хоррамшахр – Шаламче – Басра протяженностью 35 км и оценочной стоимостью 14 млн долл. США, иранский участок которой должен быть завершен уже к марту 2009 г. (впрочем, по имеющейся информации, его строительство идет весьма медленными темпами и вряд ли завершится в назначенный срок). Рассматриваются также перспективы соединения железнодорожных систем двух стран и в других точках. Немаловажным проектом в рамках строительства железнодорожной ветки Хоррамшахр – Басра является замысел по развитию порта Бендер-Хомейни, а также строительства нового торгового порта в устье Шатт-эль-Араба – Арвандкенар.

Возможность создания транспортного коридора уже рассматривалась и на уровне ООН. Комиссия, курирующая регион западной Азии, в 2005–2006 гг. прорабатывала вариант создания пути Болгария – Стамбул – Анкара – Захо – Мосул – Багдад – Басра – Кувейт – Абу-Даби – Дубай – Фуджейра – Маскат – Салала с ответвлением от Басры на Иран, Пакистан, Индию и Западный Китай. Сам Иран вынашивает планы создания железнодорожного коридора, который мог бы связать западный Китай, страны Средней Азии, Иран, Ирак и Сирию с конечной точкой — средиземноморским портом Латакия.

В целом, иракское направление можно характеризовать как весьма перспективное и имеющее стратегическое значение для Ирана. При условии стабилизации внешнеполитической ситуации на региональном уровне и внутриполитического положения в Ираке объем взаимодействия двух стран будет продолжать расти.