- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливия: о проекте бюджетного предложения ПНЕ на 2021-2022 г.

В рамках бюджетного предложения, представленного главой Правительства национального единства Абдель Хамидом Дбейбой, которое он передал в Высший государственный совет и в парламент, бюджет Ливии составляет 96 млрд динаров, и  включает следующее: на зарплаты планируется направить 33 млрд динаров, «текущие расходы» оценены в сумму около 11 млрд динаров, на «развитие и проекты» выделяется более  22 млрд динаров, свыше 23 млрд предусматривается на «вспомогательные расходы» и 5 ммлрд динаров —  на «чрезвычайные ситуации». В предложении также предполагается, что после расчета всех доходов государства за этот год профицит бюджета составит более 14 млрд динаров, поскольку источники финансирования этих доходов в основном основывались на нефтяных ресурсах, а также на государственных доходах, таких как налоги, сборы за услуги и таможенные пошлины, а также включают прибыль Центрального банка Ливии, доходы от продажи топлива на местном рынке и гербовые сборы. В  доходную часть, также планируется включить  нераспределенные доходы от нефти за 2020 год, если таковые найдутся.

Расходы на «чрезвычайные ситуации» в этом предложении определяются из средств, предназначенных на борьбу с коронавирусом, на что была выделена сумма в 1,4 млрд динаров. Далее в «чрезвычайной» статье следуют расходы на выборы в размере 100 млн динаров. Расходы на техническое обслуживание объектов и имущества Генеральной электроэнергетической компании, определены в сумму, которая составила 700 млн динаров. Что касается расходов на субсидии, в предложении ПНЕ выделяется 3,5 млрд динаров на субсидирование лекарств и медикаментозных препаратов, субсидии на электроэнергию предусматриваются в размере 960 млн динаров, на санитарно-медицинское обслуживание планируется направить 600 млн динаров и в 6,2 млрд динаров оцениваются выплаты пособий многодетным и малоимущим семьям. В бюджетном предложении предусматриваются субсидии на топливо в размере 12 млрд динаров. Что касается раздела «развитие», то в предложении выделено 4,5 млрд динаров на «отраслевые проекты», 1,6 млрд динаров на «аспирантуры и образовательные миссии», 7 млрд динаров на проекты Национальной нефтяной корпорации, 4,5 млрд на проекты в области электроэнергетики и 250 млн закладываются на поддержку деятельности Управления «Великой искусственной реки».

ПНЕ в приложении к бюджетному предложению разъяснило основы и меры контроля, которые оно использовало при его подготовке, поскольку было определено, чтобы смета доходов была построена в соответствии с «четкими основами» и включала предложения по увеличению доходов и преодолению трудностей, с которыми государство сталкивается при реализации этих доходов, и было указано, чтобы доходы были оценены на реалистичной основе, а не с целью «их преувеличения или сокращения» с учетом обстоятельств, которые будут в 2021 году, а также основывались бы «на изучении факторов, влияющих на результаты генерации доходов, связанные с экономической деятельностью других государственных единиц, или на планах развития, которые, как ожидается, начнут реализовываться, с условием: не вычитать какие-либо расходы в обмен на получение доходов».

А.Х.Дбейба объяснил, что при разработке и внесении этого предложения правительство руководствовалось несколькими приоритетными моментами, включая акцент на решении проблем граждан в отношении получения государственных услуг путем поддержки и восстановления основных их секторов, таких как общественное здравоохранение, образование, водоснабжение и электроснабжение, а также стремлением рационализировать государственные расходы путем стандартизации процедур. Поставлена задача определить центры затрат в целях предотвращения инфляции и дублирования обмена в результате разделения институтов и прямых государственных доходов для их эффективного и справедливого использования, а также поддержки  квалификации государственных структур.  Новой власти поручено достижение стабильности безопасности по всей стране посредством восстановления и строительства институтов национальной армии, полиции, служб безопасности и контроля над ними. Ей предстоит проявить внимание к проблемам перемещенных лиц и восстановлению стабильности в городах и регионах, пострадавших от событий в стране в последние годы, и, наконец, провести реабилитацию нефтяного сектора, как основного источника финансирования общего бюджета, и энергетического сектора. Последний все прошедшие десять лет оставался без должной опеки со стороны государства, многие элементы инфраструктуры пришли в негодность и нуждаются в ремонте и модернизации.

Бюджетное предложение ПНЕ обсуждается в настоящий момент в кулуарах Палаты представителей и Высшего государственного совета, и время для его принятия еще не назначено. Член финансового комитета Палаты представителей Халифа аль-Дагари так прокомментировал ситуацию экономическому разделу портала «Сада»: «Есть два предложения по бюджету на 2021 год: первое — на 96 миллиардов, а другое, чуть больше, на 100 миллиардов динаров. На сегодня бюджет все еще изучается, и была созвана комиссия по подготовке бюджета, от которой были получены необходимые детали и подробности, после чего эксперты начали детализировать бюджет. Утверждение бюджета сложно организовать и провести на следующей неделе, потому что нам нужно время, чтобы разобраться с некоторыми вещами, так некоторые органы и компании, особенно Генеральная электроэнергетическая компания, претендует на очень большие суммы. Есть и другие большие суммы, которые необходимо обсудить, и мы хотим знать, где будут расходы, и убедиться, что при их выплате не произойдет коррупции, поскольку таковая процветала в предыдущих правительствах, будь то временное, или правительство согласия».

