- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о заявлении 104 отставных адмиралов ВМС Турции. Часть 2

4 апреля с.г. группой из 103, по другим данным – 104, отставных адмиралов ВМС Турции было опубликовано официальное обращение к турецкой нации. Опубликовано это обращение было в лучших традициях турецких путчистов прошлого – ровно в полночь.

Стилистика обращения идеально подходила по то, чтобы рассматриваться, как минимум, в качестве напоминания действующей власти о «славных традициях» прошлого, когда правительства в Турции назначались и свергались военным страны. Последние рассматривались в качестве особой турецкой касты. И, похоже, что не только у турецкой власти, в лице президента Реджепа Тайипа Эрдогана и его Партии справедливости и развития, наблюдаются «фантомные боли» на любого рода похожие проявления, но и у самих военных «старой школы» наблюдаются «старые рефлексы» и тоска «по добрым старым временам». Разумеется, замешанная на чувстве долга, и на том, что происходящее в стране, по их мнению, контрастирует с тем, о какой стране грезил основатель и первый президент Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк.

В вышеупомянутом письме, как мы писали, как минимум, затрагиваются следующие темы: Конвенция Монтрё, Канал «Стамбул», полномочия президента страны по выходу из международных договоров (без получения на это согласия Великого национального собрания /Меджлиса/ Турции, волевым единоличным порядком – И.С.), Лозаннский мирный договор, освещение упомянутых выше вопросов в СМИ и в социальных сетях, роль ВС Турции в поддержании Конституции в её нынешнем (!) виде (то есть, включая так называемые неизменяемые статьи Конституции, где, в частности, упоминаются принципы Ататюрка – И.С.), ценности Ататюрка их проекция на роль армии, в том числе, на этапе подготовки, защита безопасности Турции и отстаивание её интересов на просторах так называемой «Синей Родины», а также обеспечение, ни много ни мало, выживания Турции. При этом делается недвусмысленное указание на «риски существования и угрозы», с которыми может столкнуться страна, в том случае, если она продолжит следовать своему нынешнему курсу.

Про форму этого обращения мы поговорили в предыдущей части нашей публикации, которая доступна по ссылке ниже и даже привели текст обращения отставных турецких адмиралов и ответный пресс-релиз, опубликованный со стороны Вооруженных сил Турецкой Республики (ссылка на Часть 1 публикации: http://www.iimes.ru/?p=76471 [1]).

Содержание, конечно же, но не в последнюю очередь и форма, этого обращения привела к тому, что запущен механизм следственных действий в отношении «декабристов» (или точнее «апрелистов» — И.С.), опубликовавших это воззвание, со стороны турецкой власти. Последняя не раз уже за последние годы продемонстрировала свою готовность действовать самым решительным образом, не отвлекаясь на всякий «сантименты».

Немного про тайминг обращения. Сразу же отметем в сторону все те заявления, что якобы совсем не случайно 104 адмирала за 104 дня до 15 июля, когда в 2016 году состоялась попытка переворота, публикуют такое обращение (математику оставляем в стороне – она сходится с большой натяжкой – И.С.). Типа, в этом прошит глубокий намек действующей власти, которая может его расшифровать как предупреждение себе о повторении тех событий 2016 года. Все же, это из разряда «сказок» про «в черном-черном городе».

Тем не менее, если говорить серьезно об этой стороне вопроса: Вооруженные силы Турции, за последние полтора десятка лет, подверглись серьезным кадровым чисткам на предмет удаления из них cначала кемалистов старой школы, а потом уже и гюленистов. Причем, что характерно, ранее вторые использовались как средство для замещения первых, что есть совсем другая история. Равно как и вторые ударными темпами с 2016 года замещаются третьими – уже новой армейской элитой, которая должна быть полностью провластной.

Так что, не говоря о том, что эти 100 с лишним адмиралов являются отставниками и не имеют ни власти, ни полномочий, вряд ли, они пользуются сочувствием со стороны сколь-нибудь высокопоставленных воинских начальников.

Скажем даже больше, нынешнее руководство страны так умно обернуло ситуацию, что даже и главная оппозиционная Народно-республиканская партия не выказывает сочувствия и не демонстрирует единодушия и единомыслия со старой военной элитой. Более того, что характерно, она занимает такую позицию, будучи партией самого Ататюрка. То есть, являясь, по сути, «политическим крылом» при наличии и «военного крыла» — «корпуса стражей заветов Ататюрка».

Сделало это руководство страны путем операции, хирургической по своей точности, которая началась как обличение старой военной элиты в путчах, казнях и притеснениях верующего населения страны.

Далее, последовали сплошной чередой судебные процессы и разоблачения по множеству дел, среди которых выделяются инициирование и участие в военном перевороте 1980-го года, а также заговоры с целью свержения действующей власти, получившие кодовые названия «Бальоз» и «Эргенекон». За этим последовало уже замещение старой военной элиты на новую. Как можно судить, в немалой степени, в этом приняли участие турецкие религиозные секты – тарикаты, включая, прежде всего, секту беглого проповедника, проживающего в США, Фетхуллаха Гюлена.

