- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О докладе International Crisis Group о мирных усилий США и международного сообщества по урегулированию конфликта в Йемене. Часть 3

Местные организации гражданского общества говорят, что стороны постепенно замораживают  переговоры по доступу на дороге в Таиз, и что им становится все труднее обеспечить освобождение пленных в каждом конкретном случае, потому что и  хоуситы, и правительство Хади хотят получить максимально возможный рычаг влияния на переговорах под руководством ООН. Такие опасения усиливаются по мере того, как ООН готовится к потенциальным усилиям по осуществлению режима прекращения огня и продвигается к переговорам на национальном уровне, в рамках чего  она может обратиться за помощью к местным организациям, чтобы поддержать приостановку боевых действий в рамках своего «совместного» подхода,  но многие такие группы, возможно,  уже не захотят участвовать в этом процессе, который они не понимают и в котором у них нет права голоса. Кроме того, активисты гражданского общества в прошлом выражали озабоченность тем, что они могут стать заложниками доноров, которые стремятся сместить свои приоритеты в соответствии с международными моделями, что приведет к трансформации миссии от местных потребностей к международным требованиям. «Было бы пагубно, если бы [инициативы на уровне общин] были связаны с мирным процессом. … [Местные инициативы] изменятся, чтобы вписаться в повествование о мирном процессе и донорах. Это испортит подлинное гражданское движение, которое возникло в значительной степени без помощи доноров и международных организаций»,- говорится в докладе. Другие активисты утверждают, что иностранные дипломаты и доноры не желают использовать политический капитал с конфликтующими сторонами для создания пространства для гражданского общества в переговорах. Многие опасаются привлечь излишнее  внимание воюющих сторон, особенно хоуситов, которые активизировали свои усилия по подавлению инакомыслия в районах, которые они контролируют. Еще один активист отметил, что правительство Хади и его союзники были безжалостны в своих публичных нападках на женщин, которые агитируют за представительство по квотам в правительстве. При этом вовлечение женщин и организаций гражданского общества в усилия по прекращению войны в Йемене значительно улучшило бы перспективы достижения мира. Эти группы проявили себя и преуспели в посредничестве и разрешении споров в различных местах. Поскольку война все больше напоминает сложный кластер переплетенных конфликтов, такие голоса будут иметь решающее значение для местной стабильности во время прекращения огня и политического процесса.  Возможно, настало время для того, чтобы они активизировали свою пропагандистскую деятельность, поскольку государства-члены Совета Безопасности ООН проявляют растущий интерес  к новому подходу к прекращению войны и вскоре могут встретиться для обсуждения новых шагов, включая расширение участия в переговорах под руководством ООН. Многие активисты, похоже, согласны с тем, что лучший способ восстановить прогресс, достигнутый в переходный период после 2011 года, и объединить местные группы, что может обеспечить «низовой базис», необходимого для поддержки мирных переговоров на национальном уровне, было бы правильным установить квоты для политических партий и групп гражданского общества, а также женщин в политическом процессе под руководством ООН. Квоты могут применяться либо к хоуситам и правительственным делегациям, либо к включению независимых представителей в их делегации.  Но учитывая, что квоты вряд ли изменят суть переговорных позиций сторон, переговоры следует расширить, включив в них более широкий круг сторон. Кроме того, параллельный путь позволил бы женщинам, гражданскому обществу и другим важным, но до сих пор не представленным группам  иметь право голоса в планировании и осуществлении соглашения о прекращении огня, формате последующих политических переговоров и содержании политического урегулирования. Другими словами, это породило бы более эффективный процесс, в котором участники переговоров могли бы быть привлечены к ответственности более публично, оказывая тем самым позитивное давление на них с целью достижения компромисса. Аргументы против расширения переговоров больше не выдерживают критики. Некоторые официальные лица ООН и дипломаты утверждают, что добавление большего количества сторон в этот процесс, будь то вооруженные группы, партии или гражданское общество осложнило бы усилия по прекращению войны и продлило бы