- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов развития военно-технического сотрудничества РФ и Алжира в области В и ВТ Сухопутных войск

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий пристально наблюдают за военно-техническими контактами Российской Федерации со странами Северной Африки, поскольку такие государства, как Арабская Республика Египет и Алжир являются наиболее дружественными официальной Москве в вопросах обеспечения присутствия в Средиземноморском регионе.

Внимание китайских специалистов обусловлено тем, что данные страны постепенно увеличивают размеры бюджетов национальных ВС и, по мере роста военных расходов, отмечается расширение их военно-технического сотрудничества с предприятиями оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации.

Согласно данных из открытых источников, начиная с 2013 г. военно-политическое руководство Алжира приобрело для нужд национальных ВС 203 основных боевых танка Т-90СА, 100 пусковых установок зенитно-ракетного комплекса «Бук-М2», 38 зенитно-ракетных артиллерийских комплексов «Панцирь-С1» и 12 пусковых установок оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер-Э».

Обозреватели китайских специализированных изданий указывают, что подобная приверженность российской технике обусловлена высокой надежностью и ремонтопригодностью продукции ОПК РФ.

Военнослужащие подразделений ВС Алжира накопили большой опыт эксплуатации основных боевых танков Т-72, Т-90 и другой техники, а значит внедрение и освоение новой техники российского производства не вызовет серьезных проблем у личного состава. Кроме того, продолжение закупок  вооружения и военной техники (В и ВТ) РФ позволит придерживаться устоявшихся схем тылового обеспечения.

В дополнение необходимо отметить, что В и ВТ российского производства проще интегрировать в единый боевой информационный контур в сравнении с продукцией западных стран.

Большинство китайских аналитиков высказывает мнение о том, что официальный Алжир продолжит не только увеличивать объем ассигнований на национальную оборону, но и нарастит закупки современного/новейшего вооружения в РФ, поскольку к настоящему моменту только российский ОПК способен производить технику, которая выдерживает суровые условия эксплуатации в Северной Африке. Кроме того, необходимо учитывать привлекательную стоимость такого В и ВТ, которая значительно ниже продукции ОПК стран ЕС или США.

В конце марта 2021 г. китайские специалисты получили информацию о начале поставок боевых машин поддержки танков под обозначением «Терминатор-2» из РФ в Алжир. Контрактом предусмотрена передача 300 БМПТ  для подразделений Сухопутных войск ВС Алжира.

Анализ публикаций в таких военно-технических изданиях КНР, как «Танки и бронемашины», а также «Современное вооружение» позволяет утверждать, что китайскими специалистами собрана исчерпывающая информация о проектировании данной боевой машины, процессе развития конструкции и возможностях боевого применения.

По данным китайских источников, толчком к созданию БМПТ первого поколения стал анализ потерь мотострелковых и бронетанковых подразделений СВ ВС РФ в рамках операции по восстановлению конституционного порядке в Чеченской Республике. К 2000 г. специалистам «УралВагонЗавода» удалось разработать и собрать БМПТ первой модификации, которая имела полную снаряженную массу 48 тонн, хотя вооружение у данной боевой машины не такое тяжелое, как у основного боевого танка Т-72Б3.

При создании БМПТ второй модификации конструкторам удалось снизить массу машины на 4 тонны, что в сочетании с двигателем модели В-84МС (максимальная мощность 1000 л.с.) и автоматической коробкой передач позволяет развивать максимальную скорость  65 км/ч и совершать марш-броски на дальность до 550 км.

Китайские специалисты на постоянной основе ведут сбор информации о случаях боевого применения БМПТ «Терминатор-2» в Сирийской Арабской Республике и полагают, что именно эта боевая машина благодаря широкой номенклатуре вооружения может эффективно вести, как наступательные действия, так и оборонительный бой с превосходящими силами противника. По оценкам китайских военных специалистов, полного боекомплекта БМПТ «Терминатор-2» достаточно для гарантированного уничтожения не менее 6 бронемашин и около 100 солдат вероятного противника.

Такие боевые возможности обусловлены составом вооружения, которое представлено тяжелыми противотанковыми управляемыми ракетами 9М120-1 (тандемная кумулятивная боевая часть) и 9М120-1Ф (фугасная боевая часть) комплекса «Атака-Т» — обеспечивают поражение тяжелой бронетехники вероятного противника на дальности до 6000 м. Как известно, первая модификация БМПТ была оснащена ПТРК 9П149 «Штурм-С» со сверхзвуковыми ракетами 9М114.

Китайские специалисты отмечают высокую надежность ПТУР 9М120-1 и 9М120-1Ф, которые позволяют бороться, как с подвижными, так и со стационарными, укрепленными целями.  Кроме того, экипаж БМПТ может применить автоматическую пушку 2А42 калибра 30 мм, которая позволяет вести обстрел на дальности до 4000 м, а также применять автоматические гранатометы калибра 30 мм и пулемет калибра 7,62 мм. для борьбы с живой силой противника.

Аналитики Китайской оружейной промышленной корпорации указывают, что конструкторы УВЗ постоянно работают над совершенствованием конструкции БМПТ, а именно повышают уровень бронезащиты в связи с широким распространением ПТУР во всем мире.

К настоящему моменту БМПТ модели «Терминатор-2» является единственной боевой машиной поддержки танков, которая проверена в ходе реальных боевых действий и именно это обстоятельство является решающим для многих военных специалистов при выборе техники под аналогичные задачи.

Представляется необходимым указать причины такой системной закупки официальным Алжиром продукции ОПК РФ. Во-первых, наблюдается рост напряженности в отношениях между Алжиром и Марокко – военно-политическое руководство второго признает только 165 км. государственной границы. Необходимо учитывать, что оба государства, фактически, разделяет 1350 км пограничной линии, незыблемость которой, вероятно, руководству Алжира предстоит поддерживать благодаря военной мощи страны.

Во-вторых, серьезную угрозу национальной безопасности Алжира представляет разномастное сообщество исламистов и террористов, действующих на территории соседней Ливии после падения режима Муаммара Каддафи. Следует отметить, что военно-политическое руководство Алжира старается не вмешиваться в вооруженный конфликт между противоборствующими ливийскими сторонами.

В дополнение к вышесказанному представляется возможным согласится с оценками китайских специалистов в том, что военно-политическое руководство Алжира даже при стабильных ценах на нефть делает выбор в пользу недорогой бронетехники и другого вооружения российского производства, которое прошло проверку в реальных боевых действиях и доказало свою эффективность. Системное перевооружение ВС Алжира указывает на значимость угроз военного характера, которые исходят с территории сопредельных государств. В ближайшей и среднесрочной перспективе стабилизации обстановки не предвидится.