- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Новые аспекты политики афганских властей по противодействию пандемии коронавируса

Благодаря прагматичным шагам, афганское правительство в первом квартале 2021 года умело сдерживает эскалацию пандемии коронавируса, что позволяет предпринимать аккуратные шаги по восстановлению экономической активности. В самом конце прошлого года Афганистан пережил достаточно умеренную «вторую волну» пандемии и с начала года приступил к открытию образовательных учреждений – в феврале возобновились занятия в школах, а с марта начинают работать в полноценном режиме местные университеты. В феврале страну также поступила первая партия вакцин «Астра Зенека» в размере 500 тысяч доз в виде гуманитарной помощи от Индии. Эти вакцины были распределены среди 600 медицинских центров по всей стране, что позволило правительству уже с прошлого месяца запустить процесс вакцинации. При этом афганский президент Ашраф Гани выступил с заявлением, в котором призвал обеспечить равный доступ всех стран к вакцине от коронавируса и анонсировал планы правительства вакцинировать не менее 40% населения страны «в течение ближайших нескольких месяцев2. Разумеется, расчет делается на помощь со стороны доноров. Ранее только в рамках инициативы ООН COVAX по поставкам вакцин в нуждающиеся страны Афганистану было выделено 112 млн долларов США на приобретение вакцин. В рамках COVAX, в ближайшие недели ожидается поставка первой партии в объеме 470 тысяч доз. По оценкам ООН, это позволяет покрыть вакцинацией 20% из 38-миллионного населения Афганистана. Кроме того, Китай планирует выделить Афганистану дополнительную партию вакцин по каналам двусторонней гуманитарной помощи.

Несмотря на позитивные новости, ситуацию с развитием пандемии не стоит переоценивать. Особенно это касается долгосрочных социально-экономических последствий коронавируса на развитие страны. Прерывание торговли, логистики и транспортировки в 2020 году уже нанесло непоправимый ущерб и привело к росту цен и повышению уровня безработицы. Только с июля-августа прошлого года возобновились пограничные торговые связи с важнейшими соседями – Пакистаном и Индией.  Фактически многие достижения и успехи социального развития Афганистана оказались сведены на нет, а число стоящих на пороге голода выросло с 2.5 млн до 5.5 млн человек с сентября 2020 года. Таким образом, Афганистан сегодня стал второй в мире страной по абсолютному числу населения в острой фазе недоедания и нуждается в срочном продовольственном обеспечении. По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), ситуация в сфере продовольственной безопасности сегодня соизмерима с сильнейшей засухой 2018 года, а общее число нуждающихся в продовольственном содействии афганцев достигло 17 млн человек. При этом каждый второй ребенок в категории младше пяти лет находится в состоянии недоедания.

Рост продовольственных цен под воздействием пандемии оказался стремительным, особенно в последние месяцы. Вероятнее всего он продолжится в ближайшие месяцы под воздействием климатических шоков и аномально высоких температур. Только за последний месяц, согласно оценкам Всемирной продовольственной программы ООН, цены на пшеничную муку в Афганистане выросли на 18%, бобовые – на 24%, сахар – на 22%, масло – 53% и рис – 20%. Рост цен также сопровождался падением покупательской способности фермеров и животноводов. Как показывают недавние исследования, главной причиной долговых заимствований афганцев является сегодня потребность в продовольствии (53% опрошенных).

Разумеется, в условиях политической нестабильности и продолжающегося конфликта с «Талибаном» афганское правительство сильно ограничено в своих маневрах по оказанию помощи населению. К этому следует прибавить высокий уровень коррупции и неэффективность государственных институтов. В итоге, по оценкам Международного валютного фонда, в 2020 году общие расходы правительства по оказанию содействия населению в рамках противодействия пандемии составили скромные 2.2% от ВВП. Это намного ниже, чем в большинстве развивающихся государств, не говоря уже о западных странах. Общий пакет составил в итоге около 30 млрд афгани (почти 400 млн долларов США). При этом к концу 2020 года расходы правительства на социальный пакет помощи последовательно росли и в итоге составили 15 млрд афгани (192 млн долларов США), тогда как на пакет здравоохранения (включая сооружение новых больниц для пациентов с  ковид) было израсходовано около 10 млрд афгани (128 млн долларов США).

В нынешнем году Кабул рассчитывает потратить на противодействие пандемии еще меньшие средства из бюджета. В общей сложности, на пандемию выделено 14.6 млрд афгани (190 млн долларов США), из которых 60% поступит на цели социального содействия афганца

Разумеется, помимо прямой помощи из национального бюджета, Кабул рассчитывает на поддержку населения по линии международных финансовых институтов и ООН. Только по каналам Всемирного банка в 2020 году Афганистану было выделено 22 млрд афгани (250 млн долларов), которые нацелены на содействие категориям населения с доходом на душу населения менее 2 долларов в день  — а это по сути универсальный инструмент, который охватывает более 90% населения страны.

Несмотря на предпринимаемые шаги по восстановлению экономической активности населения и неизменную донорскую поддержку со стороны финансовых институтов и доноров, социально-экономическое положение страны остается достаточно шатким и непредсказуемым. Помимо пандемии, на ситуацию давят климатические катаклизмы и ухудшение продовольственной ситуации. Сокращение поступления денежных переводов от афганских трудовых мигрантов – что также связано с воздействием пандемии – еще один фактор финансового давления на национальных бюджет. В этих условиях Кабулу придется в ближайшие месяцы активно маневрировать и повышать эффективность экономической политики, уповая  на то, что новой ощутимой волны коронавируса удастся избежать, что позволит вернуть социально-экономическую ситуацию в более управляемое русло.