страдания йеменцев. Действительно, согласование квот, скорее всего, будет длительным процессом, поскольку это произойдет в преддверии Конференции по национальному диалогу. Дипломаты уже давно утверждают, что если война должна быть быстро закончена, а инклюзивный процесс национального диалога возобновлен в той или иной форме, то переговоры на национальном уровне не должны буксовать из-за добавления новых сторон. Тем не менее, по мере продолжения войны возник новый статус-кво, который правительство Хади и хоуситы, по-видимому, намерены поддерживать еще долго после прекращения боевых действий. Расширение базы переговоров будет представлять собой большую альтернативную стоимость, чем продолжение чисто двустороннего процесса. Если конфликтующие стороны будут продолжать отвергать прекращение огня и политические переговоры, аргументы против расширения на основе временных ограничений будут еще больше рассыпаться. Конечно, существуют пределы тому, насколько инклюзивным может быть эффективный политический процесс.  Чтобы найти золотую середину, потребуется действовать проактивно со стороны спецпосланника ООН и, вероятно, конкретные действия со стороны Совета Безопасности ООН. Теперь, когда положения Эр-Риядского соглашения о формировании нового, более инклюзивного правительства выполнены, основные вооруженные и политические группировки, выстроившиеся против хоуситов, а не только узкая группа, выбранная Хади и его окружением, должны иметь большее право голоса в том, что обсуждается на переговорах под руководством ООН. Новое правительство, которое объединяет группу Хади с ЮПС и связанными с ней политическими и военными группировками, является чрезвычайно позитивным шагом на пути к более устойчивому миростроительству. Но это не следует рассматривать как установление внешних границ репрезентации. Независимо от того, будет ли это успешным или нет, стремление к общенациональному прекращению огня, которому США дали новый импульс, не должно отвлекать посредников от требования более инклюзивного процесса. Квота была бы одним из способов дальнейшего улучшения ситуации. Если бы новое правительство ввело квоту для участия женщин на своей стороне в качестве представителей своих составных частей (например, в качестве членов различных военно-политических фракций, выступающих против хоуситов),  переговоры будут иметь более разнообразный набор точек зрения, даже если опасения по поводу политического контроля над теми, кто включен, будут сохраняться. В ноябре Гриффитс предложил 30-процентную квоту на переговорах на национальном уровне, но не стал призывать свою канцелярию или Совет Безопасности ООН обеспечить соблюдение этого правила, вместо этого заявив, что он «поощряет» стороны принять квоту добровольно. Другой или дополнительный вариант, заключался бы в том, чтобы Совет Безопасности ООН призвал бы к инклюзивному процессу посредством новой резолюции или заявления генсека, предоставляя спецпосланнику ООН четкий мандат на увеличение числа сторон, с которыми он непосредственно взаимодействует. В рамках заявления или резолюции члены СБ ООН могли бы четко сформулировать требование об участии женщин в переговорах по треку 1 и настаивать на более широких консультациях по существу соглашения.  В этот момент ключевые игроки, в частности КСА и хоуситы, возможно, уже заложили основу для мирного урегулирования путем тайных встреч, в результате чего было достигнуто соглашение, основанное исключительно на их узких интересах и вряд ли способное положить конец войне. Чтобы обойти эту проблему и подтолкнуть к более инклюзивному процессу на национальном уровне, ООН при поддержке других международных субъектов могла бы разработать параллельный путь переговоров между представителями местных органов власти, женских и молодежных групп и других организаций гражданского общества. Это направление послужило бы каналом для многих групп, оставшихся вне основного политического процесса ООН, для работы над широкой платформой приоритетов, чтобы подпитывать переговоры по треку 1. Отныне ООН и другие международные заинтересованные стороны могли бы взаимодействовать и наращивать потенциал среди широкого круга групп в рамках режима прекращения огня.  