В прошлом году временное правительство не представило бюджет в Финансовый комитет Палаты представителей, и он был утвержден напрямую, «неверным способом» и без изучения, напомнил Рафи аль-Шавиш, директор Главного управления финансового контроля компаний Аудиторского бюро, заявивший на встрече с журналистами «Сада»: «Это было сделано бесцельно и бессмысленно. Коррупция — это не так, когда можно сделать ресурсы государства легкодоступными. Общепризнано, что бюджет глав и статей является контрольным бюджетом, поскольку он зависит от потолка расходов, который оценивается с большой точностью. Но в Ливии, в прошлый раз, для простоты принятия бюджетного предложения и утверждения ассигнований, было сделано с точностью  до наоборот, и вот это, как раз, и создало предпосылки для коррупции».

Сколько тогда денег ушло «налево», с учетом бытовавшей «самостийности» Бенгазийского филиала ЦБ, напрямую заказывавшего наличные динары на Госзнаке в Москве, подсчитать точно, видимо никогда не удастся, но речь может идти о миллионах динаров.

Темп активности, демонстрируемый лично А.Х.Дбейбой и его министрами, задает высокую планку для всех, без исключения, государственных механизмов власти в Ливии. Существовавший в стране раскол, уменьшается, буквально на глазах, а крепнущая Ливия притягивает к себе соседние страны, стремящиеся обеспечить себе в ней выгодные позиции для наращивания экономического и внешнеполитического сотрудничества.

МИД Франции подтвердил, что 23 марта, президент Эммануэль Макрон принял в Елисейском дворце председателя Президентского совета Мухаммеда аль-Манфи и его заместителя Мусу аль-Кявни. После встречи с  президентом Франции за обеденным столом, гости отправились в Каир, для встречи с президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси, сообщает итальянское агентство «Нова».

Действующий спикер парламента Акила Салех призвал к сохранению сотрудничества между Ливией и Италией и развитию двусторонних отношений между двумя странами, подчеркнув, что это «очень важно», поскольку Италия является ближайшей к Ливии европейской страной, и между ними существуют общие интересы. В заявлении, распространенном итальянским информационным агентством «Нова» 23 марта и цитируемом римской газетой La Stampa, А.Салех высказывает точку зрения, что «сотрудничество между Италией и Ливией должно быть сохранено, и необходимо продолжать развивать отношения и сохранять общие интересы между двумя странами».  А.Салех добавил, что премьер-министр Италии Марио Драги «сможет укрепить отношения с Ливией по всем направлениям благодаря органическому пониманию географии и социальной структуры страны», продолжив: «Мы, в свою очередь, будем поддерживать это так, чтобы поддерживать хорошие отношения и способствовать их полному восстановлению». Как известно, 21 марта, министр иностранных дел Италии, Луиджи Ди Майо посетил столицу Ливии Триполи, что стало первым визитом министра страны-члена Европейского союза к новой исполнительной и представительной власти Ливии.

На фоне системного игнорирования российским руководством процесса ре-интеграции Ливии и начала оформления ее нового облика, в ситуации, когда становится важен каждый день, очень нехороший для Москвы сигнал прозвучал из Брюсселя. Мы уже предполагали ранее, в материалах по Ливии, что парадигма военно-технического сотрудничества тогда еще ПНС, в Триполитании с Турцией и Италией, двумя важнейшими и опорным членами южного фланга Североатлантического Альянса, может трансформироваться в нечто большее, и вот, наше предположение получает новое подтверждение.

«НАТО возвращается в Ливию через новые заявления, похожие на заигрывание со страной, в которой оно присутствовало в 2011 году, в период революции против М.Каддафи» — сообщает ливийский новостной портал «218».  Новые заявления были сделаны генеральным секретарем НАТО, Йенсом Столтенбергом, который сказал, что альянс готов усилить работу по обеспечению безопасности в Ливии с приходом временного правительства к исполнению своих обязанностей, если ливийцы попросят об этом. «Мы приветствовали информацию о переходном правительстве и подготовке к выборам в декабре следующего года, и мы продолжим нашу поддержку мирного процесса, и мы также будем помогать в усилении работы по обеспечению безопасности, когда ливийцы решат сделать это», — заявил Й.Столтенберг на пресс-конференции в штаб-квартире НАТО, отвечая на вопрос по ситуации в Ливии. Есть, правда, мнение, которого придерживаются некоторые наблюдатели, и, видимо, только оно принимается в расчет в РФ:  заявления генерального секретаря НАТО  в которых говорится о создании региональных институтов обороны и безопасности, время от времени озвучиваются, но они, дескать, не отражают видение всех стран-членов НАТО, и представляют собой политические заявления, не имеющие ничего общего с реальностью. Альянс, мол, стал свидетелем раскола, проистекающего из турецкого-греческого конфликта, его военный истеблишмент почти парализован также из-за разногласий между ЕС и администрацией Д. Трампа во время его правления, в то время как многие надеются, что администрация Дж.Байдена устранит этот раскол.

Может быть и так, и Й.Столтенберг, как представляется некоторым, «пиарится», однако, с российской стороны не слышно вообще ничего: иногда складывается впечатление, что в Москве, время от времени, вообще забывают о существовании такой страны, как Ливия. Видимо, все заняты проблемами в Сирии.

Возвращаясь к бюджетному предложению правительства А.Х.Дбейбы, отметим мнение большинства обозревателей, считающих, что бюджет будет принят с минимальными корректировками, все-таки, мисуратские бизнесмены и управленцы очень неплохо умеют считать. Кроме того, обращает на себя внимание значительная социальная составляющая бюджета, перекочевавшая в него из джамахирийских бюджетов в почти неизменном виде: к хорошему, особенно за сорок лет, привыкли, и менять этот уклад никто не собирается, особенно, в преддверии декабрьских выборов.