После попытки военного переворота в 2015 и в 2016 году, произошла, в том или ином объеме, реабилитация ранее осужденных военных. Тогда руководство страны заявило, что имела место быть вопиющая провокация против Вооруженных сил Турции, с целью их дискредитации перед властью и населением. Последовал ряд оправдательных вердиктов для людей, но не для практик прошлого – под которыми подразумеваются не только попытки военного переворота, но и публикация манифестов, подобных рассматриваемому нами в этом материале.

Итог: репутация военных в глазах населения сохранена. Правда, с той лишь разницей, что это – другие военные и они играют другую, не сопоставимую с прошлым, роль в жизни страны, будучи полностью подконтрольны власти.

Однако, к настоящему времени, окончательно уже дискредитированы практики прошлого. Кроме того, вбит «осиновый кол» между старой армейской элитой и кемалистской Народно-республиканской партией. Вторые отмежевались от первых и продолжают этот делать. Как показала та же реакция оппозиции на опубликованное выше письмо. Кроме того, не стоит забывать и того факта, что «старая военная гвардия» отнюдь не молодеет. Не будем заниматься подсчетами среднего возраста «апрелистов», подписавших воззвание к турецкой нации. Достаточно лишь того, что все они находятся в отставке по причинам возрастного свойства. И на их место приходит совершенно другой военный корпус.

Иными словами, фиксируем, что это обращение было сделано очень не ко времени. В том смысле, что оно было, в лучшем случае, обречено лишь только на сочувствие этой «пантомиме «напрасный труд»».

Причем, сочувствие — не официальное или же в форме заявлений на тему существующей в стране «свободы слова». Типа, каждый имеет право на то, чтобы написать коллективное письмо или самовыразиться в той или иной форме. В конце концов, формально разбирая документ, нетрудно убедиться в том, что там нет призывов к свержению власти в стране и речь не идет о том, чтобы «выводить людей на баррикады». Нет также и нарушения своей «должностной инструкции». В конце концов, все подписавшие письмо – отставники, они не связаны присягой и необходимостью действовать строго по уставу. Тут, конечно, задается встречный вопрос: все эти отставные генералы и  адмиралы, пользуясь свободой слова, выступают в СМИ, на телевидении и в прессе, а также в социальных сетях – записывают ролики в Youtube и ведут аккаунты в Твиттере и никто им этого делать не мешает. Можно выражать свою обеспокоенность, «не опасаясь пагубных последствий». Но когда собираются вместе 100 адмиралов, пусть даже и отставных, – это уже серьезная политическая заявка. Тем более, что, для сравнения, можно привести и такую цифру: по состоянию на июль 2020 года в Турции насчитывалось 247 генералов и адмиралов, в общей сложности. И сразу становится понятен смысл обращения для действующей власти.

В общем, никакой сутевой поддержки «апрелистам», просто по определению нынешней ситуации, прийти ниоткуда не может. И, что самое главное, что изначально (!) на эту поддержку адмиралы рассчитывать не могли. То есть, нельзя списать эту ситуацию на ожидание того, что кто-то выскажется в поддержку их заявления из числа оппозиции.

Кемалистская Народно-республиканская партия дистанцировалась, выражаясь мягко, от военных в Турции на протяжении последних двадцати лет. Неужели, можно было рассчитывать, что в данном случае они вдруг изменят свою, достаточно четкую позицию? При том, что, вообще говоря, у руля стоит бессменный глава Народно-республиканской партии Кемаль Кылычдароглу. То есть, смены политики, допустим, от смены человека у руля, ожидать не приходится.

Иными словами, получается, что адмиралы действовали не в расчете на поддержку оппозиции и не в расчете на консолидацию оппозиции. Тогда возникает закономерный вопрос относительно побудительных мотивов, которые заставили «апрелистов» обратиться с подобным воззванием. Не в расчете же на том, что адресат – турецкая нация – отреагирует в той или иной форме и «выйдет на улицу».

Если посмотреть на вопрос с другой стороны, то возникает вопрос того «кому выгодно?». Иными словами, кто выиграл от того, что подобное воззвание прозвучало?

О высказываниях конкретных политиков – представителей политических партий скажем чуть позже. Сейчас же ограничимся тем замечанием, что оппозиция, вряд ли, выигрывает от подобного заявления. Поскольку, власть, сразу же, может попытаться связать оппозиционную кемалистскую Народно-республиканскую партию с военными и заявить о том, что те опять тянут страну в «темное прошлое». При том, что оппозиция рассчитывает, после своей победы на муниципальных выборах в Стамбуле и в Анкаре, что она победит действующую власть в нормальном демократическом процессе. Причем, сделает это буквально на ближайших выборах 2023 года. И что власти не поможет даже её мало чем ограниченный административный ресурс. Тем более, что страну трясет от коронавируса, а, как мы понимаем, такая тряска и последствия её для экономики способы в корне изменять политический ландшафт.

