- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О шагах Турции по возможному улучшению отношений с Саудовской Аравией и Египтом. Часть 1

Последние недели турецкое руководство демонстрирует намерения улучшить отношения с Саудовской Аравией и Египтом, двумя наиболее значительными суннитскими государствами арабского мира. Объяснение этого кроется в политической и дипломатической изоляции, в которой оказалась Турецкая Республика в регионе Ближнего Востока. За последнее десятилетие турецкое руководство встало в напряженные, а то и враждебные отношения с Сирией, Ираком, Египтом, Израилем, Саудовской Аравией и ОАЭ. Последние два-три года показали крах геополитических планов Анкары, разработанных в ходе «арабской весны». Президент Реджеп Тайип Эрдоган не смог сменить политический режим в Дамаске, свергнуть правительство Башара  Асада и «помолиться в мечети Омейядов» (он обещал это в 2012 году). Значительные усилия Турция вложила в продвижение исламистского проекта в Ливии с опорой на местных «Братьев-мусульман» и кланов Мисураты. Весной 2020 года турецкая военная помощь спасла исламистское Правительство национального согласия (ПНС) в Триполи и позволила отбросить от ливийской столицы ЛНА Халифы Хафтара. Однако Хафтар, протеже Египта и ОАЭ, сохранил контроль над нефтеносным востоком Ливии. Недавняя Женевская конференция привела к созданию Правительства национального единства (ПНЕ), в котором роль турецких союзников оказалась очень скромной. Выиграв крупное сражение в Ливии, Анкара не смогла победить в войне. Нынешние  значительные экономические проблемы Турции, связанные с падением курса лиры, побуждают ее руководство в поисках инвестиций нормализовать отношения с Саудовской Аравией и ОАЭ, обладающими серьезным финансовым потенциалом. Можно сказать, что Анкара  вновь обратилась к политике «нулевого уровня проблем с соседями», продвигавшейся в 2002-2011 годах, только без ее творцов, бывшего министра иностранных дел Ахмета Давутоглу и министра экономики и финансов Али Бабаджана. В настоящее время эти политики находятся в оппозиции к правящей ПСР, продвигая собственные проекты – Партию будущего и Прогрессивно-демократическую партию.

В последнее время турецкая правящая элита предпринимает усилия по нормализации отношений с Саудовской Аравией. Об этом свидетельствуют, по крайней мере, два факта. Во-первых, турецкое правительство проявляет абсолютное молчание по поводу разоблачений, связанных с «делом Хашогги». В феврале с.г. Национальная разведывательная служба США опубликовала доклад, в котором вина за убийство Дж.Хашогги возлагается на наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана (МБС) как на организатора и вдохновителя этого преступления. При этом введены санкции против 76 саудовских офицеров и чиновников, так и или иначе участвовавших в подготовке убийства кроме самого МБС. Правительство Турции здесь проявляет странную индифферентность, несмотря на то, что преступление произошло на территории этого государства.

Таким образом, в Анкаре рассчитывают на то, что в условиях охлаждения американо-саудовских отношений (публикация доклада НРС США, замораживание сделки на 36,5 млрд долларов по закупке КСА и ОАЭ американского оружия, вывод движения «Ансар Аллах» из списка террористических организаций) Эр-Рияд позитивно воспримет дружелюбные шаги Турции и в ответ направит необходимые для турецкой экономики инвестиции и кредиты. На поведение Анкары повлияло и примирение между Саудовской Аравией и основным турецким союзником Катаром, достигнутое в январе 2021 года.

Во-вторых, ряд турецких политиков выступили за то, чтобы оказать КСА помощь в войне в Йемене. По информации турецкого журналиста Фахима Таштекина, эта помощь может осуществляться по двум направлениям: направление в Йемен наемников из числа сирийских протурецких джихадистов и продажа КСА турецких беспилотников, хорошо зарекомендовавших себя в конфликтах в Ливии и Нагорном Карабахе. По сообщению North Press Agency, со ссылкой на полевого командира вооруженного формирования «Султан Сулейман Шах»,  протурецкая Сирийская национальная армия (СНА) готовится к отправке десятков своих боевиков в Йемен. Согласно интервью этого командира, сирийским «бойцам» обещан оклад в размере 2500 долларов в месяц. Из первой выплаты вычитаются 100 долларов для оформления необходимых документов. 400 долларов выдаются на руки, а 2000 перечисляются семье боевика. При этом турецкие военные уверяют сирийцев, что они будут нести охранную службу на саудовско-йеменской границе и не примут участия в боевых действиях. Впрочем, боевикам, которых турецкий Генштаб в октябре прошлого года отправлял в Нагорный Карабах, тоже обещали неучастие в боях, а вышло совсем наоборот.

Одновременно появляется информация об участии турецких беспилотников в саудовской военной кампании в Йемене. Военный пресс-секретарь хоуситов полковник Яхья Сарих объявил о том, что бойцы «Ансар Аллах» сбили в провинции Джауф турецкий беспилотник производства компании Vestel Karayel. Саудовская Аравия приобрела партию этих дронов согласно контракту на 200 млн долларов, подписанному между Главным управлением по оборонной промышленности КСА и турецкой компанией Vestel Defense. В 2021 году КСА планирует произвести на своей территории 40 таких беспилотников по турецкой лицензии. При этом присутствие в йеменском небе знаменитых турецких дронов «Байрактар» пока не зафиксировано.

Роль посредника в наметившемся турецко-саудовском сближения играет влиятельная йеменская партия «Ислах», руководствующаяся принципами движения «Братья-мусульмане». В частности большую активность в этом направлении проявляет один из лидеров этой партии шейх Хамид аль-Ахмар, проживающий в Стамбуле, но поддерживающий партнерские отношения с КСА. Об этом сообщают Deutsche Welle Arabic и издающаяся в Лондоне газета «Аль-Араб». При этом партия «Ислах» сотрудничает в Йемене с Саудовской Аравией, но имеет крайне напряженные отношения с ОАЭ. Йеменские «Братья-мусульмане» рассчитывают, что в условиях усиления разногласий между Эр-Риядом и Абу-Даби, в том числе и по Йемену, саудовско-турецкое сближение вполне реально. В свою очередь представители ОАЭ объявили эту информацию «пропагандой Братьев-мусульман»».

Интересно, что в турецких СМИ в последнее время также все чаще появляются статьи о возможном турецко-саудовском альянсе в Йемене. Например, в турецкой проправительственной газете «Ени шафак» была опубликована статья о том, что Саудовская Аравия в одиночку не сможет выйти победителем из йеменского конфликта. В ней говорится: «Турция является единственной страной, способной спасти Саудовскую Аравию от поражения в Йемене». В свою очередь член правления влиятельного турецкого аналитического центра SETAV Бурханеддин Дуран, близкий к президенту Эрдогану, отмечает, что политика аравийских монархий по сдерживанию Ирана и Турции провалилась. По его мнению, в Эр-Рияде сейчас «нуждаются в Турции для того, чтобы противостоять экспансионистской политике Ирана в странах региона, включая Йемен».