- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильские эксперты и СМИ об отношениях между Израилем и Турцией. Часть 1

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, несмотря на непростые отношения с Израилем, в последние годы демонстрирует хорошее отношение к небольшой еврейской общине своей страны. 27 марта этого года он «сердечно» пожелал «всем евреям», и особенно еврейским гражданам Турции, счастливой Пасхи и «хорошей жизни»[i] [1].

Через два дня израильская проправительственная газета Israel Hayom, со ссылкой на высокопоставленного турецкого чиновника, сообщила, что Турция проинформировала Израиль о готовности направить посла в Тель-Авив, как только израильское руководство примет на себя обязательство одновременно послать в Анкару своего посла.

В канцелярии премьер-министра от комментариев отказались. В Министерстве иностранных дел Израиля эти сообщения прокомментировали на следующий день. Представитель МИДа заявил, что Турция не запрашивала у Израиля согласия на обмен послами[ii] [2].

Для оценки и понимания происходящих событий стоит совершить небольшой экскурс в историю. В ноябре 1947 г. Турция была в числе стран, которые выступили против плана ООН по разделу Палестины (резолюция 181 ГА ООН) и создания Государства Израиль. Однако после того как в марте 1949 г. Египет и Ливан подписали с еврейским государством соглашение о прекращении огня, Турция  стала первой мусульманской страной, которая официально признала Израиль, и в начале 1950 г. установила с ним дипломатические отношения.

Несмотря на сложные периоды, Турция – одна из немногих мусульманских  стран, которая никогда не разрывала связей с Израилем. В 1955-1958 гг. в приоритете турецкого руководства оказался Ирак (в рамках Багдадского пакта), но после совершенного там военного переворота в 1958 г., турецко-израильские отношения укрепились. Они ухудшились после Шестидневной войны 1967 г. и в 1980 г. Начиная с 1986 г. началось сближение сторон, и в период с 1992 по 2003 гг. считалось, что израильско-турецкие связи имеют особый статус. С 2002 г. после победы на парламентских выборах в Турции Партии справедливости и развития во главе с Р.Т.Эрдоганом и усиления исламистских элементов в турецкой политике, отношения между двумя странами стали напряженными. В 2010 г. начался самый серьезный дипломатический кризис в истории двусторонних отношений. Это произошло после штурма израильским морским спецназом турецкого судна «Мави Мармара» в составе т.н. «Флотилии свободы», направленной на прорыв израильской блокады сектора Газа. В результате столкновения пострадали турецкие граждане – 9 человек были убиты, 30 ранены, к тому же ранения получили 15 израильских военных. Турция отозвала своего посла из Тель-Авива и в обеих странах перед посольствами проходили демонстрации. После 6 лет кризиса правительства лидеры Израиля и Турции подписали соглашение о примирении, и стороны вновь обменялись послами.

В мае 2018 г. на фоне массовых беспорядков на границе Израиля с сектором Газа Турция объявила израильского посла Эйтана Наэ персоной нон-грата и потребовала от него немедленно покинуть страну. Ему пришлось пройти унизительную процедуру досмотра в аэропорту Анкары перед многочисленными телекамерами СМИ. В ответ на демарш Израиль выслал турецкого консула из Иерусалима (ответить выдворением посла не представилось возможности, т.к. Турция еще накануне отозвала для консультаций своих послов в Израиле и в США). При этом окончательного разрыва израильско-турецких дипломатических отношений не произошло.

В декабре 2020 г. турецкие официальные лица сообщили, что они намерены нормализовать свои отношения с Израилем. Намекая на премьер-министра Биньямина Нетаньяху Эрдоган сказал: «У нас проблемы с людьми на самом высоком уровне. Если бы с ними не было проблем, наше взаимодействие могло бы выглядеть иначе… Политика Израиля неприемлема, но мы заинтересованы в укреплении отношений»[iii] [3].

Таким образом израильско-турецкие отношения на протяжении всей истории были противоречивыми и сложными. Эрдоган часто сравнивал Израиль с нацистской Германией, осуждал «оккупацию» Израилем Западного берега р. Иордан и обращение с палестинцами, несмотря на то, что турки сами оккупируют Северный Кипр, северную часть Сирии и преследуют курдов[iv] [4].

В декабре прошлого года Эрдоган заявил, что «Турция хочет улучшить свои отношения с Израилем. Наше сотрудничество с Израилем в области разведки продолжается». Этому заявлению предшествовало предложение Израилю заключить соглашение о совместной морской границе. Вначале марта с.г. д-р Хакан Юрдакул, член правления Комитета по экономической политике при президенте Турции, посетил конференцию Европейского еврейского парламента (EJP), посвященную обновленной повестке дня между бывшими союзниками.

