- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Что стоит за частичным выводом американских сил из Саудовской Аравии

США начали реконфигурировать свои военные возможности в Персидском заливе и вывели из региона по меньшей мере три системы противоракетной обороны Patriot, сообщает The Wall Street Journal. Американские официальные лица сообщили, что по крайней мере одна противоракетная батарея Patriot была удалена с авиабазы «Принц Султан» в Саудовской Аравии, несмотря на неоднократные ракетные и беспилотные атаки со стороны Йемена и Ирака. Источники сообщили газете, что авианосец и системы наблюдения были перенаправлены с Ближнего Востока, отвечая на военные потребности в других местах, и дополнительные сокращения также рассматривались. Министерство обороны США не подтвердило это перемещение военных активов, но заявило, что продолжает оценивать «распределение ресурсов для операций США по всему миру в соответствии с приоритетами, угрозами и возможностями». «Не говоря о конкретных возможностях, мы продолжаем придерживаться стратегического подхода к распределению сил и регулярно вносим коррективы с учетом широкого ряда факторов», — заявила пресс-секретарь Пентагона Джессика Макналти.    В феврале Пентагон действительно объявил, что по указанию президента Джо Байдена он проведет глобальный обзор военной позиции, ресурсов, стратегии и миссий США. Байден обещал пересмотреть отношения Вашингтона с Эр-Риядом после тесных связей администрации Трампа с КСА, несмотря на спорные случаи, такие как убийство и расчленение саудовского журналиста Джамаля Хашогги в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле в октябре 2018 года. В прошлый четверг официальный представитель Госдепартамента Нед Прайс не подтвердил перемещение американских военных активов, но заявил журналистам, что администрация по-прежнему «привержена совместной работе, чтобы помочь Саудовской Аравии укрепить свою обороноспособность» против угроз своей территории со стороны Йемена и других стран региона. «Есть много областей, где мы считаем, что в наших интересах поддерживать стратегическое сотрудничество с Эр-Риядом, и это включает в себя совместную работу по сдерживанию и защите от угроз королевству, включая те, которые в конечном счете исходят от Ирана. Мы действительно хотим рабочего партнерства с саудовцами, чтобы помочь защититься от этой агрессии, положить конец войне в Йемене и принять другие вызовы «, — сказал Прайс.

С тех пор как администрация Байдена пришла к власти в январе, она работала над тем, чтобы положить конец войне Саудовской Аравии в Йемене, перейдя к блокированию масштабной сделки по наступательным вооружениям, которая была согласована во время администрации Трампа. Администрация Байдена также обнародовала доклад разведки, который подтвердил виновность наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана в убийстве Хашогги. Тем не менее, официальные лица администрации Байдена продолжают подчеркивать важность американо-саудовских связей и непреклонно заявляют о необходимости защиты королевства от продолжающихся ракетных и беспилотных атак. Вывод батарей Patriot, отход от модели  постоянного присутствия авианосцев и других военных возможностей означает, что несколько тысяч военнослужащих могут покинуть регион со временем. Примерно в конце 2020 года в регионе находилось около 50 000 американских военнослужащих, по сравнению с 90 000 в разгар напряженности между США и Ираном в 2018 году. В этой связи необходимо отметить несколько моментов.

  1. Начнем с того, что объявленный объем выводимых сил и средств США из КСА точно соответствует тем силам и средствам, которые были введены дополнительно в период администрации Трампа после крупной диверсии против саудовских нефтяных объектов в прошлом году. Напомним, что, несмотря на все заверения йеменских хоуситов о своей ответственности за это нападение с помощью ракет и дронов, американцы пришли к выводу, что атака проводилась с восточного направления, и скорее всего – с баз иранских прокси в Ираке. Именно в этой связи были размещены дополнительные средства ПВО, которые прикрывали именно восточное направление, а в Персидский залив были направлены авианосцы, что должно было означать готовность Вашингтона нанести превентивные воздушные удары по Ирану. Теперь эти инструменты ликвидируются, что является индикатором о том, что американцы: а) более не рассматривают угрозу нападения на саудовские нефтяные цели с этого направления как реальные; б) Вашингтон снижает уровень своего именно антииранского прессинга в регионе с учетом скорого начала консультаций по СВПД. Предварительные консультации сторон по началу переговоров по СВПД шли через посредничество Омана и Кувейта весь последний месяц, и они упирались в требования сторон о предварительных уступках. То, что мы видим на примере вывода американских сил и средств из КСА, можно смело отнести к такого рода уступкам.
  2. Речи о том, что США бросают своих саудовских союзников на произвол судьбы на фоне напряженных отношений вокруг личности Мухаммеда бен Сальмана, безусловно, не идет. Дополнительные силы выводятся, но само военное присутствие США в королевстве остается на серьезном уровне. Вашингтон сейчас действительно пересматривают свои отношения со странами Персидского залива и начали этот процесс с Саудовской Аравии. При этом Вашингтон подтвердил, что для него по-прежнему важны тесные политические, экономические и военные связи с Эр-Риядом — важнейшим американским партнером в арабском мире, однако сигнал на фоне доклада американской разведки о «деле Хашогги», отказа Байдена далее разговаривать лично с наследным принцем КСА, и блокировка поставки оружия, посланный королевству, читается достаточно легко. Адресатами этого сигнала стали также Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман.
  3. Кроме того, администрация Байдена исключила Ближний Восток из числа районов мира, наиболее важных для внешней политики США, что является результатом отхода от их монопольной зависимости от ближневосточной нефти. «Если составить список регионов, которые Байден рассматривает в качестве приоритетных, то Ближний Восток не попадет в первую тройку», — заявил один из советников президента. По его словам, среди нынешних приоритетов — «Азиатско-Тихоокеанский регион, Европа и Западное полушарие». «Это отражает двухпартийный консенсус по поводу того, что проблемы, требующие нашего внимания, изменились в связи с возрождением соперничества великих держав (включая Китай и Россию)», — уточнил чиновник.  Байден (а вернее – его политические советники) уже дал понять, что хотел бы распрощаться с прежними стереотипами, чтобы не поддаваться на политические обманки, подобные миражам в Аравийской пустыне.
  4. За этими шагами — намерение прекратить невольное участие США в опосредованных конфликтах между Саудовской Аравией и Ираном, которые только расширяют иранское присутствие и влияние в регионе. Вашингтон рассматривает Тегеран как своего противника, но заинтересован в том, чтобы в первую очередь купировать иранскую ядерную угрозу через возобновление ядерной сделки, а потом уже заняться другими связанными с ним проблемами, включая ракетную программу. Вооруженные конфликты, в том числе в Йемене, Ираке, Сирии, для этого не нужны. Да и Эр-Рияду в такой ситуации скорее пригодятся не наступательные, а оборонительные вооружения, включая системы ПРО и ПВО. Но и их сейчас частично США выводят из королевства. При этом вывод избыточных американских сил из КСА именно с восточного направления – это дополнительный сигнал Эр-Рияду о том, что Вашингтон будет готов выступать в качестве главного гаранта  безопасности КСА только в случае, если королевство будет поддерживать внешние инициативы США по СВПД и йеменскому досье.  А этого пока нет, отсюда и раздражение, и соответствующие предупредительные сигналы.