А вот власть от подобного воззвания, вполне возможно, что и выигрывает. На фоне больших экономических трудностей в стране, власти нужна объединительная повестка.

Главным источником консолидации турецкого электората турецкая власть, в особенности все последние годы, рассматривает угрозу безопасности страны, как внешнюю, так и внутреннюю.

Мы не раз писали про те внешние угрозы, про которые в Турции говорят. Нередко турецкие власти даже воздерживаются от того, чтобы называть конкретно, кто является источником угрозы для нее. Достаточно сказать, что «некоторые силы» «перепуганы» ростом могущества и, как следствие, влияния Турции в мире. И так «всем понятно», где сидят те самые «враги роста могущества Турции», без лишних слов, которые могут лишь вызвать дипломатический скандал. Впрочем, иногда и говорится про США и Европейский союз, точнее, отдельные страны ЕС, включая Францию, Грецию и Республику Кипр. Про страны региона – это отдельная история. Не будем забывать про нынешний уровень отношений Турции с теми же Израилем, Египтом, ОАЭ и КСА. Отдельная тема – это гражданская война в Сирии и официальный Дамаск с его взглядом на нынешнюю турецкую власть. Как в теперь уже старой турецкой шутке: «был лозунг про ноль проблем с соседями, теперь – ноль соседей без проблем». Так что, не зря турецкое руководство говорит про «кольцо врагов», которыми окружена Турция.

Что же до внутренней угрозы, то темой последних недель стало дело о закрытии прокурдской Партии демократии народов. Как можно судить, дело не развалилось, но забуксовало в Конституционном суде (что, само по себе, является достаточно любопытным индикатором – И.С.).

В целом же, внутренняя угроза – это «террор» во всех его проявлениях, но, преимущественно, исходящий со стороны террористической Рабочей партии Курдистана. Не то, чтобы эта тема в Турции утратился свою актуальность, просто она стала привычной частью «ландшафта» и, оттого, перестала замечаться. Ей ощутимо не хватает новизны. А вот заговоры – это совсем другое дело. У всех перед глазами, до сих пор, стоит 2016 год.

Хотя, тот самый заговор и был сорван – и, вроде как, возвращение к тем практикам уже невозможно. То есть, память осталась, но повторение, вроде как, невозможно. А, следовательно, повестка в этом смысле ничем новым пополнится не может. Лишний десяток арестованных «ФЕТОвцев» — не в счет, разумеется. К ним также уже все привыкли. Тему можно считать уже полностью властью отыгранной.

А дальше возникает вопрос относительно той повестки, которая может консолидировать турецкое общество и собрать электорат под знамена президента Реджепа Тайипа Эрдогана и его Партии справедливости и развития в преддверии тех перемен, которые ждут страну, регион и мир.

Говорим это, ничуть не преувеличивая масштаб происходящих изменений. Главное изменение для Турции, если говорить за пределами её границ, заключается в том, что вовсю идет передел мира и зон влияния. И этот мир делят и будут делить отнюдь не США, ЕС и, по как можно судить по турецким оценкам, не Россия. Разумеется, это все – глобальные игроки, но с приставкой «пока». Конечно, главным игроком становится, если ещё не стал Китай. Но возникает огромное пространство для Турции. Прежде всего, как выясняется это пространство – бывшее, постсоветское.

С другой стороны, есть Конвенция Монтрё и Лозаннский мирный договор, о которых все чаще в Турции говорят, как о рудиментах прошлого.

Совершенно при этом не имеет никакого значения, каковы официальные заявления на этот счет, которые озвучиваются со стороны турецкого руководства и президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Они и не могут быть другими, чем то, что Турция ни из чего выходить не собирается.

Но главное заключается в том, что эти соглашения Турции уже мешают. Они рассматриваются в Турции в качестве устаревших и не отвечающих турецким национальным интересам. Они не дают Турции прочерчивать желаемую для себя исключительную экономическую зону в границах, определенных концепцией «Синей Родины». Они не дают возможности Турции зарабатывать на черноморских проливах и на своем уникальном географическом положении. С поправкой на тот растущий, от года к году, судоходный трафик, который наблюдается.

Конвенция Монтрё, впрочем, с одной стороны, Турции помогает – отдавая ей ключи от этой судоходной артерии и передавая над ней контроль. Этот контроль – крайне полезен в военно-политическом отношении, и убыточен для Турции в плане экономическом. В то время, как турками изучен опыт Суэца и Панамы, и они видят, как на этих ключевых инфраструктурных объектах страны зарабатывают, Турция не может делать то же самое. Это, собственно, то, о чем говорил президент Эрдоган, когда заявил, что Конвенция Монтрё не обеспечивает турецкого суверенитета над Проливами.