Это также помогло бы поддерживать прекращение огня и укрепить общественное участие в процессе под руководством ООН и в постконфликтном переходном процессе. Этот параллельный путь мог бы – и должен – развиваться независимо от того, что происходит в процессе по треку 1, а именно, даже если произойдет некоторое расширение числа сторон, включенных в переговоры на национальном уровне, и даже (возможно) если процесс под руководством ООН застопорится. Он не должен рассматриваться как дополнение. Согласно оптимальному варианту, группа представителей этого параллельного направления, отобранная участниками, с установленной квотой для женщин-представителей, которые будут иметь четко определенную роль в обсуждении трека 1 и обладать чем- то вроде права вето по существу окончательного политического урегулирования. В результате основные воюющие стороны будут вынуждены вести переговоры с гораздо более широким кругом действующих лиц. Эта группа могла бы обсудить, в какой степени реализованы итоги Конференции по национальному диалогу 2014 года, которые, как утверждают все стороны, включая хоуситов, поддерживают, а проект Конституции 2015 года, который является более спорным, может стать основой для постконфликтных политических рамок.  Основы для такого подхода уже существуют. Многочисленные местные неправительственные организации и организации гражданского общества на местах и за пределами Йемена работают над различными вопросами — от экономики до безопасности и прав человека. Многие из них уже участвуют в диалогах по треку 2, а некоторые разработали свои собственные рекомендации для ООН и других. Главная задача состоит в том, чтобы определить, какие группы следует задействовать, а затем разработать механизмы диалога по существу соглашения. Часть этого процесса потребует оказания помощи группам в повышении их способности поддерживать прекращение огня и механизмы миростроительства, а также убедительно аргументировать конкретные положения в рамках осуществимого политического урегулирования. Доноры могли бы направить больше средств на укрепление местных организаций, предоставляющих услуги и участвующих в миростроительстве, исходя из того, что они считают местными приоритетами. ICG в прошлом выступала за создание под председательством ООН международной контактной группы по Йемену. Такая группа могла бы управлять разделением труда между донорами в целях финансирования и мониторинга таких инициатив, разработки параллельного переговорного пути и принятие его статуса на максимально близкой к равноправной основе с процессом трека 1. Государства-члены ЕС играют огромную роль в поддержке местных инициатив, поэтому было бы разумно, чтобы Европейская служба внешних действий взяла на себя ведущую роль в этом случае. Такое направление можно было бы также разработать в координации с ООН, чтобы оно не рассматривалось как второстепенное мероприятие, но независимо от канцелярии спецпосланника ООН. Одна из идей заключалась бы в том, чтобы консорциум йеменских групп взял на себя инициативу под европейским наставничеством. Такой консорциум может быть более эффективным в выработке коллективного подхода к миростроительству в Йемене, чем должностные лица ООН, которым поручено использовать успешные местные инициативы в своих собственных интересах. Хотя изменения в политике США в Йемене обнадеживают, они вызвали беспокойство у некоторых йеменцев. Эта группа опасается, что США в основном сосредоточены на том, чтобы вывести себя и Саудовскую Аравию из войны. Они опасаются, что США могут просто положить конец «большой войне» между хоуситами, с одной стороны, и правительством Хади и Саудовской Аравией, с другой, оставив без внимания локальные «малые войны», которые ведутся среди йеменцев, и отказавшись от довоенного перехода Йемена к демократии. Дискуссия о роли гражданского общества и женщин в мирном процессе указывает на вопросы о том, каким должен быть мир в Йемене и чьим интересам он должен служить. Содержание любого соглашения будет отражать интересы тех, кто его заключил. Если оставить в стороне значительные группы избирателей, окончательное урегулирование не только отодвинет их в сторону, но и лишит стимулов поддерживать жизненно важные местные инициативы по стабилизации и миростроительству, которые могли бы привести к перемирию или нарушить его. Не менее важно и то, что международные заинтересованные стороны в Йемене должны задаться вопросом: насколько надежным и долговечным может быть любой набор переговорщиков, который упускает из виду перспективы большей части населения страны? Американские официальные лица говорят, что США находятся в Йемене надолго. Они согласны с тем, что мирный процесс должен быть инклюзивным. Но чего пока не хватает, так это четкой архитектуры для такого процесса. Помимо того, что США настаивают на прекращении огня, они могут и должны выступать в качестве катализатора в разработке этой архитектуры.