- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Судане и Южном Судане: февраль 2021 г.

3 февраля суданские власти сообщили, что в восточном штате Гедареф вспыхнули волнения местных жителей, недовольных ростом стоимости жизни. Выступления начались с главного рынка административного центра штата и охватили ближайшие улицы, где их участники разграбили лавки и жгли покрышки. По данным местных властей, волнения начались после того, как кондукторы общественного транспорта в произвольном порядке повысили тарифы.

Местная общественная организация «Комитеты сопротивления Гедарефа» обвинила в грабежах сторонников бывшего президента Судана Омара аль-Башира, отстраненного от власти в апреле 2019 г. в результате массовых народных выступлений.

Штат Гедареф находится на границе с Эфиопией и считается житницей Судана. С ноября прошлого года он принял тысячи беженцев из эфиопской провинции Тыграй.

6 февраля Хартум предупредил, что планы Эфиопии приступить к второму этапу заполнения водохранилища плотины «Возрождение» (Gerd) на реке Голубой Нил представляют собой «прямую угрозу для национальной безопасности Судана».

Аддис-Абеба в июле 2020 г. заявила, что выполнила первый годовой план по заполнению водохранилища. Недавно она же сообщила, что приступит к второму этапу заполнения вне зависимости от того, будет ли достигнуто соглашение по этому спорному вопросу с Египтом и Суданом.

Как заявил для АФП министр водных ресурсов Судана Ясир Аббас, реализация планов Эфиопии «угрожает также жизням половины населения в центральной части Судана, ирригационным проектам и работе ГЭС в Розейре» на юге страны.

8 февраля премьер-министр переходного правительства Судана Абдалла Хамдок объявил состав нового кабинета министров. Как предусматривалось подписанным в октябре мирным соглашением с повстанцами, в правительство вошли 7 министров – выходцев из повстанческих групп, действовавших против прежнего режима. Как сообщил А.Хамдок на пресс-конференции в Хартуме, «мы пришли к консенсусу относительно 25 министров, что касается министра образования, то для его назначения потребуются дополнительные консультации».

Переходное правительство Судана и Суданский революционный фронт – коалиция пяти повстанческих группировок и четырех политических движений – подписали мирное соглашение в октябре 2020г. А.Хамдок продолжает усилия для того, чтобы к соглашению присоединились еще два повстанческих движения. Неделей ранее три представителя бывших повстанческих групп вошли в состав Суверенного совета, призванного руководить страной в переходный период.

«Формирование нового кабинета призвано избежать разрушения страны. Мы знаем стоящие перед нами вызовы, но мы уверены, что сможем двигаться вперед», — сказал он. По его словам, усилия нового кабинета будут сконцентрированы на восстановлении экономики страны. Предыдущий кабинет был распущен 7 февраля с тем, чтобы уступить место новому, более инклюзивному правительству.

В частности, в состав нового кабинета в качестве министра финансов вошел бывший глава «Движения за справедливость и равенство» Джибриль Ибрагим. Портфель министра иностранных дел получила Мариам ас-Садек аль-Махди – дочь последнего демократически избранного премьер-министра Судана, свергнутого в результате военного переворота в 1989 г.

Кроме семи министров, представляющих бывших повстанцев, два министра являются выходцами из армии, еще 17 – из движения «Силы за свободу и изменения», которое было мотором протестного движения, приведшего к уходу Омара аль-Башира.

Новое правительство появилось в Судане на фоне острейшего экономического кризиса, напряженности на границе с Эфиопией и недавних межэтнических столкновений в Дарфуре. Кровавые столкновения между арабскими и неарабскими племенами в январе в штатах Южный Дарфур и Западный Дарфур привели к гибели около 250 человек. Экономика страны была подорвана десятилетиями действий американских санкций, плохим управлением и вооруженными конфликтами. Внешний долг страны составляет 60 млрд долларов, инфляция в декабре 2020 г. составила 269%. На границе с Эфиопией сложной остается ситуация в районе Эль-Фашага площадью 250 кв. км, где обосновались крестьяне из соседней страны при том, что Хартум считает его своим.