Как отмечает Israel Hayom, Израиль – не единственная страна на Ближнем Востоке, с которой Анкара хочет восстановить и нормализовать отношения. Поворот в турецкой внешней политике касается также Египта. Турецкие власти 20 марта с.г. приказали турецким телеканалам, связанным с «Братьями-мусульманами», немедленно прекратить критику Каира. По мнению Дэна Шмуэля Элмаса, редактора Israel Hayom, «это может указывать на то, что, если Израиль согласится восстановить отношения с Турцией, правительство Эрдогана может в той или иной степени постараться устранить или потеснить проживающих в Стамбуле высокопоставленных лидеров ХАМАСа, являющегося ответвлением «Братьев-мусульман». Ведь на данный момент основным предметом разногласий между двумя некогда союзниками остается присутствие официальных лиц ХАМАСа на турецкой территории»[v] [5].

В отличие от Каира, который официально отрицает сближение с Турцией, премьер-министр Биньямин Нетаньяху, выступая 10 марта с.г. на мероприятии своей партии Ликуд, подтвердил, что Израиль «ведет переговоры с Турцией» о природном газе в восточной части Средиземного моря. Премьер-министр также отметил, что Израиль ведет плодотворные переговоры с Египтом, Грецией и Кипром по вопросу экспорта газа в Европу.

Israel Hayom приводит мнение Карел Валанси, политического аналитика турецкой интернет-газеты T24. По ее словам, «Турция и Израиль так и не разорвали свои дипломатические отношения, несмотря на все негативные события, произошедшие за эти годы. Обеим странам удалось разделить экономику и политику и оказывать помощь друг другу в гуманитарных вопросах. Каналы связи всегда открыты, так что каждой из сторон было бы нелегко отказаться от взаимоотношений. Тем не менее, они значительно ухудшились, значит, для их восстановления необходима политическая воля и меры, направленные на укрепление доверия». «Двусторонние отношения между странами всегда были чувствительными в вопросе палестинцев. В то же время еще одним ограничением является личная неприязнь между двумя лидерами», – добавила она. Отмечается также «растущая изоляция Турции в регионе и ее натянутые отношения с США является катализаторами предложений Анкары по нормализации отношений с другими странами региона, включая Израиль».

По мнению Валанси, «Израиль не упустит возможность восстановить отношения с Турцией, но он хочет определенности в том, что касается намерений Анкары. Раньше Турция была жизненно важным партнером Израиля в сфере экономики, дипломатии и безопасности. Однако ситуация сегодня изменилась. В то время когда турецко-израильские отношения ухудшились, Израиль усилил контакты со многими другими странами на Ближнем Востоке и в Персидском заливе. Поддержка Анкарой ХАМАСа, ее растущий интерес к Иерусалиму и сдвиги во внешней политике означают, что Израиль должен действовать с осторожностью».

Д-р Хай Эйтан Коэн Янарочак, эксперт Иерусалимского института стратегии и безопасности (Jerusalem Institute for Strategy and Security, JISS) по современной турецкой внутренней и внешней политике, сказал Israel Hayom, что «вопрос не в том, хочет ли Турция нормализовать отношения с Израилем или нет, а в том, нуждается ли она в этом, – а она нуждается. Для Турции чрезвычайно актуальным вопросом является изменение ее внешней политики в отношении восточного Средиземноморья и Сирии. Влияние Ирана в регионе растет, и Турция, как и Израиль, хочет ограничить это влияние на сирийской территории. Между тем турецко-американские отношения ухудшаются с каждым днем. Поэтому Анкаре нужен Израиль как «мост» к Вашингтону, чтобы ослабить давление со стороны администрации Байдена».

Что касается препятствий на пути к нормализации отношений с Израилем, Янарочак указал на поддержку Анкарой ХАМАСа, что остается самой серьезной проблемой. «Однако это решаемая задача – Турция может предпринять необходимые шаги для удовлетворения требований Израиля по этому вопросу». По его мнению, то, как турецкое руководство обошлось с «Братьями-мусульманами», может произойти и с ХАМАСом. Это были лишь первые шаги против «Братьев-мусульман». Турция может предпринять важные меры, чтобы убедить Израиль в честности своих намерений».

[i] [6] Erdogan wishes ‘all Jews’ a happy Passover // Israel Hayom. 29.03.2021 — https://www.israelhayom.com/2021/03/29/erdogan-wishes-the-jewish-people-a-happy-passover/

[ii] [7] Israel denies getting request from Turkey to exchange ambassadors // Jerusalem Post. 30.04.2021 — https://www.jpost.com/middle-east/israel-denies-getting-request-from-turkey-to-exchange-ambassadors-663617

[iii] [8] «היחסים בהידוק מעוניינים אך,הדעת על מתקבלת לא הישראלית המדיניות «:ארדואן // Maariv. 25.12.2020 — https://www.maariv.co.il/news/politics/Article-810875

[iv] [9] Israel denies getting request from Turkey to exchange ambassadors // Jerusalem Post. 30.04.2021 — https://www.jpost.com/middle-east/israel-denies-getting-request-from-turkey-to-exchange-ambassadors-663617

[v] [10] Turkey tells Israel it is ready to exchange ambassadors again // Israel Hayom. 30.03.2021 — https://www.israelhayom.com/2021/03/30/turkey-tells-israel-it-is-ready-to-exchange-ambassadors-again/