9 февраля несмотря на назначение нового правительства в Судане вновь прошли манифестации против удорожания стоимости жизни. В столице штата Южный Дарфур г.Ниала дело дошло до разграбления лавок, полиция применила слезоточивый газ. В Порт-Судане студенты разграбили официальные здания. Власти связали случаи насилия в ходе манифестаций с действиями сторонников О.аль-Башира.

15 февраля Институт статистики Судана объявил, что уровень инфляции в январе превысил 300%. Напомним, что месяцем ранее этот показатель составлял 269%. Его рост в институте связали, в частности, с ростом цен на продукты питания. Заявленная цель Хартума – снизить до конца года уровень инфляции до 95%.

17 февраля на фоне роста напряженности на границе между Суданом и Эфиопией Хартум отозвал своего посла из Аддис-Абебы «для консультаций». Двумя днями ранее Судан обвинил Эфиопию в том, что та направила свои войска в спорный район Эль-Фашага. В Хартуме назвали эти действия «актом агрессии».

21 февраля Судан по настоянию МВФ ввел режим плавающего управляемого курса своей валюты, что было чревато очередным ростом цен и взрывом народного негодования. Хартум пошел на это с очевидной целью облегчить доступ к кредитам международных финансовых институтов типа МВФ, призванным подержать страну в деликатный переходный период.

К тому дню на «черном» рынке 1 американский доллар стоил свыше 400 суданских фунтов. По официальному курсу, за один доллар давали 55 фунтов.

Центральный банк Судана также ввел ограничения на использование валюты. С того дня было запрещено покидать страну, имея при себе сумму свыше 1 тысячи долларов наличностью.

 

Власти Южного Судана в связи с распространением коронавируса 3 февраля запретили на месяц религиозные и политические собрания, а также предписали закрыть большинство школ. Объявивший об этих мерах один из вице-президентов Хусейн Абдельбаги Аколь объяснил их «недавним развитием пандемии в стране». В три предыдущих дня были зафиксированы самые высокие с начала пандемии показатели заражаемости – 39 случаев 1 февраля, 54 – 2 февраля, 37 – 3 февраля. По словам вице-президента, силы безопасности получили соответствующие распоряжения с тем, чтобы следить за соблюдением введенных запретов.

Согласно официальным данным, с середины марта 2020 г. в Южном Судане были зафиксированы 4627 заболевших коронавирусом, 66 из них скончались. Эти цифры представляются малореальными, так как были выполнены всего 90 тысяч тестирований. Население Южного Судана составляет 12 млн человек. Большинство случаев заражений были зафиксированы в столице страны Джубе и в городе Нимюль на границе с Угандой, а также в лагерях для внутренне перемещенных лиц.

12 февраля Южному Судану вернули право голоса в Генеральной Ассамблее ООН после того, как он частично вернул свою задолженность перед международной организацией. Джуба была лишена права голоса в январе. По имеющимся данным, чтобы вернуть себе это право, Южный Судан должен был заплатить как минимум 22,8 тысяч долларов.

Статья 19 Хартии ООН предусматривает, что право голоса в Генеральной Ассамблее ООН приостанавливается, если страна задолжала сумму, равную или превышающую ее 2-летний взнос. США задолжали ООН около 1,3 млрд долларов, но к ним статья 19 не применяется. Ежегодный бюджет ООН составляет около 3,2 млрд долларов. Отдельный от него бюджет миротворческих операций – около 6,5 млрд долларов.

В целом, по состоянию на конец февраля было очевидным, что год спустя после формирования в Южном Судане правительства национального единства (22 февраля) тень гражданской войны продолжала висеть над этой страной на фоне острых разногласий между правящими элитами во главе с заклятыми «друзьями» Сальвой Кииром и Риеком Машаром, межобщинных столкновений и голода. Принцип разделения власти между С.Кииром и Р.Машаром был закреплен в мирном соглашении от 2018 г., формально прекратившем 5-летнюю гражданскую войну.

Через год после формирования правительства национального единства ему не удалось сделать что-либо по основным пунктам соглашения – избрать парламент, разделить министерские посты, создать единую армию из тех, кто ранее поддерживал действующих президента и вице-президента.